dik_dikij (dik_dikij) wrote,
dik_dikij
dik_dikij

Categories:

Не всё о Флобере

Алексей Битов (poziloy)

8 мая 1880 года умер Гюстав Флобер. Полгода назад мы о нём вспоминали и охотно цитировали (http://dik-dikij.livejournal.com/173569.html).
Сегодня есть повод дополнить.Вот ещё несколько высказываний французского классика. А то на всякое «merde» находится тьма желающих растащить эту субстанцию по всей Руси великой, и в то же время мы воротим нос от того, что может пойти впрок.
Итак, Флобер о литературе и искусстве.
«Главным достоинством писателя является знание того, чего писать не нужно». Сами понимаете, достоинства не на каждом шагу встречаются.
«То, что понимают плохо, часто стараются объяснить с помощью слов, которые не понимают». Читайте, например, теоретические статьи в журнале «Театр» или на сайте openspace.
«Точность мысли обуславливает точность выражений». Здесь отвлекусь немного. Знаменитое «растекался мыслию по древу» – как известно, курьёз; в оригинале –«мысию», то есть белкой. Действительно, белка настолько срастается с древом-деревом, что не передвигается, а как бы растекается по нему. Но этот образ случайно трансформировался в некую мысль (жидкую, заметьте), растекающуюся по древу познания и капающую на наши головы. Над кем не вовремя пролетела птичка, меня поймёт; хорошо, что мыслящие коровы не летают.
А Флобер между тем продолжает: «Художник должен присутствовать в своем произведении, как Бог во вселенной: быть вездесущим и невидимым». И если некто, чтобы привлечь внимание к собственной персоне, начинает со всей дури бить себя в грудь, будьте уверены: это горилла, а не художник.
Есть такая гипотеза, что очаровательные существа, обожающие бить себя в грудь – предки, от которых мы произошли (или попытались произойти). Тут Флобер снова к месту: «Будущее тревожит нас, а прошлое нас держит. Вот почему настоящее ускользает от нас». А как его удержать, это самое настоящее, если руки заняты, ими мы бьём себя в грудь?
Ладно, не будем зацикливаться на искусстве, Флобер не о нём одном говорил забавные вещи. Да вот хотя бы: «Женщины слишком не доверяют мужчинам вообще и слишком доверяют им в частности». Кстати, мужики ведут себя точно так же, причём, надо полагать, не только во Франции. Такой уж мы, человеки, народ легкомысленный, ничего не поделаешь.
А вы говорите, «воспитание чувств»...
Куда там! Сплошные «провинциальные нравы».

Приложение. Иногда Флоберу приписывают фразу «Стиль – это человек». Неверно, так сказал Жорж Бюффон, Флобер в ту пору ещё не родился даже. А ещё и потому неверно, что пишут нынче не только люди, но и машины. По крайней мере, переводят. Что у них получается? Читайте и восхищайтесь, все перлы нарыты на http://www.flaubert.ru/, причём хватило всего одной, первой страницы.
«Наиболее известный своим первым опубликованным романом «Госпожа Бовари» (1857), а так же преданностью своим технике и стилю, представленных в бесконечном поиске и подборе слов».
«Будучи безразличным к учебе, Флобер находил Париж пренепреятнейшим городом.Он завел несколько знакомств, включая Виктора Гюго».
«Постепенно утрачивая интерес друг к другу, Гюстав и Луиза расстались».
«Изредка он посещал парижских знакомых, включая Эмиля Золя, Ивана Тургенева, Эдмонда и Джулию Гонкот» [осмелюсь предположить: Джулия Гонкот – трансвестит, которого до смены пола звали Жюлем Гонкуром].
«Парижские солдаты оккупировали дом Флобера на время Войны в 1870 году».
«то, что он сочинил, никогда не удовлетворяло его, яростно мучая свой мозг, для лучшего подбора фраз и подходящих прилагательных».
«Флобер был не из тех, для кого правильный язык был естественнен; он с потом, капающим с бровей извлекал свои иде<а>льные фр<а>зы, все время совершенствуя их».
«Менее чем любой другой писатель, не только из Франции, а из современной Европы, Флобер привносит допуск к неточности, обобщению, неясности неподходящему выражению, которое является отравой для обычного писательства. Он никогда не потакал и не шел на поводу, бросая свои фразы, которые наиболее выражают его понимание. Как писатель, Флобер частично относился к романистам, реалистам и стилистам. Следовательно, члены различных школ, особенно реалисты и формалисты, проследили свою принадлежность к его работам».
«Постепенно, этот аспект его гения был принят, и начал вытеснять всех других».
«Даже после того, как он немного отклонился от реализма, не утратил престижа в литературном сообществе; он продолжал иметь влияние на других писателей из-за глубины своих эстетических принципов, преданности стилю и неутомиму следованию идеально выражаться. Рецепты напитков знали все».
«Джен Пауль Сартре, чей, частично психоаналитический, портрет Флобера «Семейный идиот» был опубликован в 1971 году».
Джена Пауля Сартре, впрочем, нисколько не жалко; жалко Флобера.
Кроме того, у меня возникли серьёзные сомнения: а является ли человеком автор «Лёгкого дыхания», «Запертой двери» и т.д. Будет время, сравните (подходящий набор цитат – на http://dik-dikij.livejournal.com/64277.html и http://dik-dikij.livejournal.com/101346.html). Похоже, поработала та же самая машина, объявленная крутым литератором.
Бедный Флобер!
Subscribe

  • 2021: 23 – 31 августа

    dik_dikij и poziloy Прощаемся с летом. 23 августа 2021 года умер Гоча Ломия. « Ломия... знаком советскому зрителю по своему экранному дебюту – в…

  • 2021: 12 – 22 августа

    dik_dikij и poziloy Продолжаем свою припозднившуюся «летопись». 12 августа 2021 года умерла Уна Стаббс. « Стаббс в Британии была известна как…

  • Год назад: 2020, 8 – 19 сентября

    dik_dikij и poziloy Ещё 12 дней прошлой осени. 8 сентября 2020 года умерла Нафисет Айтекова-Жанэ. « В 1961 году пришла на работу в Краснодарский…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments