dik_dikij (dik_dikij) wrote,
dik_dikij
dik_dikij

Со второго захода

Алексей Битов (poziloy)

Честно говоря, вряд ли я стал бы изучать очередной номер журнала «Театр», если бы главный редактор оного г-жа Давыдова сама не напросилась (см. http://dik-dikij.livejournal.com/264875.html). В отличие от упомянутого вчера А.Зензинова (http://zenzinich.livejournal.com/905116.html), не увидел я в «Театре» никакой «интеллектуальной насыщенности», преобладают обычные завывания-заклинания нашей «околокультурной» тусовки. Эти люди обитают в своём мирке, сузившемся почти до размеров пресловутой баночки Мандзони, с наслаждением вдыхают любимые ароматы, а всех, кто такой сладости не понимает, держат за быдло. И это было бы смешно, когда бы не было так грустно.
Понятно, в их мирке действуют свои законы, наши нормы там неприменимы. Мне, пожалуй, возразят, что бредить-то они бредят, однако свою трёшку в день, как в известном анекдоте, имеют. Имеют, факт, но только потому, что удачно вписались в «вертикальный» поток маргинального сознания. Внутри мирка – свои понятия; насколько они реальны, судите сами.
В общем, планирую несколько постов по злополучному номеру сварганить, но выборочно и с перерывами. Но, коли уж написал вчера: «на шулерство редакции обязательно надо будет внимание обратить», – откладывать как-то негоже.
Можно ли в данном случае говорить о шулерстве, если я сам написал выше, что наши нормы в тусовочном мирке не применимы? Отчасти – можно, но только отчасти. Когда г-жа Давыдова по трём цитатам из двух анонимных комментариев к одному посту в одном ЖЖ чохом относит тьму народа к «Бездарным сетевым маргиналам», это, конечно, чистой воды шулерство, и она сама это прекрасно знает. Вот когда журнал «Театр» проводит очередной опрос с участием своих, а результаты пытается выдать за репрезентативные, тут никакого шулерства в понимании тусовщиков нет – ну, не будут же они всякое «быдло» опрашивать. А когда интерпретируют ответы, абстрагируясь от самих ответов, – это уже снова шулерство, тут организаторы жульничают вполне сознательно.
О каком опросе речь? В № 3 журнала «Театр» их сразу несколько; начнём с самого первого. 3 вопроса:
«1. Часто ли вы ходите в драматический театр?
2. Если нет, то почему?
3. Что произвело впечатление за последнее время?
»
Впрочем, все участники, кроме Д.Дондурея, давали один «комплексный» ответ.
Кто-то из журнала эти ответы якобы проанализировал и сделал 3 вывода. Что характерно – трижды соврал.
Судите сами: «Оказалось:
1. В академические театры забредают в основном представители старшего поколения.
2. Остальные предпочитают Театр.doc и театр «Практика». С уважением относятся к визуальным экспериментам Дмитрия Крымова и Андрея Могучего. Из мэтров уважают Петра Фоменко.
3. Российский драматический театр подавляющему большинству кажется устаревшим видом искусства
».
Похоже, расчёт делается на то, что сами ответы никто читать не будет. А если прочесть? Кто такие «представители старшего поколения»? Перечислю четвёрку старейших из 11 участников опроса: А.Хржановский (1939 г.р.), В.Мартынов (1946), Л.Рубинштейн (1947) и Д.Дондурей (1948). Двое из них (Рубинштейн и Мартынов) о посещении академических театров не говорят; Дондурей назвал только спектакли А.Херманиса. В страшном грехе посещения «академических театров» признались также Л.Десятников (1955), А.Тарханов (1959) и Н.Хомерики (1975). П.Фоменко вспомнили трое: Десятников, Тарханов и Хржановский. Что же до остальных – трудно понять, как они могут уважать или не уважать Фоменко (или кого-нибудь другого), если на его спектакли они не ходят.
Д.Крымова и А.Могучего назвал один человек – Рубинштейн. Но он как раз относится к категории «старшее поколение», а не к «остальным».
Театр.doc, кстати, назвали четверо (включая Дондурея), «Практику» – тоже четверо (включая Мартынова).
Ещё интереснее, кто же составил «подавляющее большинство», которому театр «кажется устаревшим видом искусства». Цитирую по порядку.
Рубинштейн: «Мне он [театр] всегда казался очень архаичным, застылым».
Десятников: «Не люблю драматический театр, нет потребности его посещать. Как и все мое поколение [напомню, 1955 г.р.], я воспитан на кино».
Ф.Толстая: «Нам сейчас столько всего показывают, глаза так напичканы впечатлениями, что вдруг оказывается: текст, как он есть, попадает в зрителя гораздо точнее».
Хомерики: «Театр – вещь мне не близкая».
Е.Фанайлова: «Я разлюбила театр как вид искусства, который слишком сильно вторгается в мою психику, в личное пространство зрителя».
Мартынов: «Не люблю драматический театр и все, что связано с нарративным театром».
Д.Ханкин: «Я не очень люблю театр как искусство и не очень верю в драматический театр. Это слишком большая для меня степень абстракции» (это говорит галерист).
Тарханов: «В театр хожу очень редко».
В.Сорокин: «Театр – это какое-то рискованное дело. Там особенно остро чувствуются фальшь, пошлость и рутина [сказано! Сорокин предпочитает, чтобы фальшь и прочее не чувствовались]. Меня театр больше разочаровывает, чем очаровывает».
Дондурей: «Так как мне по работе приходится много смотреть фильмов и такой отравы, как телевизор, то о театре приходится в основном... читать».
Из общего ряда выбивается только Хржановский: «Стараюсь не пропускать важные театральные события».
Посмотрите ещё раз, что говорят остальные. Речь совсем не о том, что театр «устарел» – «подавляющее большинство» опрошенных заявляет, что они театр не любят, не понимают и практически им не интересуются. То есть обработчик «Театра» соврал в третий раз из трёх возможных. Думаете, это не шулерство?
Какой, кстати, смысл опрашивать людей о том, чего они не любят и понимать не хотят? И почему опрошены именно эти 11 человек? «Чтобы выяснить, интересен ли театр представителям других видов искусства (и вообще интеллектуального сообщества), мы обратились к некоторым из них с вопросами», – написано в преамбуле. За «интеллектуальное сообщество» вообще отвечают, видимо, галерист Ханкин и тусовщица Ф.Толстая; честь представлять литературу выпала Рубинштейну, Сорокину и Фанайловой; от кино выступают Хомерики, Хржановский и критик Дондурей; Десятников и Мартынов призваны говорить от имени музыкантов; Тарханов – архитектор и архитектурный критик из «Коммерсанта». На всякий случай: Фанайлова и Мартынов прямо связаны с «Практикой»; Десятников, если верить Википедии, авангардист; Тарханов состоит в «Снобе» (как и Ханкин). Своеобразный подбор, не правда ли? Разные люди, но все они так или иначе относятся к одной и той же тусовке. Но здесь, уверяю вас, шулерства нет, это совсем другое: твёрдая уверенность, что есть «элита» (они) и «быдло» (все прочие); мнение быдла элиту, понятно, не интересует. Интереснее вопрос, почему «опросчики» забыли поинтересоваться мнением интеллектуалов из группы «Война». Или поинтересовались, но в ответ услышали про какую-то штуку, вырванную из плена ФСБ, и постеснялись публиковать столь ценное мнение? Всё может быть.
Риторический вопрос из фильма «Кин-дза-дза» («Девочка, вы тут самые умные? Это вам кто-нибудь сказал, или вы сами решили?») задавать не стоит: инопланетяне на провокационные вопросы не отвечают.
Лучше об одной околоспортивной сплетне, за достоверность которой, увы, не поручусь. Среди членов фан-клуба сборной Фиджи по футболу провели опрос: кого в этом фан-клубе считают лучшими игроками мира. Из ответов футбольные специалисты почерпнули массу ценной информации о сборной Фиджи.
Это я к тому, что истинные ценители (те, кому театр не интересен), вне всякого сомнения, «предпочитают Театр.doc и театр «Практика»».
Вот такой у нас журнал «Театр». Который, по мнению всё того же Зензинова, «Провоцирует разнообразные мыслительные заходы». Точнее не скажешь.
Subscribe

  • 2021: 12 – 22 августа

    dik_dikij и poziloy Продолжаем свою припозднившуюся «летопись». 12 августа 2021 года умерла Уна Стаббс. « Стаббс в Британии была известна как…

  • Год назад: 2020, 8 – 19 сентября

    dik_dikij и poziloy Ещё 12 дней прошлой осени. 8 сентября 2020 года умерла Нафисет Айтекова-Жанэ. « В 1961 году пришла на работу в Краснодарский…

  • Год назад: 2020, 1 – 7 сентября

    dik_dikij и poziloy Воспоминания вслед. В первый день прошлой осени ушли Крапивин, Клюев и Печерникова. А закончилась та первая неделя смертью…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 57 comments

  • 2021: 12 – 22 августа

    dik_dikij и poziloy Продолжаем свою припозднившуюся «летопись». 12 августа 2021 года умерла Уна Стаббс. « Стаббс в Британии была известна как…

  • Год назад: 2020, 8 – 19 сентября

    dik_dikij и poziloy Ещё 12 дней прошлой осени. 8 сентября 2020 года умерла Нафисет Айтекова-Жанэ. « В 1961 году пришла на работу в Краснодарский…

  • Год назад: 2020, 1 – 7 сентября

    dik_dikij и poziloy Воспоминания вслед. В первый день прошлой осени ушли Крапивин, Клюев и Печерникова. А закончилась та первая неделя смертью…