dik_dikij (dik_dikij) wrote,
dik_dikij
dik_dikij

Памяти Татьяны Панковой

Алексей Битов (poziloy)

9 июля 2011 года умерла Татьяна Панкова. Сегодня – девятый день.
Начнём с фильма, в котором Татьяна Петровна не снималась: «Адъютант его превосходительства» (мы как раз о нём недавно вспоминали). Есть в этом фильме такой эпизод: Батька Ангел с подсказки «шутника» из своей свиты говорит «экскремент» вместо «эксперимент». Белые офицеры смеются, смеётся и один из красных командиров, бывший фельдшер. Второй красный командир (тот, которого играет Ю.Назаров) не смеётся, он смысла оговорки не понимает, слова незнакомые. Маленькая, вроде бы, деталь; большинство зрителей её, скорее всего, не замечает или не обращает внимания. И тем не менее в этом и проявляется профессионализм: уважающий себя автор не на «пипл» работает («пипл» и так схавает) и не на случайно зоркого зрителя, умеющего «выцеплять» ляпы – он работает с учётом Того-кто-всё-видит (нет, не в вульгарно-религиозном смысле, отнюдь).
Современная техника позволяет остановить кадр. Попробуйте нажать на кнопку «стоп» во время крупного плана, и вы увидите самые неожиданные вещи. Вот известный актёр (актриса) что-то изображает, а глаза у неё пустые, сквозь напускные (по роли) эмоции пробиваются скука и желание поскорее освободиться. Фальшь неизбежно проявится и без всяких стоп-кадров, просто кто-то не заметит, а кто-то не придаст значения. А зрителю, умеющему видеть, сразу понятно: не профессионал – профессионалу никогда не скучно заниматься своим делом; так родной для вас человек может вызвать и раздражение, и желание прервать с ним всякие отношения, но равнодушной скуки не вызовет никогда.
Татьяна Петровна Панкова была настоящим профессионалом. Вот простой пример: смотрю короткую телевизионную передачу об умершей актрисе (http://www.newstube.ru/media/na-95-godu-zhizni-skonchalas-tat-yana-pankova) и вижу в конце кадры, где Панкова в роли профессиональной портнихи работает не глядя, наощупь, но при этом совершенно расслаблена – знает, что «наработанные» пальцы её не подведут. Так выполняют мелкую работу профессиональные портнихи, но и по-настоящему профессиональные актёры играют именно так, на рефлексах (просчитать каждую деталь всё равно невозможно).
Или другой эпизод, из фильма «Сфинкс»; сам фильм, как и, увы, «Анну на шее» (откуда, как мне объяснили, и взят эпизод с портнихой) я не видел, а отрывок здесь – http://www.dailymotion.com/video/x8jybe_yyyyyy_shortfilms. В конце фрагмента героиня Панковой должна закрыть глаза, и это достаточно трудный момент для крупного плана – чаще всего получается нарочито. Что делает Панкова, чтобы сделать это естественно? Перед тем, как закрыть глаза, она долго смотрит, не мигая, и всё получается само собой. Можно ли просчитать подобные моменты «от ума»? Один эпизод – можно, а всю роль в мелких деталях – нереально, их слишком много, этих деталей. «Рецепт» тут, по-моему, прост – надо войти в роль, а дальше обдумывать только узловые моменты, остальное – на рефлексах. В конце концов, профессионал – не тот, кто наработал профессиональные штампы, сколько бы их ни было, а тот, кто наработал достаточное количество рефлексов, чтобы не отвлекаться потом на мелкие операции.
В случае с Панковой удивительно ещё и то, что она всё-таки – театральная актриса, а не киношная. На сцене-то, вроде бы, без разницы, как закрывать глаза – зритель этого не видит, расстояние не позволяет (разве что чей-то бинокль прямо на лицо направлен). А ведь на самом деле не так – из самой мелкой, невидимой из зала ошибки, если вовремя не спохватиться, растёт, как снежный ком, та самая фальшь, которая сводит всё на нет. Опять-таки профессионал понимает такие вещи, как нечто, само собой разумеющееся.
Хотелось, конечно, найти какие-то театральные записи с участием Панковой, но – увы, не получилось. Может быть, какое-то представление даёт статья Б.Львова-Анохина в «Независимой газете» аж от 16 декабря 1993 года (см. сайт Малого театра, http://www.maly.ru/news_more.php?number=3&day=15&month=7&year=2011). Конечно, лучше бы один раз увидеть...
Пора сделать небольшое отступление. Честное слово, начиная этот пост с «Адъютанта его превосходительства», я как-то даже не подумал, что главную роль в этом фильме сыграл человек, который последние десятилетия работы Панковой будет возглавлять театр, где она служила. То ли совпадение, то ли подсознание сработало...
Как бы то ни было, вернёмся к кино. Понятно, в разговоре о Панковой никак не обойтись без «Звезды пленительного счастья» (тут она – путеводная, что ли). Удивительно, но при «неаристократической», мягко говоря, внешности Панковой только у неё получился характер подлинной аристократки (не хочу никого обидеть, просто констатирую факт).
Вот фрагмент – http://video.mail.ru/mail/yuzhaninovalyudmila/830/994.html (c 48-й минуты).
Слова тут, право же, не нужны – всё равно не получится сказать так просто и естественно, как она сыграла.
Констатирую факт.

Subscribe

  • Год назад: 2020, 20 – 25 сентября

    dik_dikij и poziloy В прошлом году по техническим причинам пришлось разбить наш последний сентябрьский мемориал на две недлинные части. Может быть,…

  • 2021: 1 – 15 сентября

    dik_dikij и poziloy Осень... 1 сентября 2021 года умер Александр Храбунов, « Бессменный гитарист группы «Зоопарк» и соратник Майка Науменко в…

  • Памяти Бельмондо

    dik_dikij и poziloy 6 сентября 2021 года умер Жан-Поль Шарль Бельмондо. Тот редкий случай, когда можно без малейшего преувеличения сказать:…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments