dik_dikij (dik_dikij) wrote,
dik_dikij
dik_dikij

Эй, залётные!..

Алексей Битов (poziloy)
 
В пятницу, помнится, в посте «Околотеатральное» позволил я себе слегка поинтриговать читателя, буде таковой найдётся: «вопрос о стране проживания главного редактора журнала «Театр» с повестки дня не снимается.
Тема эта, на самом деле, достаточно серьёзная; надо будет посвятить ей отдельный пост (речь ведь, понятно, далеко не об одной Давыдовой)
» (http://dik-dikij.livejournal.com/323996.html).
Какое именно из откровений М.Давыдовой меня к этой теме подтолкнуло, догадаться несложно; lev_semerkin в своём комментарии прямо указал на нужную цитату, приведу её ещё раз: «театр в России действительно был больше, чем театр. О том, какое эстетическое (или внеэстетическое) удовольствие получали зрители, считывали то, что им эзоповым языком сообщали со сцены режиссеры и артисты, написано немало театроведческих текстов. Даже совершенно аполитичный вроде бы мюзикл Марка Захарова «Юнона и Авось» содержал в себе, если вдуматься, суровый диссидентский пафос. «А чего это он в Америку намылился, нешто на родине плохо?» – невольно думал советский зритель, глядя на романтического Резанова-Караченцова. Казалось, вот-вот, стоя на авансцене, он начнет читать отнюдь не Вознесенского, а Лермонтова: «Прощай, немытая Россия…»» (http://www.openspace.ru/theatre/events/details/23605/?expand=yes&view_comments=all).
Сразу скажу: ни меня, ни кого-либо из моих знакомых, смотревших «Юнону и Авось», подобная «невольная» мысль почему-то не посещала: то ли мы слишком тупые, то ли не такие «невольники» мысли «а куда бы нам смотать?». Естественно, вспоминается армейский анекдот, который я как-то приводил уже: «Рядовой Джапаридзе, о чём думаете, слушая офицера на политзанятии? – О голых бабах... – Какие ещё бабы?! – Голые. Я всегда о них думаю».
А если вернуться к теме дальнего плавания... Интересно, а о чём думала г-жа Давыдова, когда читала, скажем, о плавании экспедиции Беллинсгаузена и Лазарева? Наверное, о том, что хоть к пингвинам, хоть куда, лишь бы отсюда.
Или взять фантастику всякую... А чего это они в космос намылились, нешто на родине плохо?
У кого чего болит.
Вопрос ведь, в сущности, не в том, хорошо в России или плохо и лучше ли в каком-нибудь другом месте. Пусть лучше, допустим гипотетически, и что с того? Бывает, что какая-то конкретная причина вынуждает уехать из дома, это естественно и никакого осуждения не заслуживает. Бывает и так, что из собственного дома приходится бежать, тут тем более всё понятно. Бывает, что корни оказываются плохо совместимы с родной землёй, и приходится искать для них другую почву, на родине предков или в каком-нибудь другом заранее облюбованном месте. Но жить на своей земле с мыслью «слинять бы, абы куда» – означает, что корни отсутствуют напрочь, есть, знаете ли, такие растения.
Растения эти в наших порослях попадаются нередко, наверняка вы с ними сталкивались. Если подходить издалека, видел я как-то в городе Саранске лозунг на местном админстративном здании: «Мордовия и Россия – навеки вместе». А что, разве Мордовия – это что-то отдельное от России? А если нет, если речь идёт о части целого? Типа, «стена и дом – навеки вместе»? Нет, извините, чтобы провозглашать себя с кем-то «вместе», хоть «навеки», хоть как, нужно изначально ощущать себя обособленной единицей, которая по своему выбору может быть «вместе» или «врозь» с другой обособленной единицей.
Да, но точно такой же «обособленный» подход сформулирован и в чуть ли не канонических строчках А.Ахматовой: «Я была тогда с моим народом, / Там, где мой народ, к несчастью, был». Получается: не была его частью, а была с ним; проговорка по Фрейду.
Самое время тут процитировать Ф.Раневскую: «Знаете, как сказал один раввин: «Если невеста писает в постель, это, конечно, плохо. Но, если она не писает, тоже ничего особенного»».
Ничего особенного (никакой доблести) нет в том, чтобы оказаться там же, где и весь остальной народ (в том числе – в глубокой жопе, если сложилось именно так). А вот отправиться в эту самую жопу добровольно, за компанию с местными, так сказать, аборигенами – деяние, которым, если угодно, можно гордиться. Другое дело, такое самопожертвование – штука редкая; чаще оказываются вместе со всяким «быдлом» только по отсутствию возможности смыться с посудины, затягиваемой в очередной... скажем так, водоворот. А при первой возможности дают дёру, причём полагают такой образ действия единственно возможным.
Представьте двух подростков, скорешившихся где-то на берегу тёплого моря: один прибыл, скажем, из Арабских Эмиратов, другой – из Сибири. Сможет ли сибиряк объяснить (по-английски) своему приятелю, как это здорово – играть в снежки? Вряд ли. Можно, конечно, грубее – попробуйте объяснить импотенту свои ощущения от секса; увы, не оценит, разве что поверит на слово. Только этот пример не очень корректен: импотент ведь знает, что он – «лишенец», а арабский мальчик из первого примера даже не догадывается, что он потерял. Впрочем, у мальчика этого есть компенсация (я просто не знаю, как можно играть с песком). Но у нашего «бескорневого» компенсации нет – «свободное парение» свойственно птичке Божией, а не двуногому растению.
Поймите правильно: представитель летучего племени во всём остальном может быть милейшим созданием. Особенно – если он не ощущает своего, так сказать, увечья и не испытывает никаких эмоций по отношению к месту собственного пребывания (оно ему глубоко по барабану). Но есть другие, они ощущают какую-то ущербность, и нередко переполнены ненавистью к проклятой «дыре», в которую их занесло, а заодно и к тем, кто врос в свою землю корнями. Ох, как они ненавидят – и нас, и нашу страну!
Вот только про «немытую Россию» – не надо. Вам, летучим, до неё дела нет, а Лермонтов прощался, уезжая на Кавказ – в русскую армию, между прочим. Служить той самой России, несмотря на всю её «неумытость». А вам слабо.
Ничего плохого в поисках «лучшей доли», повторяю, нет. Вот только корни, если они есть, мешают, цепляются за что-то. А у перекати-поле корней, как известно, нет, катись себе по ветру, ничто не остановит.
Вопрос самосознания, не более.
А в лесу нашем... или в пруду... или во саду ли, в огороде, один хрен... и в самом деле глухо, как в танке. Но корни, корни, куда денешься, они даже у автономных кувшинок есть, говорят. Для тех, у кого они есть, пересадка, сколь бы вынужденной она ни была, очень болезненна.
И только для перекати-поле перемещение – самоцель. Оно же не понимает, что это ветер его по шарику гоняет туда-сюда. Да если бы и понимало, разницы никакой – корней нет, отчего бы и не поболтаться, зацепиться всё равно нечем.
А если ветра нет? Такая охота к перемене мест накатывает, что ночью и днём – всё об одном. И, что бы где ни происходило, всё воспринимается, как намёки-намёки-намёки. Таракан побежал – не иначе, в поисках лучшей доли. Солнце поднялось – ему хорошо, скоро на Западе окажется. А если с утра пасмурно, значит, светило там и осталось, на Западе.
Почему их гонит на запад, а не на восток? Видимо, в наших краях восточный ветер преобладает, «Ой, да налетели ветры злые, Да с восточной стороны». И ничего не поделаешь, зацепиться нечем. Как только подует, Закружились бесы разны, Будто листья в ноябре... Сколько их? куда их гонят? Что так жалобно поют? Домового ли хоронят, Ведьму ль замуж выдают?
А может, роза ветров тут ни при чём, просто незакреплённые предметы сносит в сторону, противоположную вращению Земли, по инерции. И поют они вот что: «Ветер несет нас на Запад, как желтые семена... Силы, жившие в теле, ушли на трение тени...».
Почему же не все улетают? Отяжелели от обильного корма, надо полагать. Чем их кормят, эти растения, мне невдомёк, но чавкают ребята с аппетитом, хорошо слышно (сказано же, кормить лучше надо, тогда и не улетят).
Смешные они, эти перекати-поле. После нас остаётся хотя бы земля, нами же и обжитая. А после них – ничего. Пустота.
Subscribe

  • 2021: 12 – 22 августа

    dik_dikij и poziloy Продолжаем свою припозднившуюся «летопись». 12 августа 2021 года умерла Уна Стаббс. « Стаббс в Британии была известна как…

  • Год назад: 2020, 8 – 19 сентября

    dik_dikij и poziloy Ещё 12 дней прошлой осени. 8 сентября 2020 года умерла Нафисет Айтекова-Жанэ. « В 1961 году пришла на работу в Краснодарский…

  • Год назад: 2020, 1 – 7 сентября

    dik_dikij и poziloy Воспоминания вслед. В первый день прошлой осени ушли Крапивин, Клюев и Печерникова. А закончилась та первая неделя смертью…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments