dik_dikij (dik_dikij) wrote,
dik_dikij
dik_dikij

Category:

Памяти Гурченко

Алексей Битов (poziloy)

Сегодня – 9 дней, как умерла Людмила Гурченко. Замечательная актриса. Дальнейшие эпитеты излишни.
… 1962 год, «Советский экран», рубрика «Мастера – о молодёжи». Эраст Гарин – о Гурченко: «Я вошел в плохо освещенный пустой зал бывшего театра-студии киноактера (его, "театр-студию", в целях "улучшения" работы киноактеров закрыли). Энтузиасты своего дела уже на самодеятельных началах разыгрывали пьесу Гарсии Лорки "Дом Бернарды Альба".
Неизвестная мне девушка, изображавшая испанскую крестьянку Аделу, заражала своим подлинно драматическим темпераментом. – Кто такая? – спросил я соседа.
– Да Гурченко!
– Какая Гурченко?
– Ну из "Карнавальной ночи". Она теперь у нас...
Утром пошел посмотреть "Карнавальную ночь".
Зрительный зал нового, встроенного в только что возведенный дом кинотеатра мест на 180, был заполнен.
Проказнице комсомолке – ее играла Людмила Гурченко – зрители сочувствовали, принимали ее, смеялись, легко слушали ее песенки и вместе с актрисой старались приспособить несколько "венский" стиль картины к нашему советскому восприятию. А актриса действительно была хороша. Она вела свою роль свободно, без каких-либо видимых усилий. За изяществом внешнего рисунка чувствовалась искренность, человеческая теплота
» (http://gurchenko.ru/pressa/egarin.htm).
Не похоже это на дежурный текст, Заметно, что «Карнавальная ночь» вовсе не привела Гарина в восторг. А о следующем «кинобестселлере» с участием молодой актрисы («Девушка с гитарой») Эраст Павлович и вовсе отозвался крайне скептически. Правда, особо оговорил: «Гурченко ничего плохого не сделала». Но «Эта картина обесценила для нее интерес к примитивной популярности».
Напротив, следующую работу Гурченко (в фильме «Балтийское небо») Гарин оценил, особо отметив, как меняется рисунок роли, когда героиня взрослеет. И вот как эта часть подытожена: «Меня часто удивляет пренебрежение молодых к фантазированию в образе. Очень часто играют ничем не обогащенное свое неповторимое "я".
Гурченко обладает жаждой фантазирования. Она – подлинная актриса перевоплощения. Острая, яркая комедийность и глубокий, сдержанный драматизм – все ей доступно. Прирожденная "лицедейка", как сказали бы в старину
». И далее: «она показала огромные артистические возможности, редко соединяющиеся в одном лице».
Нет, убей меня Бог, это отнюдь не дежурный текст «под рубрику». Гарин выделил главное: лёгкость («без каких-либо видимых усилий») и широту диапазона. И написал в завершение: «Хочется пожелать Гурченко общения со зрелыми художниками, которым не изменял бы вкус, чувство меры, глубина проникновения в сложность человека». Увы, как в воду глядел. Не слишком ли часто в дальнейшем актрисе приходилось клонировать один (всего один) из найденных ей типажей – эдакая кокетка-кокотка, дама света-полусвета? Она всё делала профессионально, но клоны оставались клонами, не более того. А другие возможности Гурченко не так уж часто оказывались востребованными. Хотя, повторю, она была актрисой достаточно широкого диапазона, в чём нетрудно убедиться хотя бы по этому ролику.


Не вполне сбылось и другое пожелание Гарина: «Хочется увидеть Гурченко на сцене, где ее фантазия, темперамент, графическое своеобразие, редкое ее свойство "заражать" зрителя могли бы в углубленной и сосредоточенной работе в театре дать ей возможность от начала до конца, со всеми нюансами, деталями, делать роли, выверяя их до съемок для экрана». Не сложилось что-то, жаль – ведь любой актёр, даже самый «звёздный», не всё в своей профессиональной жизни определяет сам.
И ещё об одном хочется сказать. Кому-то Гурченко казалась капризной и истеричной. Но человек, которому довелось работать с ней на съёмочной площадке, напротив, вспомнил о ней с большой теплотой. Правда, от моей просьбы что-то сформулировать попытался поначалу отделаться широко известной цитатой из О.Басилашвили: «То, какой урок работоспособности она преподала мне на съемках нашего фильма "Вокзал для двоих" – я ей по гроб жизни буду благодарен! Т.е. я думал, все иначе выглядит на площадке. Вот, такого работоголика, сумасшедшего, одержимого, ненавидящего лентяев и бездарность, что одно и то же, фактически, я никогда не встречал. Она меня очень многому научила, я ей за это очень благодарен!». Но всё-таки, поколебавшись, дописал от себя: «Именно профессионал и работоголик. Ей нужен результат, а не себя показать. На съёмках она была спокойной, сосредоточенной и терпеливой к партнёрам. Никаких истерик, выяснений отношений. Я ошиблась. Просто подсказала. И всё. Она понимала, что ошибиться может каждый. Для дела правильнее подсказать, а не устраивать выволочку. А вот халтурщиков, наверное, ненавидела». Как хотите, но, по-моему, это очень важно, чтобы понять, какой была Гурченко.
Была.

Людмила Марковна Гурченко, 12.11.1935 – 30.03.2011.
Subscribe

  • 2021: 12 – 22 августа

    dik_dikij и poziloy Продолжаем свою припозднившуюся «летопись». 12 августа 2021 года умерла Уна Стаббс. « Стаббс в Британии была известна как…

  • Год назад: 2020, 8 – 19 сентября

    dik_dikij и poziloy Ещё 12 дней прошлой осени. 8 сентября 2020 года умерла Нафисет Айтекова-Жанэ. « В 1961 году пришла на работу в Краснодарский…

  • Год назад: 2020, 1 – 7 сентября

    dik_dikij и poziloy Воспоминания вслед. В первый день прошлой осени ушли Крапивин, Клюев и Печерникова. А закончилась та первая неделя смертью…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 12 comments

  • 2021: 12 – 22 августа

    dik_dikij и poziloy Продолжаем свою припозднившуюся «летопись». 12 августа 2021 года умерла Уна Стаббс. « Стаббс в Британии была известна как…

  • Год назад: 2020, 8 – 19 сентября

    dik_dikij и poziloy Ещё 12 дней прошлой осени. 8 сентября 2020 года умерла Нафисет Айтекова-Жанэ. « В 1961 году пришла на работу в Краснодарский…

  • Год назад: 2020, 1 – 7 сентября

    dik_dikij и poziloy Воспоминания вслед. В первый день прошлой осени ушли Крапивин, Клюев и Печерникова. А закончилась та первая неделя смертью…