dik_dikij (dik_dikij) wrote,
dik_dikij
dik_dikij

На пути к новой жизни

Алексей Битов (poziloy)

Начало второго полугодия, самое время начинать новую жизнь.
Действительно, а почему бы и нет? «Повышенные обязательства», взятые мной в отношении «Евразии», вполне допускают новые подходы. В самом деле, три текста из десяти выбрать не трудно, а вот (условно) 25 из 90... Не разложишь такое количество в голове по полочкам, «полочек» не хватит.
Чтобы было проще, попробую оценивать каждый текст в баллах, но не «по общему впечатлению», а более конкретно. Систему придумал такую: беру 5 показателей, каждый текст по каждой позиции оцениваю от «0» до «2» (нет, неоднозначно, да). Оценки суммирую; фактически получается своего рода десятибалльная система.
Позиции такие:
1. Жанровое соответствие (пьеса, не совсем пьеса, не пьеса).
2. Сюжет/композиция (выстроены, выстроены отчасти, не выстроены или использованы готовые клише).
3. Персонажи (живые, полуживые, заимствованные или никакие).
4. Язык. Здесь, конечно, нужны дополнительные пояснения: естественно, персонажи могут быть как угодно косноязычны, вопрос не в этом, а в том, насколько владеет языком сам автор – свободно, со словарём или никак (это видно отнюдь не только по ремаркам, уверяю вас).
5. Эмоциональность/энергетика (цепляет, задевает вскользь или всё мимо кассы).
Повторяю, этот эксперимент коснётся только «евразийских» текстов; то, что осталось от «Свободного театра», будет рассматриваться в обычном формате. Тем не менее, чисто для себя, попробовал оценить 8 текстов, причём, честное слово, старался всё округлять в большую сторону. В итоге целых два текста «зацепились» за оценку «4» из 10 возможных; остальные получили от «3» до «0» (было и такое).
Как ни странно, наименьшие возражения вызывает язык – 8 авторов, 8 баллов «на круг». Остальные показатели значительно хуже: номинация «персонажи» – 4 балла на всех, «сюжет/композиция» – 3, «энергетика» – 2, «соответствие жанру» – 1 (на всех!). Последний результат не удивляет: известно, что целая компания пудрит народу мозги сказками, будто никаких жанровых границ отныне и присно не существует (на всякий случай ввели даже «специальный» термин – «пьеса для читки»).
Вынужден повторить ещё раз: ролевой текст для читки придумали давно, это не очень приметный, но, вроде бы, ещё живой жанр – радиопьеса. Трудности этого жанра связаны прежде всего с тем, что homo sapiens лучше усваивает визуальную информацию, а ухо чаще всего реагирует только на самые простые сообщения и крайне редко способно работать «на максимуме» в течение длительного времени; в результате сложная (особенно вербальная) информация на слух воспринимается дискретно, с разрывами. Помнится, в одном из рассказов о Шерлоке Холмсе суть шифра заключалась в том, что надо было читать через два слова на третье; вот примерно так воспринимает аудиоинформацию большинство людей.
И это – не говоря уже о том, что сама читка есть процесс технический; смотреть, как это делают, абсолютно бессмысленно – или вы, когда прокручиваете аудиозапись, во все глаза смотрите на магнитофон?
Ладно, хватит о технике. Кроме всего прочего, уход от жанровых требований не упрощает задачу автора, но, напротив, усложняет её. Проще заполнять готовую ёмкость, чем таскать воду в неприспособленных для этого «сосудах» (ладонях, решете и т.д.). А главное – именно формат пьесы даёт тот средний план, который позволяет показать героя крупным планом; можно сказать, этот герой помещается в особую питательную среду, отобранную, надо полагать, методом проб и ошибок. Короче говоря, хотите начинать с нуля – флаг вам в руки, но это почти то же самое, что идти до аэропорта пешком, игнорируя автобус или тачку; прогулка может получиться замечательной, только самолёт к моменту вашего подхода уже давно прибудет к месту назначения.
Скажете, повторяюсь? Есть немного, но что остаётся, если предыдущие попытки потерпели крах?
Вот и приходится начинать «новую жизнь» с раздачи старых долгов («Свободный театр», в частности) и с «повторения пройденного».
Каждый раз начинать всё с нуля – это, знаете ли, перебор...
Subscribe

  • Год назад: 2020, 20 – 25 сентября

    dik_dikij и poziloy В прошлом году по техническим причинам пришлось разбить наш последний сентябрьский мемориал на две недлинные части. Может быть,…

  • 2021: 1 – 15 сентября

    dik_dikij и poziloy Осень... 1 сентября 2021 года умер Александр Храбунов, « Бессменный гитарист группы «Зоопарк» и соратник Майка Науменко в…

  • Памяти Бельмондо

    dik_dikij и poziloy 6 сентября 2021 года умер Жан-Поль Шарль Бельмондо. Тот редкий случай, когда можно без малейшего преувеличения сказать:…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments