dik_dikij (dik_dikij) wrote,
dik_dikij
dik_dikij

Горе лыковое

Алексей Битов (poziloy)

Помнится, были у В.Коркия такие строки: «Она мочилась на мочало. Он размышлял, с чего начать».
Насчёт мочала не скажу, а вопрос «с чего начать?» с повестки дня никак не снимается.
Самое время поблагодарить всех, кто счёл необходимым ознакомить меня с ответами П.Руднева и некоторых других на «анкету Ковальской». И я не собираюсь сейчас наезжать ни на Руднева, ни на остальных «ответчиков» – похоже, любые ответы в данном случае будут выглядеть лучше, чем сами вопросы. Тем более, в том виде, в каком эти вопросы сформулированы – со всей прямотой следователя НКВД: «Да или нет?» («Прямо отвечать, сука! Не вилять! Да или нет?!» И лампу в глаза).
Но две темы вполне заслуживают внимания (не в допросных формулировках, конечно). Вот я и спрашиваю: с чего начать?
Ладно, решено. Как человек пожилой, должен уважать древность. Посему начинаю с Аристотеля. Иными словами, ещё раз о катарсисе.
Не знаю, насколько справедливо было это положение в те времена, когда большинство зрителей составляли всевозможные эллины. Они, конечно, были ребята наивные, для них даже понятие «киник» означало лишь принадлежность к определённой философской школе. Здесь можно спеть на манер Галича: А греки-киники Гложут финики, А современники не вяжут веники. Веники из лыка – это круто.
А если серьёзно? Думаете, сегодняшний зритель готов испытать «катарсис»? Думаете, он, этот зритель, в театр за очищением пришёл? Как известно, желающий выиграть в лотерею должен, как минимум, лотерейный билет купить, а если не купил – никакая молитва не поможет. Это первое.
Второе. Вот пришли вы в театр, а там – вместо спектакля – выступает проповедник силы необычайной. И вы от его проповеди раскаялись и очистились. Верю, только к театру это никакого отношения не имеет, театр и проповедь имеют слишком мало общего.
Третье. «Очиститься» (по Аристотелю) должен зритель, а он очень разный. Что русскому здорово, то немцу – смерть, и так далее. Тот же Питер Брук в поисках своего зрителя даже в Африку ездил, как известно.
И четвёртое. Брук считает зрителя участником театрального действа, но, как известно, не все с этим согласны. У меня тоже, скажу честно, такая теория вызывает большие сомнения. Всё-таки автор (авторы) пьесы, спектакля, да чего угодно – сами по себе, а «рецепиенты» (не хочу говорить «потребители») – сами по себе. И подстраиваться под вторых первые никак не должны. Такая же нелепость, как для донора – изменить свою группу крови для лучшего переливания.
Отсюда – автор (авторы) делает (делают) свою работу, а наступит там у грядущего зрителя катарсис или нет – по крайней мере, на 50% зависит от самого зрителя. Того, кто не готов, всё равно не заставить, будь ты хоть трижды Шекспир.
Новый типаж, новая коллизия, новый ракурс – вот дело автора. А дальше – как получится. В том числе – в зависимости от зрителя. Даже если в зале сидят два человека – они, скорее всего, отреагируют по-разному, если не будут оглядываться друг на друга или на какого-то гипотетического третьего, который «всегда с ними». В возможность «очищения» по сигналу (на уровне павловской собачки) я, извините, не верю – это всё слишком индивидуально. Хотя стремиться к подобному идеалу автору отнюдь не возбраняется.
Следует ли из этого, что Аристотель со свои «катарсисом» был неправ? Для меня – да, однозначно. Как неправ был Птолемей в своём геоцентризме, хотя верю, что для своего времени это был гигантский шаг вперёд. В случае с Аристотелем – то же самое, полагаю.
Самое последнее дело для автора – добиваться определённой реакции от будущего зрителя (или читателя). Хоть слюновыделения, хоть эрекции, хоть катарсиса.
Как и было сказано: что видишь, то и пиши (рисуй, ставь, далее везде). А всё остальное – из другой оперы.
Добиться коллективного катарсиса в театре легче лёгкого. Собираете зрителей в зале, плотно закрываете двери и запускаете какой-нибудь газ (например, слезоточивый). Главное – правильно рассчитать дозу и вовремя вывести всех на свежий воздух. Можете не сомневаться – вдохнувшие полной грудью испытают настоящий катарсис.
Но к театру это всё никакого отношения иметь, увы, не будет. Не обольщайтесь.
И хватит об этом, а то получается дурная бесконечность по типу «у попа была собака». Или так: лыко да мочало, начинай сначала.
Впрочем, с другим вопросом не лучше, но это уже завтра.
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • 2021: 23 – 31 августа

    dik_dikij и poziloy Прощаемся с летом. 23 августа 2021 года умер Гоча Ломия. « Ломия... знаком советскому зрителю по своему экранному дебюту – в…

  • 2021: 12 – 22 августа

    dik_dikij и poziloy Продолжаем свою припозднившуюся «летопись». 12 августа 2021 года умерла Уна Стаббс. « Стаббс в Британии была известна как…

  • Год назад: 2020, 8 – 19 сентября

    dik_dikij и poziloy Ещё 12 дней прошлой осени. 8 сентября 2020 года умерла Нафисет Айтекова-Жанэ. « В 1961 году пришла на работу в Краснодарский…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments