dik_dikij (dik_dikij) wrote,
dik_dikij
dik_dikij

2011: Космическая Одиссея (продолжение)

Алексей Битов (poziloy)

Что ж, переходим к следующей фазе.
Напоминаю: мы в открытом космосе (http://www.openspace.ru/theatre/projects/17605/details/21831/?expand=yes#expand), и в нашем поле зрения – фрагмент статьи М.Давыдовой «Новый русский гунн».
С блогерами Давыдова расправилась походя, ещё в начале своего полёта. Потом – небольшой переходный период: «маститые критики словно бы соревновались с блогерами в выборе бранных выражений. Бездарным сетевым маргиналам вторил талантливый Александр Соколянский. В статье «Рататуй навсегда» он сообщал читателям сайта «Часкор» о своих ощущениях после прочтения пьесы Павла Пряжко «Жизнь удалась»: «В общем виде они сводятся к тому, что Вас. Вас. Розанов некогда написал о Чернышевском: никаких разговоров с этим господином нельзя было водить, а следовало ему “дать по морде, как навонявшему в комнате конюху” («Опавшие листья»). Возразить на такой пассаж нечего. С ощущениями, как говорится, не поспоришь».
Как известно, сама Давыдова своих ощущений не описывает; её конёк – впечатления. И даже не от происходящего на сцене, это пошло и скучно, а от реакции публики. Например: «Одно из самых сильных впечатлений "Текстуры" – даже не сам спектакль (хотя в нем воистину есть чем впечатлиться), а растерянные лица некоторых радикально настроенных деятелей нашего кино» (http://www.izvestia.ru/culture/article3147084/). Или: «Она (публика) готова поглощать с удовольствием и даже причмокиванием бенефисную халтуру и идущие там и сям идиотские комедии ни о чем. Она никогда не уйдет с пыльной музейной постановки в шелках и кринолинах. Она готова смотреть талантливые, не очень талантливые и даже са-а-авсем не талантливые спектакли, сделанные, как говорится, «по школе». Она кое-как проглотит некий эксперимент, поставленный в камерном пространстве. Но увидеть нечто провокативное на большой сцене выше ее сил» (http://www.izvestia.ru/culture/article3147183/ ). А что? наблюдение за наблюдающим, как известно, доставляет кому-то массу удовольствия.
Между тем, лидер движения «маститых критиков» выходит на новую орбиту – вокруг «новой драмы»: «Так вот, герои новой драмы – это очень разные люди, но у них есть одна общая черта: их трудно представить себе в качестве театральных зрителей. А театральным зрителям, соответственно, сложно себя с ними отождествить». По сложившейся привычке Давыдова наблюдает за публикой: «С героями новой драмы зритель по большей части отождествляться не готов (а тот, кто готов, повторим еще раз, попросту не ходит в театр)». Вывод: «И это само по себе обозначило совершенно новую ситуацию в отечественном театральном искусстве, подлинную смену вех и разрыв с предшествующей традицией».
Разумеется, разрыв между зрителем и персонажем одновременно является разрывом «с предшествующей традицией». А если точнее, без эвфемизмов – разрыв с театром. Почему? Да потому, что театр, как и всякое подлинное искусство, – зеркало, а не зоопарк и не кунсткамера, куда ходят на экскурсию. Давыдова пишет: «В новой драме предложен абсолютно новый тип героя, который характерен для русской жизни, но никоим образом не укоренен в русской драматургии. Он воистину Иван, родства не помнящий. Для традиционной (тем паче столичной) аудитории этот герой выглядит не как некое «зеркало», а как – воспользуемся названием пьесы другого Дурненкова (Вячеслава) – некий «экспонат»». Здесь сразу оговорю: об «Экспонатах» В.Дурненкова мы сейчас не говорим, там автор пытался ни с какой традицией не разрывать, а показать нам именно зеркало. Получился всё-таки скорее сценарий, но речь опять-таки не об этом. Существенно, что в любом зеркале для каждого из нас отражаются отнюдь не экспонаты, а мы сами, хотя и в самых разных облачениях.
Кстати, не надо думать, что эта формулировка досталась нам в наследство от советского прошлого (тут достаточно сослаться на фразу Гёте: «искусство – зеркало, где каждый видит себя»). Вопрос в том, кому выгодно убедить нас: нет, никакое не зеркало, именно кунсткамера, незачем удивляться ужимкам и прыжкам и вопрошать, что это там за рожа. А то раз спросишь, другой, глядишь, и ответ какой-никакой в голову взбредёт, нежелательно.
«Не обсценная лексика (герои Володина или Вампилова, кабы не цензурные запреты, тоже теоретически могли бы матюгнуться), не нарушение «аристотелевых законов», а именно эта огромная дистанция между людьми в зале и героями на сцене и есть ключевая особенность новой русской драмы», – пишет Давыдова. Кто бы спорил? всё так, за исключением того, что на этом месте драма перестаёт быть драмой, театр – театром, а искусство – искусством (понятно, это не только к театру относится).
Следующая фраза Давыдовой, правда, немного удивляет: «Она же [эта самая дистанция] стала едва ли не главным раздражающим фактором для значительной части театрального истеблишмента, живущего по инерции в прежней системе координат». Всё-таки хотелось бы понять, как мы, сетевые маргиналы, вдруг оказались частью истеблишмента, но пускай это останется маленькой личной тайной г-жи Давыдовой, не будем на этом останавливаться.
Интереснее следующая фраза: «Социальная пропасть между зрителями, режиссерами, артистами и, что принципиально, самими авторами новой драмы, с одной стороны, и ее персонажами – с другой, помимо прочего способствовала, как мне кажется, решительному изменению театрального языка». Сначала не о «языке», а о «социальной пропасти». В этом и состоит, пожалуй эффект экскурсии: мы здесь, они там, наши миры не пересекаются. Бальзам на душу снобов, не театральных, а именно социальных. В сущности, Давыдова об этом и говорит (не важно, осознанно или нет): «новая драма» – это для тех, кто преисполнен социального снобизма, ибо относит себя к элите (отчасти это же можно сказать и о любителях «Войны» на мосту).
Получается смешно: в театр мы пойдём, как в зоопарк, а в зеркале увидим элиту. Да нет, не получается: Чем кумушек считать трудиться, / Не лучше ль на себя, кума, оборотиться? Хотя судьба подобных советов, как вы помните, весьма незавидна: они пропадают попусту.
Теперь – и о языке, буквально два слова. Вопрос не из области драматургии: вы уверены, что персонажи Достоевского говорят, «как в жизни»? Тогда попробуйте выговорить, вдруг получится, чем чёрт не шутит. И когда Давыдова отмечает «упрямый интерес младодраматургов к обыденной речи, которую они фантастически точно научились фиксировать», она несколько путает фиксирование с копированием, а это разные вещи, и тут неважно, по памяти копировать или с помощью диктофона; копия по-любому остаётся копией (в отличие от отражения, которое всё-таки оригинально).
И последнее. Копии тоже бывают разные, как известно. Бывают копии, у которых нет оригинала; это и есть симулякры, идеал постмодернизма. А когда нам показывают к тому же копии незнакомых нам существ, понять, насколько копия соответствует оригиналу, мы не в состоянии. Кто не видел крокодила, поверит, что у него на спине крылья. Беда в том, что при личной встрече с таким «насмотревшимся» крокодил останется неопознанным, что сулит нашему бедолаге множество открытий чудных. Если, конечно, он напоследок успеет их оценить. Увы...
Хотя в открытом космосе, как в Греции, водится всё. Почти всё, в том числе летающие крокодилы и всякие прочие химеры. Одна беда: жить в открытом космосе нельзя. Как-никак, безвоздушное пространство.
Воздух – вот главное, чего там нет, в этом оупенспэйсе. Всё равно придётся когда-нибудь вернуться на грешную Землю с её реальными крокодилами.
А пока – полёт продолжается.
Subscribe

  • 2021: 12 – 22 августа

    dik_dikij и poziloy Продолжаем свою припозднившуюся «летопись». 12 августа 2021 года умерла Уна Стаббс. « Стаббс в Британии была известна как…

  • Год назад: 2020, 8 – 19 сентября

    dik_dikij и poziloy Ещё 12 дней прошлой осени. 8 сентября 2020 года умерла Нафисет Айтекова-Жанэ. « В 1961 году пришла на работу в Краснодарский…

  • Год назад: 2020, 1 – 7 сентября

    dik_dikij и poziloy Воспоминания вслед. В первый день прошлой осени ушли Крапивин, Клюев и Печерникова. А закончилась та первая неделя смертью…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 14 comments

  • 2021: 12 – 22 августа

    dik_dikij и poziloy Продолжаем свою припозднившуюся «летопись». 12 августа 2021 года умерла Уна Стаббс. « Стаббс в Британии была известна как…

  • Год назад: 2020, 8 – 19 сентября

    dik_dikij и poziloy Ещё 12 дней прошлой осени. 8 сентября 2020 года умерла Нафисет Айтекова-Жанэ. « В 1961 году пришла на работу в Краснодарский…

  • Год назад: 2020, 1 – 7 сентября

    dik_dikij и poziloy Воспоминания вслед. В первый день прошлой осени ушли Крапивин, Клюев и Печерникова. А закончилась та первая неделя смертью…