dik_dikij (dik_dikij) wrote,
dik_dikij
dik_dikij

No comments?

Алексей Битов (poziloy)

Надо же, как быстро классика устаревает! Не прошло и 200 лет...
Раньше ведь как было?
«Горе от ума», действие III, явление 22. «Чацкий. В той комнате незначащая встреча: / Французик из Бордо, надсаживая грудь, / Собрал вокруг себя род веча/ … / Посмотришь, вечерком / Он чувствует себя здесь маленьким царьком / … / Ах! если рождены мы все перенимать, / Хоть у китайцев бы нам несколько занять / Премудрого у них незнанья иноземцев. / Воскреснем ли когда от чужевластья мод? / … / Москва и Петербург – во всей России то, / Что человек из города Бордо, / Лишь рот открыл, имеет счастье / Во всех княжен вселять участье...».
Теперь всё по-новому, никаких тебе французиков из Бордо, сплошные американцы из Йеля.
А это и 100 лет не протянуло, хотя тут вопрос спорный – то ли классика, а то ли нет ещё. Ну, если нет, то уже и не будет, потому что устарело. А было так: «Странное объявление».
«В четыре часа дня, в Петербурге, на проспекте Красных Зорь, появилось странное объявление, – небольшой, серой бумаги листок, прибитый гвоздиками к облупленной стене пустынного дома.
Корреспондент американской газеты, Арчибальд Скайльс, проходя мимо, увидел стоявшую пред объявлением босую, молодую женщину, в ситцевом, опрятном платье, – она читала, шевеля губами. Усталое и милое лицо женщины не выражало удивления, – глаза были равнодушные, ясные, с сумасшедшинкой. Она завела прядь волнистых волос за ухо, подняла с тротуара корзинку с зеленью и пошла через улицу.
Объявление заслуживало большого внимания. Скайльс, любопытствуя, прочел его, придвинулся ближе, провел рукой по глазам, перечел еще раз:
– Twenty three, – проговорил он, наконец, что должно было означать: "Чорт возьми меня с моими костями".
В объявлении стояло:
"Инженер, М. С. Лось, приглашает, желающих лететь с ним 18 августа на планету Марс, явиться для личных переговоров от 6 до 8 вечера. Ждановская набережная, дом 11, во дворе"
».
Тут хоть американец задействован, зато «Это было написано – обыкновенно и просто, обыкновенным чернильным карандашом». Какой ещё, на хрен, карандаш в эпоху победившего Интернета?
«Как пишут пьесы в Америке? Мастер-класс
Участники мастер-класса узнают основы драматургического мастерства по системе Йельской школы драмы
Кеннет Престенинзи
Драматург и режиссер, один из ведущих преподавателей факультета драматургии Йельской школы драмы
» (http://theoryandpractice.ru/seminars/16871-kak-pishut-pesy-v-amerike-2-6).
О Кеннете Престенинзи я знаю примерно столько же, сколько корреспондент Скайльс – об инженере М.С.Лосе. Серый я, что поделаешь, но всегда готов просветиться. Щёлкаю, захожу на http://theoryandpractice.ru/presenters/15173-kennet-presteninzi, читаю: «Драматург и режиссер, один из ведущих преподавателей факультета драматургии Йельской школы драмы. В этом году его пьеса «Целомудренный» вышла в театре Trap Door в Чикаго, он поставил «T.I.C.» в театре Magic и «Бум» в Trinity Playwrights Repertory. Он художественный руководитель драматургов Западного побережья и Троицы драматургов и казначей Performance Studies International». Круто, но непонятно, час от часу не легче. Кстати, если уж на то пошло, а как пишут пьесы в Америке? Неужели под копирку? И давно? А то сразу картинка представляется: сидят рядком Ю.О'Нил, А.Миллер, Т.Уилльямс, Т.Уайлдер, Э.Олби, Л.Хеллмэн, У.Гибсон и т.д. и дружно пишут, как их учил худрук драматургов Западного побережья, он же казначей Международной студии поступка (перформанса). Да, ребята, вы схватили серьезное сверхвоспаление клавикулы клавикордиала.
Похоже, вектор развития американской драматургии определён: от любви под вязами – к учёбе под липами. Как хотите, но больше всего это похоже на международный консорциум «О.Бендер, Дж.Питерс и сыновья», Йельский филиал Черноморского центра. Нет, не подумайте плохого, обучение было бесплатным, то есть с участников денег не брали, но что-то здесь, извините, не так – слишком уж пахнет сыром (бесплатным).
Давайте тогда о самом обучении.
Музыка, туш! «03.06.11 Начинающие драматурги прошли «школу молодого бойца» Кеннета Престенинзи» (http://www.tvkultura.ru/news.html?id=694248&cid=178&utm_medium=twitter&utm_source=twitterfeed).
По словам одной из участниц «обучения». «На этот раз харизматичный Кен за два часа рассказал как можно написать пьесу за два дня». Было бы интереснее, если бы он за два дня рассказал, как можно написать пьесу за два часа. А ещё интереснее, если бы заморский гость харизматично поведал, как выносить ребёнка за пару дней. Интересно, ему всё равно поверили бы? Впрочем, и так неплохо: две пьесы в неделю при трёх выходных – 104 пьесы в год, жить можно.
По ходу дела лектор щедро поделился литературоведческими наблюдениями.
Несколько примеров. «Что является двигателем «Чайки»? При том, что там много мелодраматических моментов, но они пропущены (не развиты) и поэтому на первый взгляд действия нет. На само деле в этой пьесе сразу три двигателя: герой, идея, ритм (музыка и время)». Простите, а кто у нас герой «Чайки»? Треплев? Тригорин? Нина?
Или: «язык может спровоцировать кризис идеи. В этом и состоит драма. Оруэлл использовал язык, чтобы разрушить идею». Новояз, что ли? Ну-ну.
Или: «Еще пример из Носорогов Ионеско, где один из героев превращается в носорога. Так автор транслирует идею о том, что люди черствые и жестокие создания. Эта история очень короткая, но герой и обстоятельства составляют главный двигатель пьесы». Ну, вообще-то у Ионеско суть как раз в том, что один из героев не превращается в носорога, но это, будем считать, трудности перевода. А вот насчёт того, в чём состоит идея пьесы... м-м-м... своеобразное прочтение, скажем так.
Ещё несколько блистательных наблюдений.
«В пьесе может происходить что-то нереальное. То есть по сцене могут ходить покойники, как в Гамлете, или человек может превращаться в Носорога, как в одноименной пьесе Ионеско, или может происходить какая-то невозможная любовь и так далее». Здесь упущен крайне важный момент: в пьесе могут действовать как мужчины, так и женщины, а то слушатели, возможно, не в курсе. А что касается нереального... Уверяю вас, есть целый ряд авторов, у которых нереальна каждая строчка, и ездить за примерами в Америку, право же, не надо. Но это так, реплика в сторону.
«Можно ускорить время и за 1 час рассказать историю, действие которой происходит в течение ста лет». Надо же, кто бы мог подумать!
Лектора спросили: «какие существуют упражнения для разработки конфликта? Кен про упражнения забыл, зато, говоря о конфликте, заметил одну важную вещь (она не так нова, но это важно всегда помнить, чтобы не писать плоские пьесы): две конфликтующие стороны правы по-своему. То есть не должно быть такой плоской оппозиции: А прав, а B не прав». Мысль исключительной ценности; правда, если возвести её в абсолют, придётся объявить «Гамлета» плоской пьесой, но это уже мелочи.
Если бы с подобными откровениями выступил сосед по подъезду, его сочли бы за придурка. А заморскому гостю внимают с подобающим почтением.
Ещё вопрос из зала – чем отличается пьеса от не-пьесы? «замечательный Кен ответил просто, что для него вообще нет такой проблемы. И критериев четких нет. А держаться за старые критерии не имеет смысла, потому что каждая эпоха ломала старые каноны и так рождалась новая пьеса. Важно одно6 чтобы текст позволял мне как зрителю вернуться к моему личному опыту, то есть нашел отклик». Тут у меня промелькнуло подозрение, что в роли «замечательного Кена» выступал переодетый Угаров. Характерно, что вскоре «замечательный» вступил в конфликт сам с собой – правда, это уже из другого источника, http://www.tvkultura.ru/news.html?id=694248&cid=178&utm_medium=twitter&utm_source=twitterfeed: «самое важное при написании пьесы – искренне верить в написанное и постоянно представлять то, что потом будет происходить на сцене». Пожалуй, если вы попробуете представить происходящее на сцене и не поддадитесь глюкам, жанровые ограничения объявятся сами.
Ладно, это всё – лирика, а как же всё-таки написать пьесу за два дня? Самое главное: «Пьесы нужно писать, а не говорить или размышлять о них». С одной стороны, это логично: не будете писать – не напишете. А с другой стороны, сразу вспоминается извечное: х***и тут думать, трясти надо. Трясите, Шура, трясите. «Допустим вы должны написать пьесу про Москву. Назовите первое, что приходит в голову (список из 5-6 ингредиентов). И понеслось». Честно говоря, современные авторы додумались до этого без худрука-казначея: сляпают что-то, вставят туда несколько реальных или мнимых «примет времени» («первое, что приходит в голову») – и вот вам, пожалуйста, современная пьеса, тяп-ляп, и готово. 100 штук в год с одного автора, и все такие современные-современные... Правда, «замечательный», как выяснилось, на современности отнюдь не зациклен: «Если бы мне надо было придумать составляющие для московской пьесы, то я бы написал про советский кич, о жизни бабушек после революции». Интересно, а откуда мистер Престенинзи знает, как жили московские бабушки после революции? Или ему об этом дедушка Остап рассказал, или надо по книжкам порыскать (за два дня не управиться), или нам обеспечен очередной шедевр о русских медведях, скрывающихся в зарослях развесистой клюквы.
И ещё одно интересное мероприятие должно уместиться в те же два дня. «Написание пьесы сродни приготовлению блюда, объясняет драматург. В Америке эту технику называют «Bake-off». Сценаристы собираются вместе, придумывают ингредиенты, составляющие произведение (героев, действие, язык, музыку), а затем разбегаются, и каждый печет свою пьесу. В конце работы они встречаются, чтобы сравнить результат» (заметьте, не «драматурги», а «сценаристы», это ведь одно и то же, правда?). Представьте картинку: одна повариха собирается готовить салат, другая – супчик, третья – мясо или рыбу, четвёртая – что-нибудь на сладкое... Впрочем, зачем нам полный обед? достаточно смешать ингредиенты, скажем, для пивного супа, для молочного и для щец покислей – пальчики оближете, если с унитаза слезете.
До чего же у нас всё-таки народ доверчивый – хоть стой, хоть падай...
Subscribe

  • Вынужденное

    Алексей Битов (poziloy) Очень не хотелось снова писать про всю эту ковидно-вакцинную вакханалию, но деваться, повторю, некуда. Хотя прекрасно…

  • Мастер, Маргарита и немного футбола

    Алексей Битов (poziloy) « Смотреть матч по телевидению все равно, что изучать животное по скелету. Все вроде бы ясно, а теплого и трепетного…

  • 2021: 1 – 15 ноября

    dik_dikij и poziloy Юрий Клепиков, Геннадий Чихачёв, Виктор Коклюшкин и другие. 1 ноября 2021 года умер кинодраматург Юрий Клепиков – сценарист…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 10 comments

  • Вынужденное

    Алексей Битов (poziloy) Очень не хотелось снова писать про всю эту ковидно-вакцинную вакханалию, но деваться, повторю, некуда. Хотя прекрасно…

  • Мастер, Маргарита и немного футбола

    Алексей Битов (poziloy) « Смотреть матч по телевидению все равно, что изучать животное по скелету. Все вроде бы ясно, а теплого и трепетного…

  • 2021: 1 – 15 ноября

    dik_dikij и poziloy Юрий Клепиков, Геннадий Чихачёв, Виктор Коклюшкин и другие. 1 ноября 2021 года умер кинодраматург Юрий Клепиков – сценарист…