dik_dikij (dik_dikij) wrote,
dik_dikij
dik_dikij

Споёмте, друзья...

Алексей Битов (poziloy)

«Вчера по телевизору Пугачева, отсматривая разных певцов на каком-то конкурсе, сказала:
– Вы понимаете, в чем беда? Вокалистов много, а певцов – нету!
Я вот читаю пьесы, которые прислали на "Евразию" и тоже думаю об этом: все грамотные, все писать умеют, ни к чему не прикопаешься, а пьесы – нет, а драматурга – нет
». Это пишет Н.Коляда («Читаю "Евразию"», http://kolyadanik.livejournal.com/1442308.html).
Вот как прикажете сие понимать?
Певцов «на каком-то конкурсе», надо полагать, всё же не «отсматривают», а отслушивают; мелочь, конечно, но характерная (мой конкурс – что хочу, то и оцениваю). Это понятно, давайте о другом.
«все грамотные, все писать умеют, ни к чему не прикопаешься, а пьесы – нет, а драматурга – нет». Грамотные? Открываю один из конкурсных текстов, буквально первый попавшийся. Быстро нахожу: «К ограде веранды подходит собака, смотрит голодными глазами». Замечательно и, главное, грамотно сверх всякой меры.
Возвращаюсь к посту. «какой голос у той же Пугачевой?
Хрипит, сипит – потому что курит.
Но я лучше ее послушаю, её, чем кого-то, попадающего в ноты, не курящего, не хрипящего. Потому что она что-то про жизнь мне поет
». Замечательно. А может, дело не в том, что поёт, а в том, как поёт?
И о нотах, конечно. То-то и беда, что большинство современных певцов не то, что в ноты не попадают – они и о существовании-то нот не догадываются (как вариант, слышали звон, но полагают: ноты – отстой, вчерашний день). (В скобках: где это Пугачёва сказала, будто нынче все попадают в ноты? Не нашёл. Так что это не Алла Борисовна, а неуёмная творческая фантазия Николая Владимировича, не более. Кто хочет убедиться, вот ссылка – http://kp.by/daily/25661.3/822963/).
Другое дело, «попадание в ноты» ещё ничего не гарантирует, да и вокальные данные сами по себе вряд ли кому интересны.
«Не было голоса у Шульженко, не было его у Бернеса. Скрипел, как старый паровоз, Утесов. А какой голос был у Вертинского?». Забавно, именно эти имена мы вспоминали недавно почти в том же контексте, но именно, что почти. Весь фокус, пожалуй, в том, что эти певцы (настоящие певцы) песню через себя выражали, а не себя через песню. Когда себя – ни песня не спасёт («Эх... испортил песню ... дур-рак!»), ни вокальные данные. Но вот ведь что любопытно: все, кого назвал Коляда, хоть и были формально безголосыми, в ноты попадали без труда. А иначе песню не выразишь: нет нот – нет и песни (я не о нотной записи, понятно, я о самой мелодии).
А Коляда тем временем ставит вопрос, типа, ребром: «Я сидел и думал: почему так бывает, что есть в нашем деле (в драматургии, вообще: в театре) вокалисты, а есть – певцы?». Отвечаю: всё устроено по принципу пирамиды: вершина – певцы, их совсем мало; далее – вокалисты, их, скорее всего, побольше, но не намного; потом – не певцы и даже не вокалисты, но люди не совсем безнадёжные, их ещё больше, но тоже не слишком много; наконец, прочие страждущие, коих пруд пруди. Стереометрия – тоже, вроде бы, математика, но не бином Ньютона.
Но Коляда и не ждёт ответа на свой вопрос, он знай себе соловьём заливается, только в ноты не всегда попадает: «Приходит на конкурс 500 пьес, все – замечательно написанные, любой пьесе дать премию можно. Но – зачем?»
Действительно, зачем? Зачем так безбожно... лукавить, скажем так? Среди этой полутысячи «замечательно написанных», скорее всего, ни одной нет; могут быть несколько, неплохо написанных – хорошо, если наберётся хотя бы десяток (2% от 500), а более половины – вообще мимо всяких нот, увы. Теория вероятности других вариантов не допускает (кстати, личный опыт свидетельствует о том же).
А Коляда, знай себе, гнёт своё: «Вот потому-то, наверное, "певцов" в театре как не было, так и нет.
А всё так – "я: писатель! я: драматург!"
Сегодня все грамотные.
Все в ноты попадают.
Но спеть – никто, херушки
».
Про ноты – что, опять? Ещё раз, медленно: не попадают. Как и на эстраде. Ни тяп-ляп «певцы», ни тяп-ляп «драматурги». Если Коляда этого не знает – его личная проблема. Хотя, скорее всего, знает прекрасно, но фальшивит, как ему удобнее. А вот насчёт «спеть – никто» – согласен. Почти никто, скажем так. Но кому-то премию, насколько я понимаю, дадут.
Может, в этом и разгадка?
Да, конечно, давать премию по факту «попадания в ноты» – нелепо. Условие явно недостаточное, но, извините, необходимое. Для того и нужен «первый тур» всякого конкурса, чтобы отсеять «непопадающих». А во втором туре на первые роли выходят факторы субъективные – кто где какие признаки жизни уловил (или ему почудилось что-то). Но сначала – отсев заведомых неумех, и тут критерии достаточно объективны. А Коляда заявляет: объективные критерии его вовсе не интересуют (мешают действовать по принципу «что хочу, то и ворочу»?).
Вот к чему бы это? Похоже, к очередному «триумфу» «екатеринбургской школы». Хотелось бы ошибиться, конечно, но это вряд ли. Слишком уж всё, как по нотам – именно там, где не надо.
Жаль.
Subscribe

  • 2021: 23 – 31 августа

    dik_dikij и poziloy Прощаемся с летом. 23 августа 2021 года умер Гоча Ломия. « Ломия... знаком советскому зрителю по своему экранному дебюту – в…

  • 2021: 12 – 22 августа

    dik_dikij и poziloy Продолжаем свою припозднившуюся «летопись». 12 августа 2021 года умерла Уна Стаббс. « Стаббс в Британии была известна как…

  • Год назад: 2020, 8 – 19 сентября

    dik_dikij и poziloy Ещё 12 дней прошлой осени. 8 сентября 2020 года умерла Нафисет Айтекова-Жанэ. « В 1961 году пришла на работу в Краснодарский…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 28 comments

  • 2021: 23 – 31 августа

    dik_dikij и poziloy Прощаемся с летом. 23 августа 2021 года умер Гоча Ломия. « Ломия... знаком советскому зрителю по своему экранному дебюту – в…

  • 2021: 12 – 22 августа

    dik_dikij и poziloy Продолжаем свою припозднившуюся «летопись». 12 августа 2021 года умерла Уна Стаббс. « Стаббс в Британии была известна как…

  • Год назад: 2020, 8 – 19 сентября

    dik_dikij и poziloy Ещё 12 дней прошлой осени. 8 сентября 2020 года умерла Нафисет Айтекова-Жанэ. « В 1961 году пришла на работу в Краснодарский…