dik_dikij (dik_dikij) wrote,
dik_dikij
dik_dikij

Полёты во сне и наяву

Алексей Битов (poziloy)

Помнится, в начале июня я уже использовал цитату из «Аэлиты» в начале одного из постов – думал, речь идёт о полёте на Марс. Виноват, ошибся, в начале июня никакого полёта не было – только явление заморского гостя в скафандре с чужого плеча. Лже-полёт, типа.
А истинный полёт состоялся месяцем ранее – люблю грозу в начале мая, так сказать. Космодром, правда, тот самый – Центр драматургии и режиссуры на Беговой.
Именно там и именно тогда состоялась «Творческая дискуссия "Почему я не люблю театр"». Руководитель полёта – г-н Станиславский, шеф-редактор журнала «Заславский»... или наоборот, не помню... Чтобы не путаться, лучше процитирую, только прошу учесть, что для пущей секретности слово «полёт» заменяли эвфемизмом «дискуссия». Итак: «Участники дискуссии:
Марина Разбежкина, кинорежиссер, сценарист
от филологов –
Фекла Толстая,
которая, впрочем, и режиссер, и журналист, а также
Борис Дубин,
который помимо того, что филолог, переводчик, еще и известный российский социолог.
Приглашены высказаться по этой теме от цеха фотохудожников – Елена Уланцева, от художников – Егор Остров, от «взрослой современной музыки» – певица и организатор объединения «Несовременное искусство» Лина Милович.
Арт-директор проекта – Григорий Заславский , ведущий цикла встреч на Беговой – театральный критик, зав. отделом культуры «НГ», шеф-редактор журнала «Станиславский».
Со-ведущий проекта – Михаил Угаров, драматург, режиссер, сценарист, член худсовета ЦДР, художественный руководитель «Театра.doc».
Куратор проекта – Ольга Субботина, режиссер, член худсовета ЦДР
» (http://vkontakte.ru/event26558323).
Представляю, как напряжённо проходили выборы – и от филологов, и от художников, и от «взрослой современной музыки», и особенно от «цеха фотохудожников» – сам г.Чуров не сталкивался доселе с такой напряжённой борьбой за представительские мандаты. Но место первого пилота без всяких выборов получила г-жа М.Разбежкина – ей альтернативы не нашлось.
Поскольку бортового журнала я в Сети так и не обнаружил, положусь на свидетельские показания Т.Альбрехт, заботливо выложенные в ЖЖ, см. http://karassio.livejournal.com/8678.html.
Интереснее всего, на мой взгляд, следить за манипуляцямии первого пилота.
Цитирую: «подключилась Разбежкина и начала рассказывать о детских впечатлениях от "Евгения Онегина" в Казанском оперном, свела все это опять-таки к толстовской теме фальши». Соглашусь с шеф-пилотом, я тоже не понимаю, зачем водить ребёнка туда, куда ему совсем не хочется идти. Сам в некотором роде настрадался, долгое время ненавидел балет, а потом как-то успокоился – повзрослел, наверное.
«Марина Разбежкина разными словами вела, в принципе, одну линию – что живая жизнь куда интереснее "надуманости" театра, именно потому ее так цепляет театр Док, как театр документальный, фиксирующий жизнь во всей полноте. На это опять-таки очень резонно возразила Толстая, что документальность – есть тоже условность, только другого рода...» В принципе, главное Ф.Толстая сказала, свои 20 копеек я добавлю чуть позже.
«На это ему [Дубину] резонно возразила Разбежкина – интеллигенция советской эпохи воспитана в советском культурном пространстве и зачастую не может выйти на диалог с новой нарождающейся культурой, мыслит старыми культурными категориями, которые не воспринимаются или не так воспринимаются новыми поколениями». Честно говоря, никогда не относил себя к интеллигенции, но заступиться придётся: интеллигенция «советской эпохи» была воспитана прежде всего на литературе, отторгнутой советским культурным пространством – Мандельштам и Булгаков, Солженицын и Бродский. А уж тем более нелепо относить к советскому пространству Пушкина, Гоголя, Достоевского, Толстого, Чехова... Кроме того, хотелось бы понять, что шеф-пилот называет «новой нарождающейся культурой» – баночки всякого рода? Эксгибиционистские акции? Музыку без звука, кино без изображения, книги без текста и прочие новые способы сравнительно честного отъёма денег? Да уж, культурненько...
«Разбежкина с особой гордостью говорила о том, что одна ее студентка год живет в палатке рядом с бомжами». М-да, лучше бы она эту палатку бомжам отдала... хотя, с другой стороны, пропить могут... бедная студентка, короче...
Вот что тут можно сказать? Разбежкина, конечно, крутой теоретик – это ведь у неё Угаров позаимствовал идею «вертикали» и «горизонтали» в искусстве. Ребята, видимо, просто не в курсе, что вертикаль и горизонталь – понятия плоскостные, а Земля давно уже перестала быть плоской, и искусство тоже.
Ещё одна идея Разбежкиной, скинули мне тут запись её выступления где-то на ТВ. Шеф-пилот возмущалась, что молодые режиссёры не особо озабочены поиском «новых форм». Опять двадцать пять! Как выразился М.Пруст (мы его как раз недавно цитировали, http://dik-dikij.livejournal.com/315167.html), «Для писателя, как и для художника, стиль является вопросом видения, а не техники». Форма в искусстве, извините, определяется содержанием, иначе получается не искусство, а фигня на постном, прованском или касторовом масле. Точно так же и наоборот – содержание определяется формой, а по отдельности того или другого не существует («Так пьянствуют в Сиаме близнецы, / где пьёт один, забуревают – оба»). А искать форму под незнамо что, для галочки или ради одобрения шеф-пилота – глупость неимоверная: форма сама придёт, если содержание этого потребует. Прописная истина, которую точно сформулировал П.-Ф.Лагерквист: «Я не вмешиваюсь в свое творчество» (тоже цитировали, http://dik-dikij.livejournal.com/317332.html). Во всяком случае, на Земле это – аксиома; на Марсе, может быть, и не так, но что марсианину здорово, то землянину смерть.
Что ж, пора внести обещанные 20 копеек. Напомню, по Разбежкиной «живая жизнь куда интереснее "надуманости" театра, именно потому ее так цепляет театр Док, как театр документальный, фиксирующий жизнь во всей полноте». Значицца, так: любое искусство по своей природе условно; надо обладать могучим интеллектом, чтобы, увидев дюреровского носорога, возмутиться: это же не живой носорог в натуре, это только рисунок, меня обманули. То же самое – с театром; если бы в спектаклях всё происходило «взаправду», после каждого сценического убийства пришлось бы возбуждать уголовное дело, однако подобное почему-то никому в голову не приходит.
А лучше – пусть будет не 20 копеек, а намного больше, и не от меня, а от А.Я.Таирова: «Итак, Натуралистический театр с его рабским преклонением перед правдой жизни, с его неизменным стремлением заставить «визжать живых поросят»?..
Вы знаете старинную басню Эзопа, которую приводит, как быль, Коклен?
На ярмарке скоморох стал подражать хрюканью поросенка – он это делал так искусно, что все кругом, придя в восторг, стали громко ему аплодировать.
Тогда крестьянин побился об заклад, что пропищит так же хорошо: он спрятал под одеждой живого поросенка и стал щипать его – поросенок, конечно, завизжал, но крестьянина ошикали: «Что тут делать! – говорит Коклен. – Поросенок, наверно, пищал хорошо, но безыскусственно». Да, с этим ничего не поделаешь.
Ибо есть две правды – правда жизни и правда искусства. Конечно, местами они соприкасаются между собой, но большей частью бывает так, что правда жизни оказывается ложью в искусстве и, наоборот, правда искусства звучит ложью в жизни. Натуралистический театр либо прошел мимо этой простой истины, либо сознательно отверг ее.
Отсюда его стремление, чтобы и актер и зритель забыли о театре, чтобы они чувствовали себя так, словно та драма или комедия, которая разыгрывается на подмостках, происходит в их всамделишной жизни
» («О театре» (записки режиссёра, статьи, беседы, речи, письма) – М., 1970. Из статьи «Театр и драматург», стр.255-260). Кстати, обратите внимание на одну деталь: обмануть зрителей пытается не актёр (скоморох), а представитель «документальной школы» («он спрятал под одеждой живого поросенка»; спрятал, заметьте) . И есть в этом глубокая, чтобы не сказать сермяжная, правда: тот, кто обещает показать со сцены «жизнь во всей полноте», лжёт самым наглым и бессовестным образом. «Всю полноту» уложить в два-три часа невозможно; искусство заключается в том, чтобы сделать своего рода выжимку, квинтэссенцию. А в соотношении 1:1 – смешно, право слово. Хотя на Марсе, может быть... Летите, ребята, туда вам и дорога. Только с таким шеф-пилотом, не знающим основ навигации... в общем, лучше оставайтесь на Земле, а то сгинете бесследно в каком-нибудь нуль-пространстве.
И последнее, всерьёз. Любовь – штука иррациональная: любят, как известно, не «за что», а вопреки. Нелюбовь – то же самое. Ну, не любите вы театр, так держитесь от него подальше, и все дела. Нет тут предмета для дискуссии, да и быть не может. Я вот баранину не люблю, а кто-то свинину не ест – и что? Каждый выбирает то, что ему по вкусу, а не плюёт в чужую тарелку. Лучше найдите себе занятие по душе и занимайтесь им на здоровье. Никто вас в театр силком не потащит, как Разбежкину в детстве на «Евгения Онегина», можете быть уверены.
Есть простой рецепт излечения детских травм – не надо бередить их понапрасну. Время – лучший лекарь, если, конечно, болячки не расковыривать. В конце концов, всё проходит, и это пройдёт.
Subscribe

  • 2021: 23 – 31 августа

    dik_dikij и poziloy Прощаемся с летом. 23 августа 2021 года умер Гоча Ломия. « Ломия... знаком советскому зрителю по своему экранному дебюту – в…

  • 2021: 12 – 22 августа

    dik_dikij и poziloy Продолжаем свою припозднившуюся «летопись». 12 августа 2021 года умерла Уна Стаббс. « Стаббс в Британии была известна как…

  • Год назад: 2020, 8 – 19 сентября

    dik_dikij и poziloy Ещё 12 дней прошлой осени. 8 сентября 2020 года умерла Нафисет Айтекова-Жанэ. « В 1961 году пришла на работу в Краснодарский…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments