dik_dikij (dik_dikij) wrote,
dik_dikij
dik_dikij

Categories:

Классное чтение, продолжение

Алексей Битов (poziloy)

Что ж, возвращаемся к конкурсу «Свободный театр». Очередная порция. Сразу скажу – любителям острых ощущений можно не беспокоиться, в сегодняшней тройке ничего такого нет. Всё скучно донельзя.
Е.Васильева, «Люби меня сильно». Третий призёр в основной номинации (один из двух). Жанр – ну, может быть, сценарий: действие перепрыгивает с места на место, а завершается всё проходом героев по дворам (ещё один эпизод «на ходу» есть в Картине 4, но там его можно и опустить). Ремарки: «Оля уходит в комнату, ложится на кровать в позе звездочки, долго и неподвижно смотрит в потолок. Даже не моргает. На кухне раздаются крики родителей. Оля закрывает глаза и одна слеза медленно скатывается по щеке, капает на подушку. Оля садится, и слеза уже стекает прямо ей в рот». Или так: «Оля попыталась выдернуть свою руку из руки отца, но он держал ее крепко, так что рука начала уже синеть». Попробуйте, что ли, представить на сцене эту синеющую руку. А самое смешное, что это ещё не самое страшное; хуже, что перед нами очередная псевдонатуралистическая страшилочка типа «умереть, не встать». Девочка Оля живёт с матерью и отчимом; отчим пьёт и явно имеет виды на падчерицу, это понятно с самого начала (он очень терпелив: ждал, пока 5-летняя девочка дорастёт до 14 лет). Семейство вообще очень интересное: отчим официанта в ресторане называет шафером (правда, возможно, он так прикалывается), зато читал Мопассана («Пышка») и, надо полагать, имел дело с видиком (говорит, что покупал «кассетки», на которых «девочки любят друг друга»). Дура-мамаша играет с супругом в сексуальные игры (пароль: «Как звать тебя, лошадь потная?» – отзыв: «Непотеюшка»), но по наивности не догадывается о видах муженька на подрастающую дочь. А сама наивная девочка упорно называет компьютер компостером и вообще. С «компостером» она, надо сказать, сталкивается в гостях у богатенькой ровесницы Марианны, которая, правда, не знает, кто её родители («Оля: А почему ты со своей мамой на Вы разговариваешь?
Марианна: У-у, какая ты назойливая! От тебя устать не долго. Потому что так меня научили, с рождения. Потому что они там, типа, интеллигенция, учителя, или фиг их там разберешь, кто они
»).
Ну, а на сладкое – ещё одна ремарка, не поверите: «Отец берет Олю, садит ее к себе на колени». Так и написано, честное слово. Непонятно только, кому тут присуждать спецприз «за наивчик»: глупенькой Оле, несчастному автору, полагающему, что мы обрыдаемся над таким текстом, или жюри, сделавшему это жалостное нечто призёром драматургического конкурса, претендующего на некую серьёзность.
А вот – текст, ставший призёром в номинации «Пьеса малого формата, или экспериментальный текст для театра».
В.Кобяков, «Ничего страшного» («Позднее вторжение»). Тут я просто не въехал, признаюсь. Место действия – странная двухкомнатная квартира, где хозяин живёт в одной комнате, а вторую сдаёт молодым особам, замужним или одиноким; в результате последние исчезают в неизвестном направлении. Причём, судя по той истории, которую мы имеем возможность наблюдать, так сказать, воочию, тут нет ни комнаты Синей Бороды, ни мистики в духе Гофмана: Катя решает сбежать и от мужа, и от странного хозяина, который, похоже, именно этого и добивался; в финале он уже зазывает к себе пожить следующую супружескую пару. Предположим, у человека – навязчивая идея разрушать браки, так ведь опять не сходится: до Кати с Андреем клиентками загадочного маньяка становились, как выясняется по ходу, одинокие девушки; они-то от кого сбегали? Возможно, текст просто недоработан, но тогда тем более непонятно, что он делает в призёрах конкурса. Хотя написано вполне грамотно, никто никого никуда не «садит», и то хорошо. По сценичности, впрочем, всё немного странно: действие мигрирует между двумя комнатами и прихожей, интерьеры освещаются поочерёдно, и таких «перещёлкиваний» штук 15 (на 17 страниц текста). В общем, не знаю, можно ли из этого текста сделать спектакль, но для конкурса театральных электриков он годится вне всякого сомнения.
И ещё. Сама история распада семьи показана слишком быстро и схематично; вспоминается стёбная сцена из фильма «Д'Артаньян и три мушкетёра, когда миледи (М.Терехова) за пару минут совращает с пути истинного пуританина Фелтона (Е.Данчевский). Только там был именно стёб, а здесь автор, похоже, вульгарно не попадает в темп.
Р.Ушкевич, «Безупречный». Если это вообще можно отнести к какому-либо жанру, скорее всего, можно говорить о радиопьесе. По большей части либо вообще ничего не происходит (разговоры, разговоры), либо происходит нечто непонятное. Вот Дэн идёт провожать отца и попутно жуёт пиццу, потом «какое-то время стоит у двери в ожидании, пока отец спустится», а потом «возвращается в комнату, продолжая жевать пиццу». То ли лестница короткая, то ли пицца очень большая, то ли жуёт медленно – ладно, допустим. А вот Алиса режет «кочан белокочанной капусты»: режет, режет, режет, «продолжает нарезать», «ожесточённо режет». Видимо, попался кочан гигантских размеров. Или автору всё-таки захотелось чем-то занять персонажей, вот и появилось нечто вневременное. Понятно же, что никаких живых персонажей тут нет, а марионеткам всё равно – они дёргаются ровно столько, сколько автор тянет за нитки, утилитарного, извините, смысла в этих подёргиваниях всё равно нет. Да и персонажей, собственно, нет – только слабенькие копии с чего-то прочитанного (эту воду уже пили). Видимо, автор (лауреат предыдущего «Свободного театра» – спецприз «Яркий дебют»), кроме всего прочего, основательно проштудировала современную пьесу в известных объёмах – основные персонажи взяты напрокат у обоих Дурненковых (а название, возможно, вдохновлено Курочкиным).
Чтобы как-то оживить текст, автор сочиняет дополнительных персонажей – вот уже и трансвестит промелькнул (очень скромно, не волнуйтесь); вот появился призрак погибшего босса («он голый, но почему-то в галстуке и солнечных очках»); только никакой «оживляж» тут не помогает – как манекен не оживёт от удара электрическим током.
И ещё забавно. Дэн и Пит пьют пиво, Дэн уходит «отлить», а по возвращении пьёт уже вино («лакировка» у них такая, что ли?). Но самое главное – в это время «Под окном стоят люди – молчаливая демонстрация»; Дэн кричит «Э, пидорасы!» – «толпа не реагирует». Далее, в сцене с Алисой: Дэн «подходит к окну, открывает его. Там стоит демонстрация. Дэн кому-то свистит, радостно кивает, сплевывает вниз» (возможно, увидел знакомого пидораса?). И вот уже опять: «Дэн подходит к окну, там проходит очередная мирная демонстрация». Дело, конечно, не в пидорасах, а в их демонстрациях – видимо, это предлагается показать на экране. Ещё лучше весь «спектакль» на экране показать (и заодно у Алисы, например, написать на лбу «жена босса», а то непонятно – тем более, не жена, а вдова).
Вот такая, типа, пьеса.
Вот такой, типа, конкурс. Хочу только заступиться за его организаторов – он мало отличается от своих собратьев. Та же Е.Васильева в прошлом году на «Евразии» получила третью премию в номинации «Пьеса на свободную тему» с текстом «Там, за Ладожским озером» – весьма похожим на «Люби меня сильно», но, скажем честно, ещё более чудовищным. Есть в шорт-листах пересечения и с другими конкурсами/фестивалями («Премьера», Любимовка). Чем больше читаю, тем больше удивляюсь: как некоторые тексты попадают в «лауреаты», понять решительно невозможно.
Хорошо, если по блату, «не глядя». А если их предварительно читают – совсем плохо дело.
Ох, беда бедовая…
Subscribe

  • Вынужденное

    Алексей Битов (poziloy) Очень не хотелось снова писать про всю эту ковидно-вакцинную вакханалию, но деваться, повторю, некуда. Хотя прекрасно…

  • Мастер, Маргарита и немного футбола

    Алексей Битов (poziloy) « Смотреть матч по телевидению все равно, что изучать животное по скелету. Все вроде бы ясно, а теплого и трепетного…

  • 2021: 1 – 15 ноября

    dik_dikij и poziloy Юрий Клепиков, Геннадий Чихачёв, Виктор Коклюшкин и другие. 1 ноября 2021 года умер кинодраматург Юрий Клепиков – сценарист…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment