dik_dikij (dik_dikij) wrote,
dik_dikij
dik_dikij

Categories:

Особое мнение

Алексей Битов (poziloy)

Недавно Дмитрий Калинин написал пост с длинным, зато красноречивым названием: «Театральные критики вымерли, как класс. Остались менеджеры, умеющие писать топовые тексты» (http://dk-nat.livejournal.com/37641.html). Может, кто и удивится, но я не согласен категорически. Не согласен именно с «оргвыводом», заявленным в названии. Хотя внешне всё выглядит так, как пишет Калинин: «Сколько я ни зову их к себе – бесполезно. Заняты. Театров много, а их мало. И очень заняты. Сочувствую. По статьям видно чем, зачем, почему и за что...
Критиков нет! Эта профессия подразумевает любопытство, как мне кажется. Или что? Зачем они, вообще, нужны, если не идут смотреть, ругать, любить, пояснять, а, прежде всего, открывать!
».
На виду действительно менеджеры; некоторые из них в недалёком прошлом были критиками, потом переквалифицировались, остальных занесло в театр случайным порывом попутного ветра.
И всё-таки с выводом Калинина согласиться не могу. У меня, надо сказать, очень удобная позиция для обзора – сам я театральным критиком никогда не был (и, увы, уже не буду), но со многими из них приходится сталкиваться на пыльных тропинках одной и той же виртуальной Ойкумены. Так что сужу как бы со стороны, но отнюдь не понаслышке.
Первое, с чем я не согласен: «менеджеры» наши писать тексты не умеют (а кто умел, сменив профессию, быстро теряет былые навыки). Перлы, которые они дарят своим читателям, украсили бы рубрику «нарочно не придумаешь» в любом юмористическом издании, хотя пишут они всерьёз, да нередко ещё и с большими претензиями. В этом журнале я их часто цитировал, и не только А.Карась, Е.Ковальскую или К.Матвиенко, но и П.Руднева, и даже – берите выше – М.Давыдову с Р.Должанским. А есть ещё целая коллекция, которая пока не вынесена на всеобщее обозрение, и там тоже встречаются «громкие» имена.
Кстати, театральные критики нередко пишут о драматургии, и это понятно, но... Хорошо бы тут привести точную цитату из Гамсуна, описывающего своё путешествие в Россию, но, к сожалению, я её не нашёл, перескажу по памяти: Гамсун иронически отзывается о Толстом как о философе и пишет примерно так: философов в России не было, а когда они потребовались, не удивительно, что в философы пошли писатели, а не, скажем, сапожники. По аналогии: у нас нет драматургических критиков (про другие страны не знаю), поэтому их функции берут на себя критики театральные; было бы странно, если бы это сделали орнитологи или виолончелисты.
Но это так, к слову, прошу прощения и возвращаюсь к заявленной теме. Кроме возражения № 1 (пишут наши менеджеры достаточно неумело), есть, понятно, и возражение № 2. Меня трудно назвать оптимистом, но я не верю, что серьёзные театральные критики вымерли как биологический вид. На мой взгляд, произошло нечто, совсем другое. Театральный критик – профессия редкая, штучная. Если десяток-другой критиков разбавить целым выводком менеджеров, критики в этой массе просто затеряются: мало того, что их явно меньше, так они ещё и не обучены привлекать к себе внимание, или работать локтями, или собираться в колонны. В итоге в верхних слоях остаются одни менеджеры (включая экс-критиков, успевших перековаться); на следующем этапе к ним подтягиваются младшие менеджеры, а потом и вовсе планктон; критиков оттесняют всё ниже и ниже, и вот они уже где-то под спудом, а на поверхности, как ни глянешь, ни одного нет. Но там, под спудом, уверен, они остались – если особей не отстреливать (а до этого, вроде бы, ещё не дошло), биологический вид не может вымереть за одно поколение. Сейчас, полагаю, если случайно окажется на виду какой-нибудь настоящий театральный критик (не из клана менеджеров), будь он трижды гениален, его немедленно затопчут – менеджеры конкуренции не потерпят, это для них слишком чревато. Может быть, ещё и поэтому (из чувства самосохранения) критики не хотят быть на свету; некоторые, возможно, даже мимикрировать научились, чтобы не выделяться. Но они есть, потому что, повторю, никуда они исчезнуть не могли. Когда придёт отлив (а он неизбежно приходит, это тоже закон природы, где всё чередуется), вся пена уйдёт, а дно останется на месте, и мы легко увидим, что там есть. А пока – не будем торопиться с выводами.
Да, мы живём здесь и сейчас, но мы не ведаем, что произойдёт завтра. Какой несокрушимой казалась в своё время Советская власть – и где она теперь? Всё проходит, и это пройдёт, а когда это случится, нам неведомо.
Точно так же где-то (отнюдь не на поверхности!) сохранились и драматурги (не менеджеры), и режиссёры (не менеджеры). Их общая задача – найти друг друга; так будет легче выжить.
Конечно, на карнавале нелегко отличить, кто настоящий, а кто ряженый. И тут, пожалуй, единственное, чем могу быть полезен я – по возможности, сбрасывать маски. Если не с лже-режиссёров, не моё это дело, так с лже-драматургов. И с лже-критиков тоже.
Только не все в этом мире ряженые, и всякий карнавал однажды закончится. Зачем же об этом забывать?
Напоминал уже как-то: когда Гречко в 1967-м стал министром обороны, по армии ходила шутка: кукурузу пережили, Гречку – как-нибудь.
Вот-вот.
Subscribe

  • 2021: 23 – 31 августа

    dik_dikij и poziloy Прощаемся с летом. 23 августа 2021 года умер Гоча Ломия. « Ломия... знаком советскому зрителю по своему экранному дебюту – в…

  • 2021: 12 – 22 августа

    dik_dikij и poziloy Продолжаем свою припозднившуюся «летопись». 12 августа 2021 года умерла Уна Стаббс. « Стаббс в Британии была известна как…

  • Год назад: 2020, 8 – 19 сентября

    dik_dikij и poziloy Ещё 12 дней прошлой осени. 8 сентября 2020 года умерла Нафисет Айтекова-Жанэ. « В 1961 году пришла на работу в Краснодарский…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments