dik_dikij (dik_dikij) wrote,
dik_dikij
dik_dikij

Categories:

Единица измерения

Алексей Битов (poziloy)

Как известно, мы живём в стране победившего блата, и порой этот блат принимает совсем уж недопустимые формы. Чтобы не ходить далеко за примерами – не далее, как позавчера, поста в этом журнале удостоился некто я, хотя были кандидатуры намного интереснее. Признаём, каемся, будем заглаживать..
19 июня 1623 года в славном городе Клермон-Ферран родился Блэз Паскаль. Потом он перебрался в город Париж (или Пари, как говорят французы) и стал известен, в частности, благодаря пари Паскаля.
На всякий случай, напомню, о чём речь; не взыщите за ликбез. Паскаль отметил: веровать в Бога рациональнее, чем не веровать – атеист рискует гораздо больше. В самом деле, если Бога нет, атеист и верующий оказываются в равном положении (за вычетом некоторых прижизненных ограничений), а если Бог есть – атеист обрекает себя на вечные мучения (что, согласитесь, существеннее, чем временные ограничения).
Понятно, этот силлогизм нещадно критиковали со всех сторон. В частности, С.Франк: « Какую религиозную ценность имеет так мотивированная решимость верить? Какое представление о Боге и Его суде над душой лежит в основе этого расчета? Если бы я был неверующим, то я ответил бы Паскалю: «Я предпочитаю предстать перед судом Божиим – если он существует – и откровенно сказать Богу. «Я хотел верить, но не мог, не находя основания для веры; честно искал Тебя, но не мог найти и потому склонился к убеждению, что Тебя нет; а теперь суди меня, как знаешь, я не знаю, есть ли Бог, и даже думаю, что Его нет, но я точно знаю, что, если Он есть, Он милосерд и, кроме того, ценит выше всего правдивость и чистоту души и потому не осудит меня за искреннее заблуждение; поэтому у меня вообще нет риска проигрыша, и все ваше пари есть неубедительная выдумка» » («Вера как религиозный опыт»).
Франк, конечно, по-своему прав, но и Паскаль прав в неменьшей мере: хорошо, когда человек не ворует по убеждению, но остальные воруют значительно меньше, если знают, что им грозит серьёзное наказание (во всяком случае, у нас именно так, за Францию не скажу).
Ладно, перейдём от Пари к провинции. «Письма к провинциалу», автор тот же.
«Милостивый государь, я только вчера убедился в своей ошибке, а до тех пор я думал, что предмет прений в Сорбонне очень важен… А между тем вы изумитесь, когда узнаете, к чему сводится весь шум… Ересь не в мнениях г. Арно, а в самой его личности. Это личная ересь. Еретик он не за то, что говорил и писал, а за то, что он г. Арно. Вот всё, что достойно порицания в нём».
Понятно, на чьей стороне Паскаль в споре янсенистов с иезуитами, они же – казуисты. Паскаль и сам, безусловно, знал толк в казуистике, но казуистика иезуитов его, мягко говоря, умиляет: «На вопросы мы [казуисты] отвечаем то, что нам приятно, или, вернее, что приятно тем, кто нас спрашивает… Только так, не нарушая предписаний, создавая лёгкие правила для людей испорченных, можно их не оттолкнуть от церкви». Понятно, с кого нынче берут пример создатели «лёгких правил», так что можно смело адресовать им и такие слова Паскаля: «Не беритесь же больше изображать наставников; нет у вас для этого ни нравственных, ни умственных способностей».
Ну, и несколько афоризмов Паскаля – просто так, «до кучи».
«Мир – это сфера, центр которой повсюду, а окружности нет нигде».
«Все наше достоинство – в способности мыслить. Только мысль возносит нас, а не пространство и время, в которых мы – ничто. Постараемся же мыслить достойно – в этом основа нравственности».
«Ухо наше для лести – широко раскрытая дверь, для правды же – игольное ушко».
«Человек не ангел и не животное, и несчастье его в том, что, чем больше он стремится уподобиться ангелу, тем больше превращается в животное».
«Нашему уму свойственно верить, а воле – хотеть; и если у них нет достойных предметов для веры и желания, они устремляются к недостойным».
«Иные наши пороки – только отростки других, главных: они отпадут, как древесные ветки, едва вы срубите ствол».
«Разновидность здравого рассудка: бывает так, что человек, здраво рассуждающий о явлениях определенного порядка, несет вздор, когда вопрос касается явления другого порядка».
«Почему люди следуют за большинством? Потому ли, что оно право? Нет, потому что сильно».
«И самая блестящая речь надоедает, если ее затянуть».
«Мы ничего не поймем, если будем читать слишком быстро или слишком медленно».
«Это письмо получилось таким длинным потому, что у меня не было времени написать его короче».
«Кто привык судить и оценивать по подсказке чувств, тот ничего не смыслит в логических умозаключениях, потому что стремится проникнуть в предмет исследования с первого взгляда и не желает исследовать начала, на которых он зиждется. Напротив, кто привык изучать начала, тот ничего не смыслит в доводах чувства, потому что ищет, на чем же они основываются, и не способен охватить предмет единым взглядом».
«Человека с самого детства обременяют занятиями, изучением языков, телесными упражнениями, неустанно внушая, что не быть ему счастливым, если он не сумеет сохранить здоровье, доброе имя, имущество, и малейшая нужда в чем-нибудь сделает его несчастным…на него обрушивается столько дел и обязанностей, что от зари до зари он в суете и заботах. Отнимите у него эти заботы, и он качнет думать, что он такое, откуда пришел, куда идет, – вот почему его необходимо с головой окунуть в дела, отвратив от мыслей».
«Как пусто человеческое сердце и сколько нечистот в этой пустыне! »
«Люди живут в таком полном непонимании суетности всей человеческой жизни, что приходят в полное недоумение, когда им говорят о бессмысленности погони за почестями. Ну, не поразительно ли это! »
«Мы так жалки, что сперва радуемся удаче, а потом терзаемся, когда она изменяет нам…. Кто научился бы радоваться удаче и не горевать из-за неудачи, тот сделал бы удивительное открытие – все равно что изобрел бы вечный двигатель».
«Мы беспечно устремляемся к пропасти, заслонив глаза чем попало, чтобы не видеть, куда бежим».
«Нехорошо быть слишком свободным…».
«понятие справедливости так же подвержено моде, как женские украшения».
«Величие человека тем и велико, что он сознает свое ничтожество. Дерево своего ничтожества не сознает».
Ну, вот на этой высокой ноте…. Короче, вы меня поняли, надеюсь...
Subscribe

  • Вынужденное

    Алексей Битов (poziloy) Очень не хотелось снова писать про всю эту ковидно-вакцинную вакханалию, но деваться, повторю, некуда. Хотя прекрасно…

  • Мастер, Маргарита и немного футбола

    Алексей Битов (poziloy) « Смотреть матч по телевидению все равно, что изучать животное по скелету. Все вроде бы ясно, а теплого и трепетного…

  • 2021: 1 – 15 ноября

    dik_dikij и poziloy Юрий Клепиков, Геннадий Чихачёв, Виктор Коклюшкин и другие. 1 ноября 2021 года умер кинодраматург Юрий Клепиков – сценарист…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments