dik_dikij (dik_dikij) wrote,
dik_dikij
dik_dikij

Письма пишут разные

Алексей Битов (poziloy)

Чаще – бесполезные, – как утверждал К.Симонов. Наверное, так и есть. И с обращениями тоже – в конце концов, именное обращение есть ни что иное, как частный случай письма. А о каком обращении пойдёт речь, все и так уже догадались. Ну, да, о том самом, на имя Их Бинарности – http://www.zolotoyvityaz.ru/content/view/1248/129/.
Обращение, как известно, вызвало гнев «общественности». Правда, судя по некоторым высказываниям, большая часть этой общественности письма не читала, но это, как известно, нисколько не мешает осуждению. Зачем читать, достаточно услышать «компетентное мнение» и к нему присоединиться. Что поделаешь, мы так привыкли. Так что насчёт «общественности» волноваться не стоит, давайте о лучше о самом обращении.
Скажу сразу: меня там тоже далеко не всё устраивает, как по содержанию, так и по форме. Но саму обеспокоенность авторов обращения разделяю целиком и полностью.
Вот несколько цитат из констатирующей части текста; позволю себе их пронумеровать, так будет удобнее для дальнейшего разговора.
1. «Мы, деятели культуры и искусства, крайне обеспокоены той государственной культурной политикой, которую невозможно назвать иначе, как истребление отечественного исторического, духовного и культурного наследия, как надругательство над нравственными устоями российского общества».
2. «согласно Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года... одной из главных угроз национальной безопасности в сфере культуры является «засилие продукции массовой культуры, ориентированной на духовные потребности маргинальных слоев», а негативное воздействие на состояние национальной безопасности в сфере культуры усиливает «пропаганда образа жизни, в основе которого – вседозволенность и насилие, расовая, национальная и религиозная нетерпимость»... Огромное число российских граждан не имеет доступа к культурным ценностям, либо этот доступ для них крайне затруднен».
3. «Возрастает степень моральной деградации значительной части нашего общества. На призывы неравнодушных людей к властям остановить нравственное разложение нации мы слышим: «Извините, у нас – демократия».
Значительный «вклад» в создание столь удручающей ситуации продолжают вносить многие печатные и электронные СМИ... Показательно в этой связи беспрецедентное по своему цинизму высказывание одного из руководителей российских телеканалов, недавно процитированное С.С.Говорухиным в программе В.Познера на Первом канале. На предложение известного кинорежиссера показать один из его фильмов «обаятельный, образованный и интересный» руководитель ответил, что «это не наш формат». На вопросы «Почему? И что есть – ваш формат?» было сказано: «Кровь и насилие. Мои акционеры знать ничего не хотят о детях, о нравственности. Они хотят деньги-деньги-деньги»
».
4. «Какое будущее ожидает нашу страну, если подрастающее поколение формируется в негативной информационной и культурной среде. Когда практически отсутствует отечественный детский кинематограф, когда детское кино «выжжено» с главных телеканалов?»
5. «До каких пор расплодившиеся «культурные акционеры» будут продолжать свою губительную коммерцию, уродуя сознание и уничтожая души молодых людей?»
6. «Мы убеждены, что без нравственной оценки общество не может существовать. Нравственные ограничения – суть свободы в обществе».
7. «Остается лишь добавить, что такая свобода бессовестности, культивирование среди молодого поколения лозунга обязательной успешности, всемерного обогащения и безудержного веселья приведет в обозримой перспективе к утрате людьми нравственной мотивировки и готовности трудиться не только ради материальной выгоды... к утрате своей духовной и культурной идентичности...
Мы напоминаем руководству страны о его ответственности за духовно-нравственное состояние нации и об обязанности сделать все от него зависящее, чтобы остановить нравственное разложение народа стараниями распоясавшихся «демократизаторов искусства», под прикрытием «демократической вседозволенности» переполнивших нашу жизнь грязью, патологией, бесовством и «инновационными инстоляциями» изображающими на мостах страны непотребство, почему-то поддержанное государственными премиями
».
Да, некоторые оговорки и примечания тут, пожалуй, необходимы (для того я и цитаты пронумеровал). Если государственную культурную политику «невозможно назвать иначе, как истребление отечественного исторического, духовного и культурного наследия» (цитата № 1, и тут не поспоришь), какой смысл обращаться к тем, кто эту политику, надо полагать, определяет? С чего вдруг они захотят развернуться дуэтом на 180 градусов? «Разве не телеканалы, на 500% подконтрольные Кремлю, несут нам эту самую «продукцию массовой культуры»? Разве не назначаемые Кремлём губернаторы и мэры посягают на объекты культуры, в том числе в пределах прямой видимости из кремлёвских окон?», – писал два года назад А.Храмчихин (http://www.chaskor.ru/article/strategiya_kotoroj_net_6606).
В цитате № 2 некоторых комментаторов смутила формулировка «засилие продукции массовой культуры, ориентированной на духовные потребности маргинальных слоев». Ну, во-первых, никакой ошибки я тут не вижу, маргинальность нашей массовой культуры очевидна, а во-вторых, извините, это цитата из той самой «Стратегии» (раздел 7, статья 80), так что не к «подписантам» вопрос (у них эта фраза закавычена).
По поводу нашей вертикальной демократии – скажу лишь, что, если высшим (а иногда и не высшим) чиновникам что-то выгодно, они про «демократию» забывают тут же, а когда какое-либо действие не соответствует их интересам, у них тут же наблюдается резкое улучшение памяти. Это я уже перешёл к цитате № 3; там же удивляет пассаж о злоключениях С.Говорухина – он ведь не только режиссёр, но и, сколько мне не изменяет память, ещё и депутат Государственной Думы от правящей, руководящей и направляющей, вот и поставил бы не в телепрограмме, а прямо на думском заседании вопрос о телевизионной госполитике и необходимости убрать подальше от эфира «обаятельного, образованного и интересного». Не поставил; впрочем, это так, к слову.
Цитату № 4 пропускаю, тут всё понятно. А к цитате № 5 надо бы добавить, что в числе доброхотов, выступивших против обращения в целом, оказались такие известные (хотя и не телевизионные) «культурные акционеры», как М.Гельман и А.Плуцер-Сарно.
С цитатой № 6 тоже всё понятно. Тот же Плуцер-Сарно, к примеру, не видит никакой крамолы, когда его подопечные недоросли переворачивают машину ментов; готов ли он проявить подобную же терпимость, если кто-то пожелает перевернуть его транспортное средство или сразу переметнётся на сторону рутинёров, требующих ограничений для распоясавшейся шпаны?
Осталась ещё цитата № 7; здесь в основном обращают внимание на то, что слово «инсталляция» написано с ошибками, а я бы скорее отметил нелепость напоминания об «ответственности» принципиально безответственным людям, правящим страной по принципу «умри ты сегодня, а я завтра». Именно в этой группе прячутся главные «демократизаторы искусства» (они же модернизаторы).
И ещё. Очевидно, что рядом с «грязью, патологией, бесовством и «инновационными инстоляциями»» необходимо поставить отупляющую тележвачку «для домохозяек» – убогие сериалы и не менее убогие «смехопередачи».
Но дополнения и уточнения – лишь частности; в главном с «подписантами» трудно не согласиться. А если кто-то считает, что всё у нас хорошо, хочется поступить с ним негуманно – усадить перед телеэкраном на 24 часа, чтобы насладился этой фигнёй по самое не балуйся или, по крайней мере, до потери пульса.
А так – надо быть, извините, наглым лжецом или полным идиотом, чтобы не подписаться под словами: «Наш общий долг – сделать всё возможное, чтобы процесс духовного и культурного развития нашего народа не был прерван».
В любом случае, пытаться привлечь внимание к ненормальности существующей ситуации куда более достойно, нежели, прикрываясь фиговым листочком борьбы против цензуры, защищать (из шкурных, стадных или каких бы-то ни было иных соображений) политику тотальной дебилизации, проводимую нашими властями, что называется, на всех фронтах.
Зато с конкретными мерами, предлагаемыми в обращении, повторюсь, дело обстоит не так просто, но давайте эту часть разговора отложим на завтра. Тем более, понедельник – день тяжёлый, а завтра будет другой день. Как поётся в известной песне, «За ними другие приходят, / Они будут тоже трудны». Ничего до завтра, к сожалению, не изменится, можно и паузу взять...
Subscribe

  • Вынужденное

    Алексей Битов (poziloy) Очень не хотелось снова писать про всю эту ковидно-вакцинную вакханалию, но деваться, повторю, некуда. Хотя прекрасно…

  • Мастер, Маргарита и немного футбола

    Алексей Битов (poziloy) « Смотреть матч по телевидению все равно, что изучать животное по скелету. Все вроде бы ясно, а теплого и трепетного…

  • 2021: 1 – 15 ноября

    dik_dikij и poziloy Юрий Клепиков, Геннадий Чихачёв, Виктор Коклюшкин и другие. 1 ноября 2021 года умер кинодраматург Юрий Клепиков – сценарист…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 24 comments

  • Вынужденное

    Алексей Битов (poziloy) Очень не хотелось снова писать про всю эту ковидно-вакцинную вакханалию, но деваться, повторю, некуда. Хотя прекрасно…

  • Мастер, Маргарита и немного футбола

    Алексей Битов (poziloy) « Смотреть матч по телевидению все равно, что изучать животное по скелету. Все вроде бы ясно, а теплого и трепетного…

  • 2021: 1 – 15 ноября

    dik_dikij и poziloy Юрий Клепиков, Геннадий Чихачёв, Виктор Коклюшкин и другие. 1 ноября 2021 года умер кинодраматург Юрий Клепиков – сценарист…