dik_dikij (dik_dikij) wrote,
dik_dikij
dik_dikij

Category:

Памяти Актёра

Алексей Битов (poziloy)

Давным-давно, больше года назад был у нас пост «Проверка слуха», а там такие слова: «Борисов играл... на полутонах. Минимум внешней экспрессии, вообще никакой экзальтации. Как бы не привлекая к себе внимания. Не сказать, что вяло, но, на чей-то взгляд, чересчур монотонно. Тот же Смоктуновский, к примеру, был гораздо экспрессивнее (только не подумайте, что я противопоставляю двух выдающихся актёров; просто у каждого из них – свой стиль, своя манера)» (http://dik-dikij.livejournal.com/37009.html).
Олег Борисов или, например, Евгений Леонов были потрясающими актёрами, но в любой роли их узнавали с полувзгляда: внешние данные не спрячешь. А Иннокентий Михайлович Смоктуновский был как бы «человеком без лица»; он умел даже становится выше или ниже ростом в зависимости от роли (вот только характерный голос выдавал). Голос голосом, но Смоктуновский был актёром уникального диапазона – достаточно перечислить некоторые его кинороли: Фарбер, Илья Куликов, Гамлет, Ленин, Деточкин, Порфирий Петрович, Чайковский, Войницкий, Циолковский, Дмитрий Бауэр, Цейдлер, Карл V, Иван Модестович, доктор Джекил, мафиозный босс «Принц», Иван Грозный. Да между Моцартом и Сальери (а Смоктуновский, как известно, сыграл обоих), особенно в буклях и париках, гораздо больше внешнего сходства, чем между Лениным и Грозным; тем более, речь идёт о кино с его крупными планами.
Слышал я, правда, рассказ, будто Л.Броневой в молодости сыграл и Ленина, и Сталина, но, при всём уважении к будущему Мюллеру, сомневаюсь, что Сталин в его исполнении был так уж похож сам на себя, даже в гриме. Да и правда ли это, не знаю.
Нет, такого диапазона «лиц», как у Смоктуновского, не припомню ни у кого. Про одного голливудского актёра, помнится, ходила (там, за океаном) злая шутка, что у него в арсенале целых два выражения лица – в шляпе и без оной; увы, это вдвое больший диапазон, чем у иных современных «мега-звёзд», и не только в Голливуде. А тут – противоположный полюс: менялось не только лицо, но и фигура, походка, пластика. Не потому ли покойный Виталий Вульф в передаче «Серебряный шар» говорит, что Смоктуновский – «актёр номер один нашей страны», «абсолютно гениальный актёр». Не люблю слова «гений» (у нас каждого второго нынче так называют) и не понимаю, на каких соревнованиях актёров выстраивают по ранжиру, но, если речь идёт о Смоктуновском, никакого желания спорить не возникает.
И всё-таки, пожалуй, я знаю, в сравнении с кем киноактёр Смоктуновский несколько уступает. Был театральный актёр Смоктуновский – вон он потрясал ещё более, потому что плёнка, хоть и сохраняет игру, отчасти её консервирует; вживую – ярче, идёт ли речь о Князе Мышкине в БДТ, о Царе Фёдоре Иоанновиче в Малом, об Иванове или Иудушке Головлёве во МХАТе.
Впрочем, кино не бывает одноцветным; в крайнем случае, оно чёрно-белое. Не в том дело, что именно кино принесло Иннокентию Михайловичу даже не всесоюзную, а мировую славу; слава, как известно, нынче здесь, завтра там, и гоняться за ней могут только люди, которым больше делать нечего. Вопрос в другом: в театре, за редкими исключениями, приходится иметь дело с одним и тем же режиссёром, а в кино они всякий раз разные. Режиссёр – царь и бог, а Смоктуновский в этом отношении (только в этом, насколько я знаю) был самым закоренелым атеистом: у него возникали проблемы и с Товстоноговым, и с Равенских, и с Козинцевым (это уже если о кино говорить); наверное, не только с ними – не всё в таких случаях вылезает на свет, и этому стоило бы порадоваться, от злоупотребления солёным и жареным печёнка страдает. Так вот, если бы не было кино, у Смоктуновского было бы куда больше проблем с реализацией своего дара, скажем прямо.
Характерно, что инициатива некоторых конфликтов исходила именно от Смоктуновского; тех же Козинцева и Равенских сотрудничество с таким актёром очень устраивало, но взаимности не возникало. Странно даже, что Иннокентий Михайлович, по жизни человек мирный и всяких конфликтов не любивший, преображался, когда вопрос затрагивал его как профессионала – тут он становился резким, неуступчивым, не склонным к компромиссам. Он хотел, наверное, полной свободы, но так не бывает ни в театре, ни в кино – это командные виды деятельности. Хотя, с другой стороны, как знать, чего мы лишились от того, что игру Смоктуновского загоняли в какие-то рамки... Вопрос, надо ли перестраивать мироздание под одного человека, каким бы талантом он ни обладал, остаётся открытым.
Наверное, для того и придумали бенефисы, чтобы актёр иногда мог показать себя во всей красе, не ограниченной никакими рамками. Но вот ведь беда, не был Смоктуновский бенефисным актёром: зачем ему было быть первым там, где он был единственным?
Короче, спасибо братьям Люмьер, при всех побочных эффектах от внедрения их изобретения.
И вот что ещё. Мы изначально решили, что выложим вместе с постом запись передачи «Серебряный шар», но нашли ещё и фильм, о котором раньше не слышали – «Безумный гений Иннокентия Смоктуновского» (он снят 1-м каналом и гораздо лучше своего названия, придуманного, надо полагать, каким-то ушлым продюсером). В этом фильме Н.Михалков говорит: «Иннокентий Михайлович был настолько никакой внешне, что мог быть любым». В сущности, речь идёт о той самой изменчивости, о которой я написал, ещё не зная о словах Михалкова. Так что на приоритет я тут явно не претендую, и слава Богу (хотя формулировку Михалкова считаю не слишком удачной).
В начале поста я написал, что Смоктуновского выдавал лишь «характерный голос». Михалков, казалось бы, говорит противоположное: «волшебный голос». Как ни странно, никакого противоречия тут не усматриваю: я имел в виду исключительно тембр, а не интонацию (она у Смоктуновского бывала очень различной, в зависимости от роли). Интересно, что о тембре упомянул как раз Вульф, назвавший голос актёра «особо пронзительным». Что ж, всё уже сказано, но иногда не вредно и повторить. Чтобы помнили.
Кстати, в цикле с таким названием тоже была передача о Смоктуновском, и в Сети она есть, но выкладывать мы не стали, а то получился бы явный перебор.
А Иннокентия Михайловича Смоктуновского, кроме всё прочего, отличало ещё и безупречное чувство меры. На то он и Смоктуновский.

«Мой серебряный шар». Передача В.Вульфа о Смоктуновском.


«Безумный гений Иннокентия Смоктуновского». Фильм Е.Ярёменко (Первый канал).


И.М.Смоктуновский, 28.03.1925 – 03.08.1994.


Сегодня ему исполнилось бы 86 лет...
Subscribe

  • 2021: 12 – 22 августа

    dik_dikij и poziloy Продолжаем свою припозднившуюся «летопись». 12 августа 2021 года умерла Уна Стаббс. « Стаббс в Британии была известна как…

  • Год назад: 2020, 8 – 19 сентября

    dik_dikij и poziloy Ещё 12 дней прошлой осени. 8 сентября 2020 года умерла Нафисет Айтекова-Жанэ. « В 1961 году пришла на работу в Краснодарский…

  • Год назад: 2020, 1 – 7 сентября

    dik_dikij и poziloy Воспоминания вслед. В первый день прошлой осени ушли Крапивин, Клюев и Печерникова. А закончилась та первая неделя смертью…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments