dik_dikij (dik_dikij) wrote,
dik_dikij
dik_dikij

«Азиопа», как и было обещано (часть 5)

Алексей Битов (poziloy)

Как ни странно, моё сражение с лонг-листом «Евразии-2011» в номинации «Пьеса на свободную тему» движется к успешному завершению; ещё немного, ещё чуть-чуть…
Правда, полные итоги подвести, к сожалению, не смогу ещё долго: распределение текстов между номинациями вызывает недоумение. Трудно понять, почему, допустим, тексты С.Вальковского, О.Жанайдарова, Ю.Марлиной или А.Финка попали именно сюда, а не в разряд «Пьес для большой сцены». Список этот можно продолжать, в том числе – по текстам, в лонг-лист не попавшим, но не о них речь. Отмечу лишь, что рассматривать тексты придётся совокупно, и только потом подводить какие-то итоги как по одной, так и по другой номинации.
А пока – по порядку.
В прошлый раз пообещал «огласить список» текстов, которые не вызвали у меня вообще никаких эмоций; их «попадание в шорт, в общем, не вызывает сильного протеста, но на этом их можно смело отложить в сторону. Однако в этом списке (не слишком большом) есть и шорт-листники, и даже призёры» (http://dik-dikij.livejournal.com/334621.html).
Выполняю обещанное.
Вот список текстов, набравших в моём «многоборье» сумму «3». Если тексты, набравшие от 0 до 2 баллов, возьмусь это утверждать, ни в какой лонг-лист попасть не могли, то здесь – отчего же? А вот то, что некоторые из них и в шорт попали, меня не то, чтобы удивляет, но… скажем так: на мой взгляд, это странно. Итак, список (тексты, попавшие в официальный шорт-лист, выделены) : Г.Греков, Ю.Муравицкий, «Невероятные приключения Юли и Наташи»; А.Гончарова, «Похоронят и тебя»; П.Ершов, «Олдскульщик»; А.Зиновьев, «Афган точка ру»; О.Михайлов, «Японцы пляшут»; Л.Мульменко, «Призыв»; Н.Рудковский, «Бог щекотки»; А.Финк, «Деловой ужин в домашней обстановке».
Один из этих текстов, повторюсь, даже в призёры попал.
Г.Греков, Ю.Муравицкий, «Невероятные приключения Юли и Наташи». Обычно в невероятных сказках такого рода действуют дети от 5 до 10 лет. Юля и Наташа явно постарше, хотя несколько отстали в развитии. Возможно, авторы таким образом изящно намекают на чудовищный инфантилизм современных тинейджеров (есть такая буква), но всё равно не понятно, на какой возраст это рассчитано – разве что, на великовозрастных инфантилов. Сюжетные повороты, в общем-то, трудно назвать оригинальными; возможно, авторы намеревались взять за основу «Мастера и Маргариту» (есть такой намёк в тексте), но лишь однажды, пожалуй, в «Невероятных приключениях» зазвучало что-то, похожее на голос Воланда: «МИХАИЛ ЕФИМОВИЧ. Хорошо. Я хотел узнать – почему вы не сказали вашим товарищам, что у человека, которому вы проломили череп неделю назад в пять утра в квартире на улице Карла Маркса, кроме золота и оргтехники вы нашли три с половиной тысячи долларов в верхнем ящике стола? Ведь не может же все дело быть в банальной жадности! Три с половиной тысячи долларов это явно не та сумма, из-за которой такой уважаемый человек как вы, будет обманывать своих друзей… Впрочем, если не хотите, можете не отвечать. Мне просто было интересно… простое любопытство, не более… извините, что вмешиваюсь…» (в скобках: Михаил Ефимович – это не Швыдкой и не Фрадков даже, а некий Столяров-Фельдман – человек, как говорят в подобных случаях, похожий на нечистую силу). А в основном тут, скорее, вспоминаются сказки для младших школьников, только сознание такого младшего школьника (Тима Талера, что ли) внедрено в оболочку половозрелого оболтуса. Тоже, конечно, примета времени, но уж больно речь у оболтусов странная:
«ЮЛЯ. Наташа, ты должна принять это как данность. Просто постарайся смириться с этим.
НАТАША. Юля, я не могу с этим смириться. И, даже, если я с этим смирюсь… Мама не простит мне этого. Она не сможет смириться с тем, что мой новый спортивный костюм, который она мне купила месяц назад, весь в говне.
ЮЛЯ. Иногда обстоятельства сильнее нас. Ты должна это понять. Понять и убедить свою маму. Просто так сложились обстоятельства, что костюм оказался весь в говне. Этого уже нельзя изменить.
НАТАША. Да… Ты права. Я должна сама справиться с этим, и тогда я смогу убедить маму. Но я не могу. Что-то внутри меня сопротивляется.
ЮЛЯ. Ты просто размазня. Не удивительно, что эта Рита безумная на тебя накинулась. Она же, как собака, чувствует - кто ее боится и кидается. Вот она почувствовала, что ты слабая, что у тебя нет стержня и накинулась на тебя…
НАТАША. Зачем ты так говоришь?
ЮЛЯ. Потому что это правда. Ты не можешь решить элементарную проблему.
НАТАША. Просто, я не могу от него отказаться. Это какая-то зависимость. Я сама это понимаю, но ничего не могу с собой поделать.
ЮЛЯ. Просто, ты должна понять, что ты сможешь быть одна. Вот я это поняла, и знаешь как мне сейчас легко?! Я сейчас реально понимаю, что могу быть одна, что я самодостаточная. И мне ни кто не нужен. Ты тоже должна поверить в это - в то, что ты самодостаточная. Иначе тебе придётся все время расплачиваться за свою слабость – будешь вечно ходить с синяками, в грязном и рваном спортивном костюме.
НАТАША. Да. Наверное, ты права. Мне самой нужно разобраться в себе
».
Извините за длинную цитату (кстати, из самого начала), но больше всего это похоже на типовой (правда, с маленьким добавлением говна) диалог из учебника иностранного языка, согласитесь. И совсем немного – на анекдот («Уважаемый Василий, если вас не затруднит, не будете ли вы так добры перестать капать мне на голову раскалённый металл с вашего паяльника, а то мне трудно держать стремянку, на которой вы стоите»). Сравните: «НАТАША. Ой. Я так люблю, как ты поешь эту песню. Спой, пожалуйста, ради меня».
И даже в критических ситуациях девочки не сбиваются на моветон или, по крайней мере, быстро возвращаются к лучшим лондонским образцам, будто опасаются всевидящей, хотя и незримой гувернантки: «иди Юля в магазин, купи себе шлем и защиту для роликов. А я пошла блевать» – говорит Наташа, «встает, устало идет к двери, выходит из комнаты».
Впрочем, на какую бы возрастную аудиторию это ни было рассчитано, представления о театре у авторов какие-то странные (хотя оба они, насколько я знаю, в театре работали). Действие скачет, как хочет (11 «переходов» за 33 страницы, считая 2 восьмых действия), причём большинство «мест» требует соответствующего антуража (перекрёсток с одним фонарём или квартира, где «от потолка до пола – сплошные книги»). И о ремарках не забудем, они того стоят («благообразный старичок с седой бородкой, бельмом на левом глазу»; «Мальчик… улыбается ей своей щербатой и из-за этого какой-то хитрой улыбкой»). Короче – оператор, здесь нужен крупный план. Впрочем, для современной киносказки можно бы найти сценарий позанимательнее.
Хотя есть текст, по сравнению с которым Юля и Наташа говорят, как две плебейки. И хотя этот текст в шорт не попал (да и у меня получил ровно 1 балл) тематически надо бы его объединить именно с «Невероятными приключениями».
Р.Орешник, «Жестяные девчонки». Тоже, в некотором роде, из разряда «невероятных приключений», хотя написано «драма», а похоже больше всего на пародию. Всё, как в многочисленных криво написанных молодёжных «жесткачах» (когда «под Сигарева», но манернее), только девочки и мальчики как бы поменялись ролями (вплоть до того, кто кого насилует). Впрочем, мальчики тут – фигуры, в общем, вспомогательные, и их судьба не слишком интересна. А вот девочки (от 12 и старше)... Их 10, не считая массовки, но в конце остаётся только трое: четверых сжигают заживо (вместе), а трёх убивают ножиками (порознь), причём одну предварительно ставят на хор (понятно, мальчики, но по команде главной девочки). При этом мальчики не убивают никого, кровожадны только девочки (ну, как у комаров, наверное).
Да, но как эти благородные девицы разговаривают! Вот одна из главных положительных героинь в лирической сцене со своим свежеиспечённым бой-френдом (они только что познакомились, но любовь у них с первого взгляда): «ЗАХАРОВА ...Любить – это не зажиматься по углам, не щупать друг у друга отрастающие части туловища. Это не значит – строить планы на сытое совместное сосуществование до гробовой доски в деревне, где мычат коровы, кудахчут куры и визжат сопливые дети… Любовь – это когда не только один на двоих воздух, но когда одни на двоих лёгкие. Когда не только одно на двоих здание, но один на двоих дом. Когда не только один на двоих поцелуй, но один на двоих восторг».
Впрочем, бой-френд вполне под стать своей подруге, вот продолжение их лирической беседы: «БОРЯ Я был бы счастлив подарить нам небесный лоскуток. Чтоб парашютом дельтаплана лететь над землёй. Потом лоскут поставили бы парусом. Чтоб лететь над волнами.
ЗАХАРОВА Лучше подари нам небесный лоскут постелью. Чтоб умереть в любви вдвоём… Если вырвать лоскут, во вселенной наверное образуется чёрная дыра. С надорванными алыми краями.
БОРЯ Это не просто чёрная дыра, с алыми краями, это сам Бог
».
Лепота-то какая, правда? Но не единой любовью жив человек; иногда влюблённые переходят на социальные темы.
«ЗАХАРОВА Вокруг Бирюзова не осталось пригородов. Их разорили. Что-то, конечно, пустили под новостройки, но в целом уничтожили. Просто так. Без смысла и разбора. Может, и была какая-то идея, да только она не осуществилась. Но, несмотря ни на что, остался посёлок при кирпичном заводе. Уже мало, кто помнит, когда он реально функционировал, этот завод. Но посёлок остался. И выжил. Вместе с людьми. Но там остались не только коренные жители. Там добавилось приезжих: из деревень, с вольных поселений, непосредственно из-за колючей проволоки. И сползлись бомжи со всех разгромленных окрестностей. Прикинь, могут ли кирпиченские обитатели любить нас, городских, уничтожающих зачем-то их родину. А можем ли мы, бирюзовцы, любить тех, кто не любит нас? Вот тебе и вся подноготная конфликта. Твоя Андронова – недавняя кирпиченка. Оттуда родом весь наш сегодняшний вечер.
БОРЯ Мои дедушка с бабушкой работали на том кирпичном заводе, в молодости. Когда их принесло сюда из деревни, на заработки. И родители мои ещё отлично помнят детство там, на берегу ручья, что был полноводным, как река. А в настоящей реке в те времена водилась стерлядь. Покуда люди сами, собственными руками, не построили лесопромышленный комплекс... У тебя есть песни на эту тему?
ЗАХАРОВА Были. Но потом я поняла, что нынешние русские люди хотят быть во всех деталях похожими на америкосов: надеяться только на банковский счёт и не копать глубоко в принципе, за исключением месторождений нефти. Русские больше не хотят сопереживать за все болячки мира, они теперь хотят переживать за собственное здоровье. Им и песни нужны соответственные, и фильмы: обо всём и ни о чём, не для сопереживания, а для времяпрепровождения
».
Вот рука у меня не повернулась выкинуть ещё какие-то слова из этой песни песней. Только не подумайте, что остальные персонажи менее продвинуты, чем наши Ромео и Джульетта – остальные вполне им под стать, ограничусь одним примером: «СКОРИК ...Только ведь покушение на жизнь нищего очень любят списывать, как раз, на другого нищего». Да что там говорить, если даже ментов отдельные представительницы местной молодёжи деликатно называют милиционерами...
Кстати, а как у нас с драматургией? Вот чего нет, того нет. Подсчитывать места действия не буду, лениво – они мелькают, как пейзаж за окном на скорости 200 км/час. Короче, полное единство формы и содержания. Как в лонг-лист попало? Ну, какой же лонг-лист без Орешника?
Или без Черлака, тоже крупного специалиста по молодёжной тематике. Правда, на нынешней Евразии он отметился лишь в «детской» номинации (и не попал в шорт), но давайте уж и его за компанию.
Е.Черлак, «Мир – дверь – мяч» (детское). Самое интересное тут – конечно, название; знатоки английского, надо полагать, согласятся. Всё остальное, увы, намного хуже. Интрига такая: сначала идёт рутинное заседание городской молодёжной палаты; потом выясняется, что надо проголосовать за список из трёх человек, которые отправятся в лагерь на «озеро Велигер»: «Велигер... Не хило, если это тот самый Велигер! В прошлом году, вроде, тоже там какие-то лидеры собирались... Так в Инете писали, что Утин к ним приезжал, потом – Ведев... Вообще-то крутой замес, если Велигер!» Конечно, крутой замес – Велигер, Утин, Ведев. ИМХО, при таком раскладе лучше бы назвать всех своими именами, и дело с концом. Ладно, едем дальше. Понятно, что по столь нешуточному вопросу разгораются всяческие страсти, и, в лучших традициях мировой литературы подобного рода, у каждого активиста обнаруживается свой скелет в шкафу. Например, некую Наташу председатель включил в троицу за то, что она с ним, сами понимаете, трахалась, причём ухажёр этой самой Наташи скачал соответствующую видеозапись с её мобильника, но до поры, до времени скрывал, что он в курсе. Мало того, отличница Наташа недавно «проверочную по физике на пару написала», и только на следующий день эту двойку исправила. А ухажёр-рогоносец Максим, как выяснилось, должен был получить срок за участие в групповом изнасиловании двух шестикласниц, но родители его отмазали. Со спортсменом Алексеем вообще беда: у него первая проба на допинг (видимо, проба «А») только что оказалась положительной... По итогам бурного обсуждения инвалид-колясочник Дима вскрыл себе вены в сортире; правда, судя по заключительной части («вместо эпилога»), его откачали. Ну, последняя часть вообще мутная какая-то – как хочешь, так и понимай. А попытка Черлака написать гротеск (имеется в виду первая часть) явно не удалась – гротеск не может быть таким скучным и вялым. Да и пишет человек, мягко говоря, очень средне, может позволить себе фразу «Третий [старик] имеет на голове фетровую шляпу» (круче всяких «Велигеров», пожалуй). И последний вопрос: а на каких детей это рассчитано, кто-нибудь объяснить может?
Такие дела.
А о Мульменко и некоторых её «товарищах по счастью/несчастью» – в следующий раз, извините.
Subscribe

  • 2021: 12 – 22 августа

    dik_dikij и poziloy Продолжаем свою припозднившуюся «летопись». 12 августа 2021 года умерла Уна Стаббс. « Стаббс в Британии была известна как…

  • Год назад: 2020, 8 – 19 сентября

    dik_dikij и poziloy Ещё 12 дней прошлой осени. 8 сентября 2020 года умерла Нафисет Айтекова-Жанэ. « В 1961 году пришла на работу в Краснодарский…

  • Год назад: 2020, 1 – 7 сентября

    dik_dikij и poziloy Воспоминания вслед. В первый день прошлой осени ушли Крапивин, Клюев и Печерникова. А закончилась та первая неделя смертью…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment