dik_dikij (dik_dikij) wrote,
dik_dikij
dik_dikij

Нечто туманное, или Заметки по поводу

Алексей Битов (poziloy)

Так, что там у нас ассоциируется со словом «туманное»? Утро (слова Тургенева, музыка Абаза)?
По первому впечатлению, не подходит – вчерашняя встреча Д.Медведева с «самыми «продвинутыми» представителями российской богемы», насколько я понял, состоялась вовсе не утром. Но первое впечатление, как известно, нередко бывает обманчивым; вот и автор «Муму» дальше попал в самую точку. Особенно вот это удачно: «Первые встречи, последние встречи, / Тихого голоса звуки любимые». Короче, «Многое вспомнишь родное, далекое».
Что ж, вспомним, как это было. Начнём с телеверсии (http://www.ntv.ru/novosti/225603/).
Итак, во-первых, сам президент. Из репортажа: «почти как Хрущёв в «Манеже», только с обратным знаком. Новое искусство теперь в почете». Честно скажу, не понимаю, кто такие «пидарасы» (именно так выразился, если помните, Никита Сергеевич) с обратным знаком, но я «современного искусства» не понимаю вовсе, какой с меня спрос.
Далее, интересный момент. «Дмитрий Медведев признался, что любит это непонятное современное искусство. Недавно он упомянул новую культуру в официальном выступлении и встретил реакцию в духе советской пропаганды против буржуазного разложения». И – прямая речь: «Такая вроде невинная вещь. Я даже, что называется, особенно не парился. Я ее произнес, а потом встретился с некоторыми нашими классиками. Сами можете домыслить, кто это. И мне сказали: „Зачем Вы это сделали? Вы ниспровергаете основы, все наши мэтры напрягутся. Если президент страны сказал что-то о современном искусстве, значит, с классическим искусством в нашем государстве покончено“. Такой было очень своеобразный резонанс». Услышав эти речи «в духе советской пропаганды», Медведев решил поддержать «современное искусство» ещё активнее – так, что ли?
При этом «новое искусство» Медведев считает бизнесом: «Нужно, чтобы они [местные власти] помогали бизнесу», так и сказал.
В завершение репортажа звучит такой пассаж: «Российские чиновники из сегодняшней встречи могут вынести то, что человек, восприимчивый к актуальному искусству, по словам президента, будет и к модернизации готов. Пора завести пару инсталляций в кабинете». Можно, я своими словами изложу? Кого устраивает одно жульничество («актуальное»), тот и к другому готов («модернизации»).
Кстати, о советском духе. И сама встреча, и репортаж как раз заставили вспомнить шаблоны той самой советской пропаганды – всё было сделано в лучших традициях. Чувствуется рука Суркова, «делающего жизнь» с товарища Суслова – разницу, если она есть, на экране увидеть невозможно.
Теперь о тех, кто предстал пред сиятельные очи. В репортаже солирует К.Серебренников. Наш вчерашний комментатор уже прошёлся по фразе маститого режиссёра-постановщика кремлёвской драматургии «Не так часто президент, то есть высшее руководство страны, встречается с представителями современной культуры и, так сказать, людьми, которые делают что-то экспериментальное и, может быть, нетрадиционное и непривычное». С «так сказать, людьми» – в смысле, с симулякрами, если я правильно понял. Что ж, здесь, значит, Серебренников сказал правду. А в следующий раз, судя по репортажу, откровенно солгал: «Во время беседы Кирилл Серебряников сказал, что новому искусству просто негде показать себя». Бедный режиссёр, которому негде даже спектакль поставить – приходится со своим «Околонулём» мыкаться по всяким сараям, куда пустят. Ах, он не себя имел в виду? Ну, так поделился бы с обездоленными хоть теми площадками, куда его самого очень даже пускают, и все дела.
Прочие мастера (и гроссмейстеры) совриска, включая почему-то затесавшегося в их ряды известного «авангардиста» Ф.Бондарчука, чаще всего выступали в духе известных персонажей «Ревизора»: просили о вспомоществовании или просто пытались, чтобы об их существовании стало известно при дворе. Во всяком случае, по телерепортажу получается именно так.
Но есть ещё и полная стенограмма (http://xn--90aoqlh7c4a.xn--d1abbgf6aiiy.xn--p1ai/%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8/10731). Честно скажу, прочитал я её пока только по диагонали, останавливаясь, впрочем, там, где глаз спотыкался. Вот, например, отрывок, где с Медведевым беседует кинорежиссёр А.Котт, прибывший, как выяснилось, из Панамы. Может быть, поэтому он не понимает, в кого попадает рикошетом. Вот этот фрагмент, процитирую его полностью.
«А.КОТТ: В Министерстве культуры, слава богу, сейчас есть некое финансирование на дебютное и авторское кино.
Д.МЕДВЕДЕВ: Так.
А.КОТТ: Но чтобы подать туда проект, ты должен найти некоего продюсера, убедить его, что этот проект нужен. Этот продюсер пойдёт в Министерство культуры и подаст проект. В один год я запускал однажды четыре проекта. И мне каждый раз говорили: «Ну, в следующем году точно, там пройдёт», продюсеры говорили. Я считаю, что лошадь не должна идти позади телеги.
Как во всём мире. Во Франции открытая защита проекта для дебютантов и для авторского кино. Я – режиссёр, могу напрямую прийти в Министерство культуры, отдать свой режиссёрский сценарий, проект и открыть…
Д.МЕДВЕДЕВ: Извините, а сейчас это не открытая, а закрытая?
А.КОТТ: Это абсолютно закрытая информация. Что происходит в этом экспертном совете, не знает никто.
Д.МЕДВЕДЕВ: А кто его возглавляет, этот экспертный совет?
А.КОТТ: Я не знаю даже, кто возглавляет.
Д.МЕДВЕДЕВ: И я не знаю. Это, наверное, какой-то очень мощный человек.
А.КОТТ: Нет, там целая история с этим экспертным советом. Для многих молодых ребят это некий замок, а в принципе очень просто. Прямая защита проекта, превратить это в праздник, как защита кандидатской, чтобы увидеть лицо этого экспертного совета.
Д.МЕДВЕДЕВ: То, что Вы говорите, мне нравится. Давайте снимем покровы с этого экспертного совета, узнаем, наконец, кто сей достойный человек, который его возглавляет.
А.КОТТ: Просто всё закрыто.
Д.МЕДВЕДЕВ: Или Вы знаете? Тоже не знаете.
А.КОТТ: Никто не знает, потому что они меняются и непонятно. А потом, когда у тебя на руках решение Министерства культуры ...
Д.МЕДВЕДЕВ: Джон Доу.
А.КОТТ: Как минимум, лучше Роберт Де Ниро. Ладно, не важно.
Д.МЕДВЕДЕВ: Вы всё сказали, и я это услышал.
А.КОТТ: Один момент. Просто имея на руках решение этого экспертного совета, я за один день найду продюсера, который это сделает
».
Ба, да ведь точно то же самое происходит и с распределением министерских грантов на постановку «современной драматургии»: там тоже всё решает некий «экспертный совет», только власть в нём принадлежит «партии продвинутой богемы»; представители этой славной тусовки на исторической встрече, разумеется, тоже присутствовали (хотя вряд ли оценили, насколько это всё применимо к ним самим). Часть из них сидела как бы немного на особицу, чуть в стороне; один из моих корреспондентов достаточно метко окрестил её «группой в полосатых купальниках», уж извините. Именно из этой группы возник оперный режиссёр В.Бархатов с предложением, фактически аналогичным тому, которое в прошлом году озвучили Д.Дондурей и неугомонный К.Серебренников. Тогда поднялся всё же некоторый шум, а в результате прачечный министр Авдеев от подобной идеи вроде как публично отрёкся. Теперь пошла попытка № 2.
Из телерепортажа: «Дмитрий Медведев не стал, по предложению режиссера Василия Бархатова, приказывать театрам ставить как минимум одну свежую пьесу или оперу раз в сезон». Ну, не совсем так, будем откровенны. Снова открываем стенограмму.
«Д.МЕДВЕДЕВ: Вы знаете, что могу навскидку, что называется, предложить с учётом того, что всё равно всё определяется, как Вы точно сказали, кассой, и репертуарная политика формируется директором театра, который по-своему эту кассу воспринимает. Можно, наверное, подготовить некое инструктивное письмо по линии Министерства культуры с рекомендацией, потому что приказать, мы же понимаем, это почти невозможно, у нас сейчас не директивное управление культурой, с рекомендацией, скажем, резервировать определённый какой-то объём бюджета и, соответственно, времени для постановок молодых режиссёров.
В.БАРХАТОВ: Мне кажется, что в такой мягкой форме не все откликнутся…
Д.МЕДВЕДЕВ: А как Вы предлагаете это сделать?
РЕПЛИКА: Указом.
В.БАРХАТОВ: Существует как бы выделение определённого бюджета на определённый теат…
Д.МЕДВЕДЕВ: Можно, конечно, по-другому зайти, если говорить о распределении бюджетных денег, через критерии распределения бюджета. Вот если таким образом задать, то, может быть, тогда уже, что называется, volens nolens – они должны будут принимать такие решения. Подумаю, и поручение на эту тему дам. Договорились, хорошо.
В принципе то, что Вы говорите, абсолютно правильно, потому что для того, чтобы пробиться, иногда приходится принимать какие-то административные решения, чтобы это как-то двигалось.
В.БАРХАТОВ: Надо помочь. Люди просто не знают, что существует это.
Е.ПИСАРЕВ: Хотел бы немножко уточнить, что всё, о чём говорил Василий, это всё-таки напрямую относится и к драматическому театру тоже, а не только к музыкальному театру.
Д.МЕДВЕДЕВ: Да, конечно. Я так узко и не понял его.
Е.ПИСАРЕВ: Я сейчас просто услышал по поводу композиторов, режиссёров и исполнителей. Собственно говоря, у меня только реплика, а не выступление. Я в этом смысле очень поддерживаю Василия.
Д.МЕДВЕДЕВ: Давайте, я попробую тогда сформулировать позицию. Не знаю, насколько она будет рекомендательная или можно попробовать со стороны денег зайти и, конечно, она должна распространяться не только на оперу, на балет, но и на драматические постановки
».
Для справки, если кто забыл: Е.Писарев ныне возглавляет Театр имени Пушкина. А вот реплику насчёт «указа» стоило бы признать удачной шуткой, если бы эта тема не всплыла ещё раз в ходе беседы Елены Анатольевны с Дмитрием Анатольевичем (второй, как вы догадались, – это президент Медведев, а первую все и так знают).
Из стенограммы:
«Е.ГРЕМИНА: …Просто есть такой французский закон, и мне кажется, что такая программа могла бы быть таким дополнительным ресурсом для театра, и в том числе какой-то пользой для общества.
Д.МЕДВЕДЕВ: А кто эту программу должен создать?
Е.ГРЕМИНА: Я думаю, что если дать, предположим, в том же Министерстве культуры… Предположим, можно дать такое поручение. Это не Бином Ньютона, в принципе просто можно взять действительно французский образец. У них все эти институты работают очень давно. Это там достаточно добровольно, но мне кажется, что это такой момент, потому что всегда всё равно есть вопрос: ну почему, не знаю, нам должны дать деньги на спектакль, а не должны, я не знаю, купить памперсы в дом престарелых? На самом деле вопрос, я думаю, для всех, понимаете? А это как раз момент таков, что и театр идёт туда, где трудно, а он может туда пойти, он так устроен.
Ещё второе, я хотела сказать тоже про западный опыт поддержки драматургии, потому что действительно немножко странная история, что в то время, как к нам приезжают из Америки, к нам приезжают из театра «Roal Court», чтобы работать с нашими авторами, чтобы заказывать им пьесы, которые эксклюзивно потом идут где-то, в это время наши авторы (реально для них театр – это, как правило, факультатив), они занимаются заработками на телевидении. В этом тоже любая профессиональная работа по-своему что-то даёт, тем не менее, мне кажется, здесь тоже можно было бы, поскольку это наше богатство, у нас очень много талантливых людей, можно было бы здесь тоже вспомнить о правиле «мёртвой руки», которое работает в ряде европейских стран.
Вот ставит человек Шекспира, Островского и всё равно, какой-то процент идёт в фонд развития драматургии, потому что сейчас, в данный момент театру не выгоден живой драматург, потому что живому драматургу Иванову надо платить процент, а над Шекспиром можно как угодно «надругаться» или, наоборот, гениально поставить…
Это просто очень глупо, что мы упускаем то, что делается. Дай им бог, пусть они, конечно, приезжают – американцы, англичане – и то же это наши партнёры, мы у них многому учимся, но реально глупо, что мы ничего не делаем с нашими талантами. Мы это не развиваем, а у нас просто всё это есть. Вот это две мысли.
Д.МЕДВЕДЕВ: Хорошо, я подумаю на счёт этих двух идей.
Е.ГРЕМИНА: Спасибо
».
Так что не указом, господа, а – берите выше – законом. Как во Франции. Что ж, обязуюсь со своей стороны подготовить соответствующий законопроект – скажем, на следующей неделе. Тем более, когда-то, в доединоросские времена, приходилось этим заниматься – вот и проверю заодно, все ли навыки утрачены. Приятное с полезным, так сказать.
И две финальные реплики.
Дизайнер И.Гурович на этой самой встрече констатировал факт: «Это мы в разных гостиницах, Дмитрий Анатольевич». Это точно – Дмитрий Анатольевич со всей бригадой имени Суркова обитает в одном пространстве, а мы – в другом. И вряд ли мы способны понять друг друга: у них – своя свадьба, у нас – своя.
Вторая реплика – для тех, кто считает, будто наступает конец света. Граждане, попрошу без паники: Сурков бояться – в степь не ходить.
На том и ставлю точку.
Subscribe

  • 2021: 12 – 22 августа

    dik_dikij и poziloy Продолжаем свою припозднившуюся «летопись». 12 августа 2021 года умерла Уна Стаббс. « Стаббс в Британии была известна как…

  • Год назад: 2020, 8 – 19 сентября

    dik_dikij и poziloy Ещё 12 дней прошлой осени. 8 сентября 2020 года умерла Нафисет Айтекова-Жанэ. « В 1961 году пришла на работу в Краснодарский…

  • Год назад: 2020, 1 – 7 сентября

    dik_dikij и poziloy Воспоминания вслед. В первый день прошлой осени ушли Крапивин, Клюев и Печерникова. А закончилась та первая неделя смертью…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 20 comments

  • 2021: 12 – 22 августа

    dik_dikij и poziloy Продолжаем свою припозднившуюся «летопись». 12 августа 2021 года умерла Уна Стаббс. « Стаббс в Британии была известна как…

  • Год назад: 2020, 8 – 19 сентября

    dik_dikij и poziloy Ещё 12 дней прошлой осени. 8 сентября 2020 года умерла Нафисет Айтекова-Жанэ. « В 1961 году пришла на работу в Краснодарский…

  • Год назад: 2020, 1 – 7 сентября

    dik_dikij и poziloy Воспоминания вслед. В первый день прошлой осени ушли Крапивин, Клюев и Печерникова. А закончилась та первая неделя смертью…