dik_dikij (dik_dikij) wrote,
dik_dikij
dik_dikij

Categories:

Классное чтение

Алексей Битов (poziloy)

Урожайный вчера выдался день: сразу два драматургических конкурса – «Свободный театр» и «Евразия» – чуть ли не в унисон назвали лауреатов.
Планы мои в отношении «Евразии» остаются неизменными – не знаю, сколько времени это займёт, но намереваюсь прочитать все 99 текстов из 3-х лонг-листов (точнее, 90 – 9 я в разное время уже читал).
Со «Свободным театром» проще. Ни за какой базар отвечать не надо, беру только шорт-листы, а начну с лауреатов. О трёх я уже писал, повторяться, разумеется, не буду; отмечу только, что очень развеселился, узнав, что приз Т.Стоппарда «Яркий дебют» присуждён самому блёклому из соискателей – А.Стадникову. Впрочем, Стоппарду по барабану, он по-русски не читает, а то бы тоже посмеялся.
Не повезло А.Донатовой. Как она ни старалась, но в актуальности уступила: технологическая брошюра для заочников («В моей сексуальности виновата кошка», см. http://dik-dikij.livejournal.com/298231.html) оказалась не так востребована, как «монолог» об августовской войне 2008 года – в номинации «Пьесы малого формата и экспериментальные тексты для театра» победила Ю.Ионушайте, «Я солдат, мама!».
Кто читал две «Наташины мечты» Я.Пулинович, сразу же узнает знакомое лекало. Вот только Пулинович, к её чести, свои монологи писала от лица девочек, а герой Ионушайте – десантник и экс-баскетболист, за неделю до дембеля убитый грузинским снайпером – говорит с отчётливо женскими интонациями. О нём мы узнаем немного, какие-то клочки и обрывки, зато внимательный читатель отметит некоторые подробности боевых действий: «всё путём было. Подошли к Тбилиси. Ждали приказа брать город... Но приказа так и не поступило». Или: «мы ещё в конце июля поняли, что что-то намечается. Какое-то шевеление вокруг. Движуха. Построения постоянно. Техника на срочный ремонт... А потом нас погрузили на поезд, и ту-ту». В общем, парень неплохой, только туповатый, типичный такой русский солдат Евгений Натанович Функ, внук деревенской бабушки и Герой России (посмертно). Тема больно невесёлая, а так, честное слово, смешно было бы.
Вторую премию в той же номинации поделили сразу два автора – уже упомянутая А.Донатова, а также К.Климовски («Тот вечерний несказанный свет», см. http://dik-dikij.livejournal.com/203038.html; забавно, там я тоже вспомнил «Наташины мечты», но хоть пол у героини правильный, женский).
В номинации «Пьесы» у второй премии тоже два обладателя: М.Крапивина («Ставангер», см. http://dik-dikij.livejournal.com/208013.html) и... вот о нём – немного поподробнее. Итак, В.Леванов, «Геронтофобия и др.».
Сразу отмечу, что никакая это не пьеса, а ещё один чистой воды сценарий. Впрочем, в самом начале есть фраза: «Автор благодарит Елену Ковальскую». Может, за то и благодарит, что крупный специалист Ковальская самолично стёрла грани между драматургией и иными жанрами (видимо, по принципу «Не мог он ямба от хорея, Как мы ни бились, отличить»). Судите сами: при распечатке «Геронтофобии» у меня получилось 29 страниц, а место действия меняется 17 раз, причём некоторые сцены «разорваны» другими сценами (типа, на самом интересном месте – приём, хорошо известный и в прозе, и в кино). Но это ещё не самое интересное. Об чём речь в этих сценах? По ходу дела Елену Ивановну и сестру её Елизавету травят таблетками; потом такую же отраву запихивают в рот Екатерине Фёдоровне (кстати, эта сцена, «Цивилизация, унесенная ветром», отчего-то пародирует «Телемаму» многострадальной Донатовой); потом олигофрена Костю душат целлофановым пакетом (он не захотел есть таблетку)... не-не-не, это только разминка, далее проповедника неясной конфессии распинают на стене, частному детективу режут бритвой лицо, дворнику-таджику протыкают шею вязальной спицей, а на шею Павла Андреевича набрасывают удавку. Ну, там ещё пара интересных эпизодов, замнём для ясности. Проблема даже не в том, что всё это есть, а в том, что, кроме этого, в тексте ничего нет. Леванов сразу предупреждает: «В пьесе содержатся сцены насилия, жестокости и ненормативная лексика»; беда в том, что он слегка слукавил, правильнее сказать так: в «пьесе» нет ничего, кроме сцен насилия и жестокости, сдобренных ненормативной лексикой. В чём смысл показа этих сцен? Ну, как же, кому-то «Криминальная хроника» наскучила уже, хочется чего-то поострее. Д.Быков, большой поклонник Леванова, как-то говорил о необычайной поэтичности этого автора. Ну-ну.
Бдительный читатель наверняка заметил, что я ничего не сказал о победителе в номинации «Пьесы». Точно, не сказал и пока не скажу: «Бир, еки, уш» О.Жанайдарова стали лауреатом не только «Свободного театра», но и «Евразии»; там о них и поговорим. Февральскую рецензию на «Ставангер» никуда уже не денешь, а если можно сохранить интригу, я, интриган, так и поступлю.
А в качестве небольшой компенсации за «умолчание» – вот один из третьих призёров в номинации «Пьесы малого формата и экспериментальные тексты для театра», прошу любить и жаловать, Н.Володько, «Сталин. Отрочество. Гитлер». Тут и Леванов, и Донатова, и Н.Рудковский с «Богом щекотки» отдыхают без малейших шансов на перемену участи.
Текст Володько я даже рецензировать не буду, цитаты лучше. Начнём прямо с вводной ремарки: «На кровати лежит изрубленное тело девушки. За столом сидит Поль и чистит мачете». Поехали дальше. «Затем он подходит к ней, отрезает часть груди и подсовывает под нос Агнесу». «Он отрезает от тела девушки несколько кусков мяса». Ладно, пусть девушка отдохнёт немного. Такой эпизод: «Поль берет кувшин, протягивает его Агнесу.
Поль. Пей.
Агнес (блюет). Господи, это... (блюет) же...
Поль. А ты что думал? За все нужно платить.
Агнес. ...Моча.
Поль. Соси.
Агнес. Сука!.. мразь!..
Поль. Соси
».
Нет, это ещё не кульминация. «Поль начинает ссать на Агнеса, полиавая его от головы до пояса». «вырезает с трупа девушки половые губы, сует их в губы Алекса. Лижи... Вкусно? А? Это ведь вкусно». «Агнес берет в рот его член, и начинает делать минет».
Можно, я дальше в пересказе? Поль кормит Агнеса жареным мясом девушки и продолжает измываться. Потом приходит Солдат, убивает Агнеса, а его труп кладут на кровать рядом с останками девушки. Куда потом делся труп Агнеса, я не понял, но, когда Поль выходит, Солдат «ложится на девушку, онанируя все более ожесточенно. Солдат. ...я тебя так отъебу... сука... » Поль приходит и уходит, а «Солдат еще какое-то время насилует труп, затем бурно кончает, и сползает на пол». Тут Солдат, насколько я понял, немного цитирует Гитлера, но появляется Солдат-2 и убивает Солдата-1. Возвращается Поль, Солдат-2 ему сообщает: «Теперь я тебя трахну и прикончу». Полю удаётся отобрать винтовку, и теперь уже он собирается трахнуть и прикончить противника. «Солдат-2 полностью раздевается. Он оказывается женщиной». Поль «Поворачивает ее спиной, начинает насиловать. Кончает». В этот момент Солдат-2 перехватывает винтовку и убивает Поля, потом что-то ест, очищает карманы трупов и «торопливо выходит из комнаты» (похоже, так и не одевшись).
Вот какие тут могут быть рецензии, скажите на милость?
Думаете, Халезину это нравится? Сомневаюсь – сам он, насколько я знаю, пишет несколько не так. Это он внимание к себе привлекает таким образом, не более того. Не принимайте его всерьёз, не стоит.
После такого чтения отдохну немного. А потом, с новыми силами, продолжу. Самому интересно, я ведь ещё не всех «лауреатов» изучил.
О, сколько нам открытий чудных...
Subscribe

  • 2021: 12 – 22 августа

    dik_dikij и poziloy Продолжаем свою припозднившуюся «летопись». 12 августа 2021 года умерла Уна Стаббс. « Стаббс в Британии была известна как…

  • Год назад: 2020, 8 – 19 сентября

    dik_dikij и poziloy Ещё 12 дней прошлой осени. 8 сентября 2020 года умерла Нафисет Айтекова-Жанэ. « В 1961 году пришла на работу в Краснодарский…

  • Год назад: 2020, 1 – 7 сентября

    dik_dikij и poziloy Воспоминания вслед. В первый день прошлой осени ушли Крапивин, Клюев и Печерникова. А закончилась та первая неделя смертью…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 14 comments

  • 2021: 12 – 22 августа

    dik_dikij и poziloy Продолжаем свою припозднившуюся «летопись». 12 августа 2021 года умерла Уна Стаббс. « Стаббс в Британии была известна как…

  • Год назад: 2020, 8 – 19 сентября

    dik_dikij и poziloy Ещё 12 дней прошлой осени. 8 сентября 2020 года умерла Нафисет Айтекова-Жанэ. « В 1961 году пришла на работу в Краснодарский…

  • Год назад: 2020, 1 – 7 сентября

    dik_dikij и poziloy Воспоминания вслед. В первый день прошлой осени ушли Крапивин, Клюев и Печерникова. А закончилась та первая неделя смертью…