dik_dikij (dik_dikij) wrote,
dik_dikij
dik_dikij

Categories:

Опыт доброго слова

Алексей Битов (poziloy)

Глеба Нагорного как блоггера я знаю уже несколько месяцев. Мы с ним даже виртуальные друзья (не помню, кто кого зафрендил первым). То, что он пишет пьесы, тоже не было для меня секретом. А вот самих пьес до последнего времени не читал, не сложилось как-то. В самом деле, человек не на виду – там где-то, в общей массе затерялся.
Свои пьесы Глеб мне недавно подкинул сам. Спасибо ему за это, потому что прочитал я их с удовольствием, что со мной, как вы понимаете, при чтении современной драматургии случается не слишком часто. Не скажу, что они безупречны, пару килограммов замечаний – автор не даст мне соврать – он от меня получил. Зато они [пьесы, естественно, а не мои замечания] живые, а это самое главное, да к тому же большая редкость по нынешним временам.
Пьес оказалось две: «Лайф-Лайф» и «Салон ритуальных услуг». «Салон» мне, скажу сразу, понравился меньше (тут Глеб со мной категорически не согласен, но я остаюсь при своём мнении). Главная моя претензия к «Салону»: там довольно много персонажей (от 5 до 12), и некоторые из них периодически выпадают из происходящего. Можно также отметить некоторую вторичность (особенно заметную в двух-трёх монологах); реминисценции из сказок («было у отца три сына, младший вовсе был дурак», «двое из ларца, одинаковых с лица»), наоборот, показались мне забавными. И в целом мне, как ни странно, понравилось, хотя обычно я не особо жалую сценический гротеск и буффонаду, но тут возникает какая-то атмосфера, и в ней что-то схватывается, крутится, вертится – короче, живёт. Тот самый случай, когда автор дал команду «На старт!», а дальше персонажи побежали сами, их уже не пришлось подталкивать, можно было пойти покурить.
Но «Лайф-Лайф», повторяю, мне приглянулся больше (или приглянулась, уж не знаю, как правильнее сказать): и глубже, и сделано ровнее (без провалов и ненужных парафразов), и сюжет оказывается с двойным дном. В то же время общность построения очевидна: герой-провокатор, вокруг которого закручиваются всякие перипетии (кстати, это скорее плюс, чем минус – хорошо, если автор узнаваем). Да, есть некоторая «киношность» построения: герои не замечают неподвижного тела Пенсионера с кроссвордом, пока Мальчик не привлекает их внимания к этой детали – но зритель-то видит всё и невольно отвлекается от происходящего, силясь постичь смысл произошедшего ранее. Попадаются не слишком театральные ремарки (немного). Зато «выключения» героев (по сравнению с «Салоном») здесь куда более оправданы: незнакомые между собой люди рассредоточены по всему вагону, у них куча других забот, помимо происходящего форс-мажора, который их волнует скорее, как помеха их планам; всё прочее их заботит постольку-поскольку (главное – благополучно дотащить яйца до пункта назначения). Большинство героев не имеют имён собственных, и это, наверное, правильно (они попутчики, незнакомцы), хотя и не всегда удобно для читателя (у зрителя такой проблемы не существует, ему всё равно, имена или определения). Несмотря ни на что, получилась очень интересная работа. Без колебаний называю «Лайф-Лайф» одной из лучших русских пьес начала XXI века; если кто-то этого не понял – его проблема, ничем помочь не могу. Да, есть погрешности, недоработки и даже противоречия, но плюсов гораздо больше. «На сладкое» отмечу ещё одну интересную особенность этой пьесы: если в «Салоне ритуальных услуг» функции провокатора и резонёра выполняет один персонаж, и он (Глебушка) вызывает даже определённую симпатию, то в «Лайф-Лайф» две роли разделены (провокатор – Мужик, резонёр – Инженер в кепке), причём оба они какие-то малосимпатичные ребята. Ладно, провокатор, куда не шло, но резонёр, который говорит, в общем-то, правильные вещи? Нытик и неудачник, прав Мужчина с кейсом: «Вообще как-то странно получается. Всё, что вы говорите, вроде правильно, а слушать вас не хочется. Почему так?». Этот приём тонко использовал Чехов – так тонко, что обличителей (Астрова или Петю Трофимова) до сих пор часто принимают за положительных героев. У Нагорного всё грубее и проще, возможностей для превратного толкования не остаётся, Инженер в кепке по сути больше всего возмущён тем, что он остался на дне, когда других вынесло наверх. Честно говоря, основная масса обличителей недовольна именно своим положением; если исправить эту конкретную недоработку судьбы, от большей части обличений и следа не останется. Что не мешает подобным людям (и Инженеру в кепке в том числе) говорить, по сути, правильные вещи. Зато именно Инженер, едва ощутив, как ему кажется, вкус славы, тут же начинает славить существующий миропорядок: «Хочу выразить огромную благодарность нашему правительству за оперативное разрешение чрезвычайной ситуации на линиях самого красивого метрополитена в мире». И это неслучайно: нереализованное холуйство слишком часто перерождается в свою противоположность, т.е. в то самое обличительство, причём процесс такого перерождения почти всегда обратим. По большому счёту, «Лайф-Лайф» – это пьеса о наших метаморфозах, туда можно посмотреть, как в зеркало, и ужаснуться. В этом зеркале мы видим не кого-то (Марианну или Марьиванну, не суть) – мы видим самих себя, причём без всякой экзотики. В этом главное отличие пьесы Нагорного от громадного большинства других пьес и полупьес. Тем более, речь идёт даже не о частном случае: как говорится, на этом месте мог бы оказаться каждый. Понимаю, опять меня будут обвинять в двойных стандартах. Где же, мол, у Нагорного любовь к своим героям? Нет, ребята, вы просто не въехали. В литературе любовь не подразумевает восхищения (глупо, если автор в восторге от своих героев). Она подразумевает сочувствие. Даже к уродам. По крайней мере, боль (и то, если речь идёт о сатире, а «Лайф-Лайф» – не сатира). Строить из себя энтомолога литератору западло. Как и отделять себя от героев по принципу «Все дураки, а я д’Артаньян». Какие из нас, на хрен, д’Артаньяны? Именно это Нагорный и показывает, и получается у него, на мой вкус, достаточно убедительно. С чем я его поздравляю.
Короче, советую прочитать. В Интернете пьесы есть. Даю ссылки.
http://gleb-nagorny.narod.ru/life-life.html («Лайф-Лайф»)
http://gleb-nagorny.narod.ru/salon.html («Салон ритуальных услуг»)
Кстати, «Лайф-Лайф» поставлен в Вильнюсе; готовится постановка в Ставрополе. Замечу, речь идёт не о читках, а о полноценных спектаклях. Благо, есть что играть.
Subscribe

  • 2021: 23 – 31 августа

    dik_dikij и poziloy Прощаемся с летом. 23 августа 2021 года умер Гоча Ломия. « Ломия... знаком советскому зрителю по своему экранному дебюту – в…

  • 2021: 12 – 22 августа

    dik_dikij и poziloy Продолжаем свою припозднившуюся «летопись». 12 августа 2021 года умерла Уна Стаббс. « Стаббс в Британии была известна как…

  • Год назад: 2020, 8 – 19 сентября

    dik_dikij и poziloy Ещё 12 дней прошлой осени. 8 сентября 2020 года умерла Нафисет Айтекова-Жанэ. « В 1961 году пришла на работу в Краснодарский…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 15 comments

  • 2021: 23 – 31 августа

    dik_dikij и poziloy Прощаемся с летом. 23 августа 2021 года умер Гоча Ломия. « Ломия... знаком советскому зрителю по своему экранному дебюту – в…

  • 2021: 12 – 22 августа

    dik_dikij и poziloy Продолжаем свою припозднившуюся «летопись». 12 августа 2021 года умерла Уна Стаббс. « Стаббс в Британии была известна как…

  • Год назад: 2020, 8 – 19 сентября

    dik_dikij и poziloy Ещё 12 дней прошлой осени. 8 сентября 2020 года умерла Нафисет Айтекова-Жанэ. « В 1961 году пришла на работу в Краснодарский…