dik_dikij (dik_dikij) wrote,
dik_dikij
dik_dikij

Categories:

Стилистические тонкости (окончание)

Алексей Битов (poziloy)

Из концовки вчерашнего поста: «Ещё один положительный ответ на вопрос «Стала ли российская новая драма стилем в театральном искусстве?» принадлежит В.Рыжакову, и вот тут есть тема для более серьёзного разговора» (http://dik-dikij.livejournal.com/278049.html).
Вот ответ Рыжакова, полностью, без купюр: «Если под понятием стиль мы понимаем «способ отбора определенных средств из нескольких возможных и принцип их соединения друг с другом», то, конечно же, стала.
Новая драма – это прежде всего так называемый «поиск новой искренности». Именно он и есть неотъемлемая составляющая нового стиля. Сегодня важно не удивлять уже отработанными технологиями, а по-настоящему волноваться в процессе движения. Искренность в самой незащищённости поиска. Новая драма не боится рисковать, это и есть ее неповторимый стиль
».
Теперь – по порядку, начиная с определения самого понятия «стиль». Откуда цитата? Если погуглить, можно наткнуться на такое:
«Слову «стиль» уже много тысяч лет. Первоначально стилем называлась острая палочка для письма в Древнем Риме. Потом стиль стал обозначать почерк того, кто писал этими палочками. Еще позже стилем стали называть манеру устной и письменной речи. Подробнее прочитать об этом мы можем у Аристотеля. Сегодня понятие стиля несколько усложнилось. Понятием «стиль» мы обозначаем способ отбора определенных языковых средств из нескольких возможных и принцип их соединения друг с другом. В настоящее время никто не помнит, откуда взялось это слово, никто не задумывается о его происхождении. Все просто знают, что «стиль» – это некое выражение, самовыражение, имидж и т.д. Если говорить о стилях каминов, то можно отметить их великое разнообразие. Это и классический стиль, стиль ампир, кантри, хайтек, авангард, модерн» («строительный портал «БЕСТ-СТРОЙ»», http://articles.best-stroy.ru/articles/r13/r13_8/1604/print, подпись под текстом: Колесова Ю.А.). Главное, что я понял: Аристотель подробно описал, как менялось понятие «стиль» со времён Древнего Рима и далее, а стиль – «это некое выражение, самовыражение, имидж», особенно у каминов. Не знаю, сколько каминов объединилось в «новую драму», но для растопки такое определение годится.
Ещё больше мне понравилось, в каком контексте это же определение стиля приведено на другом портале, тоже, кстати, строительном (http://www.ahstroi-a-u-t-o.ru/318.php; автор на сей раз не указан): «Понятием «стиль» мы обозначаем способ отбора определенных языковых средств из нескольких возможных и принцип их соединения друг с другом. Для этого применяют соответствующую проволоку и соответствующий газ».
Самое время призадуматься: серьёзно говорит Рыжаков или стебается? Но, в любом случае, он прав: начинать надо с определения понятия «стиль». Вот несколько, на выбор – благо, они по сути мало отличаются друг от дружки.
Брокгауз и Ефрон: «Стиль (от лат. stylus, палочка, которой писали), совокупность характерных черт литературы или искусства той или др. эпохи или науки».
Ушаков: «СТИЛЬ, я, м. [греч. stylos, букв. палочка с острым концом для писания на навощенных дощечках]. 1. Совокупность художественных средств, характерных для произведений искусства какого-н. художника, эпохи или нации».
Википедия: «Стиль – форма воплощения художественного произведения, обладающая определенным набором признаков, характеризующих искусство определённого времени, направления или индивидуальную манеру художника».
Аристотеля и его «Риторику» всуе поминать не будем, чтобы не наводить на плетень лишнюю тень. Лучше вернёмся к Рыжакову. Итак, «Новая драма – это прежде всего так называемый «поиск новой искренности». Именно он и есть неотъемлемая составляющая нового стиля». Вообще-то «поиск» – это всё-таки процесс, а о стиле принято говорить применительно к результату. Не говоря уже о том, что Колумб искал прямой путь в Индию, а открыл нечто иное, так тоже бывает. Авторов, как и мореплавателей, лучше судить по результату, а то потом на картах такое нарисуют, что заблудимся. Разве интересны «декларации о намерениях», если нет конкретного результата?
А что у нас в сухом остатке? Ну, да, «Сегодня важно не удивлять уже отработанными технологиями, а по-настоящему волноваться в процессе движения». Иными словами, цель – ничто, движение – всё. Так ведь это было уже, тоска.
Осталась искренность и не-боязнь рисковать. Ладно, давайте об искренности. Не хочу напоминать, сколь многими «ново-драматургами» движет желание попасть в струю – какая уж тут искренность, побойтесь Бога. Ещё вопрос: а зачем эти нарочитые нагнетания – для пущей искренности, что ли? Не верю, как говаривал в таких случаях один отстойный режиссёр.
Скажем так: для того, чтобы говорить искренне, надо иметь, что сказать. Кроме «я-я-я!» или, в лучшем случае, «ах-ах-ах!». А когда сказать нечего, процесс говорения действительно превращается в самоцель.
Насчёт риска – тут ещё интереснее. Риск, конечно, бывает разный. Помнится, Довлатов в «Записных книжках» цитировал Бродского, сказавшего об одном авторе: «Как он решился перейти со второго абзаца на третий?» Тоже, если угодно риск, но мы ведь не об этом, правда? Ну, рискну я станцевать перед публикой па-де-де из «Лебединого озера», и что в этом хорошего?
Всё это, разумеется, не отменяет того факта, что автор обязан рисковать: он пускается в неведомое, при каботажном плавании открытие новых земель исключено. Боится рисковать, жмётся к берегу – значит, точно не Колумб. И вот этот страх, к сожалению, характерен для тех авторов «новой драмы», у которых могло бы получиться. На мой взгляд, не может преодолеть в себе зажатости тот же Дурненков-старший, оттого и плавание у него странное: выйдет немного на чистую воду, покружит-покружит – и обратно в гавань. И рад бы плыть вперёд, но какой-то стопор срабатывает – во всяком случае, очень похоже на то.
Ещё в большей степени это относится к Курочкину. Способный автор, он боится открытой воды, как огня, страхуется от возможного шторма, какой уж тут риск?
Из известных мне новодрамовцев не боится риска, пожалуй, Драгунская, хотя её риск не всегда оправдан – заносит. А остальные, едва ли не все – либо пересилить себя не могут, либо просто не знают, как это делается, либо... в общем, иногда что рискуй, что не рискуй, по суше далеко не уплывёшь, а до ближайшей воды лет триста топать надо.
Так что и здесь Рыжаков не прав, получается. Хотя, с другой стороны, на суше – что кроль, что брасс, принципиальной разницы нет, можно считать за один стиль.
Искренне так.
А стиль в смысле «имидж» – это пожалуйста, это сколько угодно. «Для этого применяют соответствующую проволоку и соответствующий газ».
Рота, подъём! Газы!
Вот что-то наподобие. В таком, примерно, стиле.
Subscribe

  • 2021: 12 – 22 августа

    dik_dikij и poziloy Продолжаем свою припозднившуюся «летопись». 12 августа 2021 года умерла Уна Стаббс. « Стаббс в Британии была известна как…

  • Год назад: 2020, 8 – 19 сентября

    dik_dikij и poziloy Ещё 12 дней прошлой осени. 8 сентября 2020 года умерла Нафисет Айтекова-Жанэ. « В 1961 году пришла на работу в Краснодарский…

  • Год назад: 2020, 1 – 7 сентября

    dik_dikij и poziloy Воспоминания вслед. В первый день прошлой осени ушли Крапивин, Клюев и Печерникова. А закончилась та первая неделя смертью…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 74 comments

  • 2021: 12 – 22 августа

    dik_dikij и poziloy Продолжаем свою припозднившуюся «летопись». 12 августа 2021 года умерла Уна Стаббс. « Стаббс в Британии была известна как…

  • Год назад: 2020, 8 – 19 сентября

    dik_dikij и poziloy Ещё 12 дней прошлой осени. 8 сентября 2020 года умерла Нафисет Айтекова-Жанэ. « В 1961 году пришла на работу в Краснодарский…

  • Год назад: 2020, 1 – 7 сентября

    dik_dikij и poziloy Воспоминания вслед. В первый день прошлой осени ушли Крапивин, Клюев и Печерникова. А закончилась та первая неделя смертью…