dik_dikij (dik_dikij) wrote,
dik_dikij
dik_dikij

Category:

Без вины виноватая

Алексей Битов (poziloy)

Для начала – цитата из понедельничного поста «Герцоги забавляются»: «это ещё цветочки. Ягодка – выпечка от А.Донатовой под «оригинальным» названием «В моей сексуальности виновата кошка». Об этом опусе второпях говорить не хочется, а подробно – не сейчас, но меня не интересует, кто там в чьей сексуальности виноват; куда интереснее, кто виноват, что этот наивный бред проходит через отбор раз за разом (был ещё конкурс «Кино без плёнки», там тоже кошка нашкодила). Сейчас, чтобы не растекаться, скажу одно: многие тексты я не признаю пьесами из-за отсутствия, скажем так, «состава пьесы». А в данном случае нет даже «события пьесы»; не надо быть крутым специалистом в юриспруденции, чтобы понять столь несложную аналогию» (http://dik-dikij.livejournal.com/295881.html). А сегодня спешить некуда, впереди три выходных, можно и о кошках поговорить.
Тут дело такое, что начинать придётся с краткого содержания, иначе не всё понятно будет. Итак, вперёд. А.Донатова, «В моей сексуальности виновата кошка», эротическая пьеса-эксперимент, «только для взрослых». 11 сцен.
СЦЕНА 1, эротическая беседа по скайпу. Финальная ремарка: «Кэт и Ром отключают микрофоны и начинают быстро стучать по клавиатуре, постепенно возбуждаясь. Сначала печатают двумя руками, потом одной. Потому что вторая рука занята. Жаль, нам не видны детали. А тут ещё и... Затемнение».
СЦЕНА 2. Тут фишка в том, что действие происходит в машине (а машина, надо полагать, стоит на сцене). Ничего особенного: он её – рукой, она... «Кэт склоняется... Ром придерживает Кэт за волосы, когда она движется ввверх-вниз. Ром запрокидывает голову, зажмуривается, с трудом сдерживается. Музыка, затемнение... ».
Да, ещё по ходу дела – гениально: «КЭТ. Ничего себе не было. Хотя... (Смотри на «торчок» из брюк Рома)» Представьте себе величину «торчка», видного из зрительного зала. Мечта!
СЦЕНА 3. Опять беседа по скайпу; Кэт сообщает о своей беременности (от мужа), потом она и Ром рассказывают друг другу о первых сексуальных опытах, далее – попытка виртуального секса, не доведённая до конца по техническим причинам: «Вдруг Кэт вскрикивает, вытягивает руку из промежности. Вся рука – в крови... »
Только не надо волноваться, всё будет хорошо («Бывает на ранней стадии. Всё обошлось»).
СЦЕНА 4 – некая прелюдия к сцене 5.
А вот СЦЕНУ 5 я, тупой, не понял – то ли ребята, наконец, трахнулись по старинке, то ли у них снова был альтернативный секс.
СЦЕНА 6 – очень короткая, немая. Трагическая: Кэт не включает ноутбук, а Ром так ждёт, так страдает...
СЦЕНА 7 – опять прелюдия к трём последующим. Попутно Кэт сообщает дополнительные подробности своей детской биографии.
СЦЕНА 8 – аншлаг. Два ключевых монолога, первый – о вкусе спермы: «КЭТ. Ты не пробовал? Зависит от того, что у мужчины со здоровьем. И – особенно – что мужчина ел. Пиво, сигареты – дают тухлый немного привкус. Как и большое количество мяса или сыра. Если лекарства принимал – например, анальгин – так вообще беее, горчит. Такую могу и выплюнуть, зачем мне таблетки. Ну и от возраста зависит. Твоя, кстати, классная. Чуть сладкая, терпкая. (Слизывает сок винограда с губ.) Как виноград». Второй тоже хорош: «КЭТ. Какая удача. Тут высокий кран. С этими низкими кранами – не кончишь. Нужен напор. Давление. Чтобы с высоты. И – прямо на него! Потом чуть ниже, на губы, и внутрь залить. И снова на него! Смотри, как он напрягся. Едва слышу шум воды, сразу вся мокрая. Это с детства. Мы жили в коммуналке. Там был высокий кран. И хороший напор. Мама радовалась, что я так люблю купаться. Такая чистюля. А я закрывалась в ванной. И направляла струю на него. И принимала разные позы. Можно и на живот лечь, чтобы сзади. Вот так… И сидя... Ещё можно головку душа снять… Есть! …оставить только шланг, и им – туда. То ближе, то дальше. Аааай!.. Можно и внутрь шланг вставить. О! А можно внутрь что-то другое. Например, огурец. Или пузырек от шампуня. Или головку от душа. Ну-ка… Тут неудобная какая-то, а у меня дома – в самый раз. О, влезла! Вот так – головку душа внутрь, а на клитор – струю. Аааай!.. И сокращения по всему те-лу… Дадада! О!..
Ром смотрит на Кэт, дрочит.
Но нам почти не видно Кэт. Да и Ром к нам спиной. А жаль. Они, кажется, кончают.
Затемнение
».
Как видите, всё очень целомудренно, сплошные затемнения.
Кстати, из той же СЦЕНЫ 9. «РОМ. Ну, хорошо. (Занимает позу оратора.)». У кого занимает, не сказано, но это так, к слову.
Нет, на этом дело не кончается, секс-забавы (вперемешку с кошмарами) продолжаются в гостиничном номере ещё целых две сцены, а в сцене 11 Ром и Кэт вновь трахаются традиционным способом (по скайпу).
Эротично? Не знаю, мне так не показалось, и не только потому, что в моей жизни пубертатный период завершился довольно давно, но ещё и потому, что это куда больше похоже на порнушку, чем на эротику.
Думаете, меня это возмущает? Ничуть, скорее умиляет. В принципе можно, наверное, и порнушку для сцены написать, но будет ли это пьесой, вот в чём вопрос.
Во-первых, будем откровенны: если голая баба будет нам объяснять, сколько сторон у треугольника, мы так и останемся в счастливом неведении, потому как мысли наши устремятся совсем в другую сторону. Впрочем, сказанное, скорее, относится к «Коммуникантам» Д.Ретрова, где есть хоть что-то, кроме порнушки, а Донатова со своей кошкой тут вне всяких подозрений (на фига искать что-то в затемнённой комнате, где, за вычетом кошки, ничего нет?).
Что делает пьесу пьесой? Очевидно, герои (несколько или хотя бы один) и конфликт между ними (или конфликт одного героя с самим собой, с целым миром, etc). Кто с кем конфликтует у Донатовой? Х*й с п****й? Кошка с огурцом или с головкой душа? В чём смысл конфликта? Нетути.
Далее – герой. А кто там герой? Кэт? Ром? Мы о них знаем, в сущности, не больше, чем о кошке; в лучшем случае – некоторые анкетные подробности, и всё. Правда, по СЦЕНЕ 1 можно заподозрить, что Кэт – редкостная блондинка, но и эта тема в дальнейшем продолжения не имеет. Почему блондинка? А у неё странная манера говорить «не скажу» и тут же приступать к рассказу. Пример: «РОМ. Кэт... Расскажи, как вы делаете это?
КЭТ. Мы же говорили, Ром. Это личное
». И тут же начинает рассказывать («Он так рычит, когда кончает…»).
Или: «КЭТ. В моей сексуальности виновата кошка...
РОМ. Э нет, хочу всё знать!
КЭТ. Не скажу
». И сразу начинает рассказывать («Мы её котёнком взяли...» и т.д.)
В общем, перед нами – два трахающихся болванчика (кошка не в счёт). Болванчики, трахаются они или нет, в современных псевдо-пьесах возникают часто, но это – от неумения, а автор всё-таки хочет показать некую суть. А у Донатовой – никакой попытки что-то вытащить наружу, одна голая механика (извините за каламбур). Набор эпизодов, не выявляющих ничего, кроме либидо; была бы хоть какая-то логика, если бы всё прочее объявлялось мнимостью, но и это тоже не так (якобы, у персонажей есть дети; якобы, Кэт – художница, а Ром собирается стать писателем, что уж совсем смешно). Получается, сами характеры остались где-то «за кадром» (за кулисами). Вот именно поэтому тут приходится говорить не об отсутствии состава пьесы, но об отсутствии её события – случай, признаюсь, достаточно редкий.
Что вообще хотела написать Донатова? Специальное пособие по современному сексу? Дело, конечно, благое («Кама-Сутра» устарела, тогда Интернета не было), но при чём тут пьеса или литература вообще? То же самое, кстати, было бы, напиши Донатова кулинарную книгу (по примеру Донцовой). Даже если рецепты удачные, жанр всё равно другой.
Как это у Донатовой в финале? «Видимо, Кэт и Ром снова кончают. Пора уже и нам».
Пора, но напоследок всё же – четыре небольших ремарки от меня лично.
Во-первых – кстати, о кошках. Много лет назад слышал от приятеля дикую историю о несчастной бабке, мечтавшей, чтобы мурлыка полизал ей нужное место. Для верности старушка накапала туда валерьянки, но животное всё поняло неправильно и в ажиотаже основательно подрало мягкие женские ткани. Это я к тому, чтобы никто случайно не вздумал использовать опус Донатовой как руководство к действию.
Во-вторых, начало «Кошки» действительно очень перекликается с началом «Ставангера» М.Крапивиной. Но всё-таки у Крапивиной была, на мой взгляд, несколько иная цель; достигнута ли эта цель, другой вопрос.
В-третьих, написать, полагаю, можно обо всём: у Рабле, как вы помните, есть чуть ли не целая глава о том, какими предметами и явлениями подтирал себе задницу Гаргантюа (кошка там, между прочим, тоже фигурировала). Или, скажем, К.МакКаллерс, симпатичная американская писательница «южной школы», начинает роман «Часы без стрелок», сколько я помню, сценой, где главный герой (Судья) восседает на толчке. В таких случаях всё зависит от того, как и зачем оно написано. Понятно, что ни о какой самоцели речь тут идти не может, а сама задача повышенной сложности Донатовой явно не по плечу, она сбивается на смакование «подробностей» (кстати, отличительная черта дешёвенькой порнушки). Плюс ко всему – это в прозе можно писать обо всём, а в пьесе, полагаю, вряд ли (сцена – пространство специфическое).
И последнее, наконец. Что там у нас «новая драма» объявляет главным признаком подлинно современной пьесы? Социальную значимость или как её там? О, как раз тот самый случай, только название «пьесы» лучше изменить немного. Предлагаю вариант: «В моей социальности виновата кошка». И тогда вопроса, каким образом эта смешная порнушка попадает в лонг- и шорт-листы «драматургических» конкурсов, уверен, ни у кого не возникнет.
Subscribe

  • 2021: 12 – 22 августа

    dik_dikij и poziloy Продолжаем свою припозднившуюся «летопись». 12 августа 2021 года умерла Уна Стаббс. « Стаббс в Британии была известна как…

  • Год назад: 2020, 8 – 19 сентября

    dik_dikij и poziloy Ещё 12 дней прошлой осени. 8 сентября 2020 года умерла Нафисет Айтекова-Жанэ. « В 1961 году пришла на работу в Краснодарский…

  • Год назад: 2020, 1 – 7 сентября

    dik_dikij и poziloy Воспоминания вслед. В первый день прошлой осени ушли Крапивин, Клюев и Печерникова. А закончилась та первая неделя смертью…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 35 comments

  • 2021: 12 – 22 августа

    dik_dikij и poziloy Продолжаем свою припозднившуюся «летопись». 12 августа 2021 года умерла Уна Стаббс. « Стаббс в Британии была известна как…

  • Год назад: 2020, 8 – 19 сентября

    dik_dikij и poziloy Ещё 12 дней прошлой осени. 8 сентября 2020 года умерла Нафисет Айтекова-Жанэ. « В 1961 году пришла на работу в Краснодарский…

  • Год назад: 2020, 1 – 7 сентября

    dik_dikij и poziloy Воспоминания вслед. В первый день прошлой осени ушли Крапивин, Клюев и Печерникова. А закончилась та первая неделя смертью…