dik_dikij (dik_dikij) wrote,
dik_dikij
dik_dikij

Categories:

Наш ответ Чемберлену

Алексей Битов (poziloy)

И опять тему мне то ли подарили, то ли подбросили. В комментариях к посту «Куплеты Курочкина» sunrin пишет: «Я с театром не близка, но правила написания пьес меня интересуют. Если будет страсть – сформулируйте, пожалуйста ))». Вот вроде и в шутку сказано, а я на слабо повёлся. Как тут не повестись, если женщина просит?
Итак, куплеты Пожилого.
У хорошей пьесы всего-навсего два признака: она должна быть а) пьесой и б) хорошей.
Какой текст можно назвать хорошим, а какой нет – вопрос, конечно, спорный, но отнюдь не во всех случаях: слишком часто встречаются тексты уровнем очевидно ниже плинтуса. Их можно только высмеивать, большего они не заслуживают.
А вот в смысле пьеса/не пьеса – здесь какие-то общие принципы сформулировать можно. Попытаюсь собрать в кучку свои мысли по этому поводу.
1. Средний план, т.е. происходящее не может быть ни укрупнено, ни уменьшено. В театре мы не увидим панораму танкового сражения и не посмотрим на землю с высоты птичьего полёта. Как по щеке героини стекает слеза, а по стене бежит таракан, мы не увидим тоже. В одной современной "пьесе" героиня стоит перед зеркальным шкафом в глубине сцены, а в зеркале мелькают различные тени. Вопрос, может ли увидеть это зритель из зала, в голову автору как-то не приходит, поэтому слово "пьеса" в подобных случаях приходится писать в кавычках.
Неизменным в пьесе остаётся не только план, но и ракурс. Автор всегда должен помнить, что происходящее зритель увидит с одной и только одной точки.
2. Эпизоды могут быть сколь угодно короткими, но место действия не должно меняться слишком часто; резкая смена места действия допускается ограниченное число раз. При перемене мест действия учитывается время, необходимое персонажу для перемещения по сцене. В большинстве случаев сцены должны переходить одна в другую как можно более плавно. Опять-таки в одной современной "пьесе" по ходу действия в помещении (больничной палате) вдруг обнаруживается "голубое дерево", причём оно не выросло, а именно возникло; далее героини, только что сидевшие в одной половине сцены, вдруг оказываются лежащими на кроватях в другой её половине. В кино такой проблемы нет, но пьеса и киносценарий – принципиально разные вещи.
3. Монологи и диалоги, безусловно, составляют основу пьесы, но их следует подкрепить непосредственным сценическим действием. Нет динамики – нет пьесы. «Чистый» монолог – не театр, а эстрада, приходится повторять это снова и снова. Примеры "разговорного жанра", который пытается кукушонком пролезть в чужое гнездо, наверное, даже приводить не надо – они и так у всех на слуху.
4. Помимо внешней динамики, в пьесе должна быть динамика характера. Противоестественно, если персонаж покидает сцену таким же, каким он на неё вышел; в тех случаях, когда персонаж не меняется, противоестественной должна выглядеть сама его неизменность. Что-то должно произойти с персонажем на наших глазах: или какая-то метаморфоза, или безуспешная попытка вылезти из своего кокона. То же «Поле» Пряжко нельзя считать пьесой ещё и по этой причине.
5. Персонаж, выходящий на сцену, анонимен; автор должен найти способ представить зрителям своего персонажа, и он не может просто написать, как это делается в прозе: молодого человека звали Родион Раскольников или д’Артаньян. Невозможны ремарки типа "мимо пролетает гомункулус в реторте"; допустим, задачу пролёта технически решить можно, но у сидящего в этой самой реторте не написано на лбу, что он - гомункулус (а может, и написано, из зала всё равно не видно). По крайней мере, кто-то из находящихся на сцене должен сказать: «Глянь, гомункулус полетел», – иначе ремарка, считайте, пропала втуне.
6. Зритель видит всю сцену одновременно. Персонаж, вышедший на сцену, может чего-то до поры до времени не видеть, но зритель закрывать глаза или отворачиваться не обязан. Ремарки типа "кто ещё находится в кухне, пока не видно из-за поворота коридора" в пьесе выглядят нелепо.
7. Пространство сцены не должно пустовать. Неправильно, когда на сцене – двор, посередине двора – детская площадка с качелями-каруселями, а все персонажи кучкуются в песочнице. Остальное пространство безлюдно – получается, будто действие разворачивается в вакууме, а этого в пьесе уж точно быть не должно.
8. Персонажи, находящиеся на сцене, сколько бы их ни было, не могут «выпадать» из действия, если их «выпадение» не мотивировано. Каждый из них в каждый момент должен быть чем-то занят. Если всё расписать невозможно, следует хотя бы оставить лазейку для сценического решения (например, «лишние» персонажи едят или шепчутся между собой).
9. Учитывая важность прямой речи, речь персонажей пьесы должна быть по возможности индивидуализирована. К сожалению, у многих авторов разные персонажи говорят одним и тем же языком, а иногда, наоборот, разные фрагменты речи одного персонажа, мягко говоря, трудно привести к общему знаменателю (смесь французского с нижегородским или переход речёвок в гекзаметр).
10. Возможности персонажа ограничены физическими возможностями актёра, играющего его на сцене; никакая изобретательность режиссёра не поможет актёру совершить то, что физиологически невозможно. Вот персонаж - говорящий кот; поскольку он говорящий, очевидно, что его играет человек; тем смешнее выглядит ремарка "кот чешет ухо задней лапой". Гуттаперчевый мальчик получается. Конечно, при желании можно любую задачу решить. Только нужно ли читателю отвлекаться от текста для решения сценических ребусов? И режиссёр, буде таковой найдётся, пусть думает о спектакле в целом, а не о техническом решении незначительных эпизодов. И актёр на сцене, если уж дело дойдёт до этого… ну, и так далее. Короче, иллюзионистские трюки уводят театр в тупик.
К этому тексту необходимо сделать два примечания:
1. Чёткую формулу подсказал 1_az: исключения возможны, но не по нескольким пунктам сразу, иначе срабатывает бритва Оккама.
2. Данный перечень, естественно, не является исчерпывающим; буду благодарен всем, кто поможет его дополнить.
А самое смешное – можно скрупулёзно выполнять все правила, а пьесы всё равно не получится. Потому что главную заповедь сформулировал Булгаков в «Театральном романе»: «Что видишь, то и пиши, а чего не видишь, писать не следует».

Благодарю sunrin за содействие в подготовке текста.
Subscribe

  • Вынужденное

    Алексей Битов (poziloy) Очень не хотелось снова писать про всю эту ковидно-вакцинную вакханалию, но деваться, повторю, некуда. Хотя прекрасно…

  • Мастер, Маргарита и немного футбола

    Алексей Битов (poziloy) « Смотреть матч по телевидению все равно, что изучать животное по скелету. Все вроде бы ясно, а теплого и трепетного…

  • 2021: 1 – 15 ноября

    dik_dikij и poziloy Юрий Клепиков, Геннадий Чихачёв, Виктор Коклюшкин и другие. 1 ноября 2021 года умер кинодраматург Юрий Клепиков – сценарист…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 128 comments

  • Вынужденное

    Алексей Битов (poziloy) Очень не хотелось снова писать про всю эту ковидно-вакцинную вакханалию, но деваться, повторю, некуда. Хотя прекрасно…

  • Мастер, Маргарита и немного футбола

    Алексей Битов (poziloy) « Смотреть матч по телевидению все равно, что изучать животное по скелету. Все вроде бы ясно, а теплого и трепетного…

  • 2021: 1 – 15 ноября

    dik_dikij и poziloy Юрий Клепиков, Геннадий Чихачёв, Виктор Коклюшкин и другие. 1 ноября 2021 года умер кинодраматург Юрий Клепиков – сценарист…