dik_dikij (dik_dikij) wrote,
dik_dikij
dik_dikij

Categories:

Pro memoria – 6, часть первая

dik_dikij и poziloy

13 марта 2011 года умер Виталий Вульф. Он переводил пьесы американских и английских авторов, писал работы по истории театра, но по-настоящему известным его сделала телепередача «Серебряный шар», где рассказывалось об актёрах, писателях, политиках прошлого, а иногда и настоящего. Теперь в прошлое ушёл сам Вульф. Его характерный голос и манера речи просились в пародию, и недостатка в желающих не было. И пусть его административная деятельность на телевидении оценивается неоднозначно, Вульф, безусловно, заслужил нашу благодарность прежде всего именно как автор и ведущий «Серебряного шара» – Вульф не мельтешил, не халтурил и не имел дурацкой привычки перескакивать с одной темы на другую, как перепуганная блоха. Теперь, наверное, кто-то сделает передачу о нём самом, только хотелось бы, чтобы никто на экране никуда не спешил. Вульф это заслужил.
Вот две цитаты из книги «Серебряный шар» («Преодоление себя», в 2002-м опубликовано в «Октябре», http://magazines.russ.ru/october/2002/8/vy.html). О себе Вульф говорит с несомненной искренностью, которая удивительным образом сочетается в нём с некоторой картинностью (не поэтому ли его рассказ завершается красивой цитатой из Марины Цветаевой?): «Детство и театр спасали меня на всех жизненных дорогах, и, может быть, потому уже не страшно, “в каком стакане потону”».
И о том, как важно не забывать того, что было: «Когда мне говорят, вот у вас, на телевидении, не знают даже, кто такой Хмелев, кто такая Бирман, я отвечаю: “Откуда молодые могут о них знать?!” Они родились, когда этих людей уже не было и в помине. Хмелева и Бирман, естественно, могут знать только театроведы... Откуда новое поколение может их знать, если экран и глянцевые журналы заняты в основном Анастасией Волочковой, Аллой Пугачевой и Филиппом Киркоровым? Молодые убивают свой досуг с помощью телевидения, газет, ресторанов, дискотек, детективов, мод, спорта. Всё уравнивается, стандартизируется, программируется. Молодые сами этим недовольны и часто бегут в область подсознательных импульсов, которые остаются еще неотчужденной собственностью их человеческого “я”. Отсюда – эксцессы темных страстей и переход к торжеству практицизма».
Что ж, попробуем и мы внести свою малую лепту и хотя бы несколько слов сказать о тех, кого следовало бы вспомнить с 13 по 20 марта.

13 марта 1906 года родился известный кинорежиссёр Исидор Анненский. О нём у нас был отдельный пост, http://dik-dikij.livejournal.com/236538.html.

Но день этот всё же окрашен в траурные тона – число такое, что ли? 13 марта 1959 года умер Александр Васильевич Иванов, один из тех, кто стоял, как принято говорить, у истоков отечественной мультипликации. В конце 20-х годов прошлого века Иванов организовал мультипликационную мастерскую при кинофабрике «Совкино». И его дебютом стала сказка «Тараканище» по К.И.Чуковскому. Всего Иванов снял больше двух десятков мультфильмов, и один из последних – «Чудесница». Конечно, это агитка, но всё сделано живо, весело, изобретательно. Причём, как это часто бывало в советских агитках, наиболее живописными получились герои крайне отрицательные – «бравые ребята-сорняки». Их весьма популярный некогда у юного поколения гимн «Труха, ха-ха» представляет из себя совершенно удивительный гибрид двух официально утверждённых объектов для нападок – «салонного» романса и блатной песни; казалось бы, несочетаемые «ингредиенты», а вот поди ж ты! Время сорняков – примерно в середине мультика, с 10-й по 12-ю минуты. Посмотрите, не пожалеете, а старшее поколение легко опознает подзабытые реалии хрущёвской поры. А кто-то, может быть, и все 18 минут осилит.
Чудесница (мультфильм о кукурузе), 1957 г

Напомню, никакого «Ну, погоди» тогда ещё и в помине не было, а будущий создатель легендарного мультсериала В.Котёночкин – один из аниматоров «Чудесницы». Возможно, он и занимался сорняками, черты которых со временем проглянут у грядущего Волка.

13 марта 1996 года умер Кшиштоф Кесьлёвский, польский кинорежиссёр, мировая знаменитость. «Декалог» и «Три цвета» знают практически все, что к этому добавить?

14 марта 1870 года родилась Евдокия Дмитриевна Турчанинова. Ученица А.П.Ленского, она была зачислена в труппу Малого театра в 1891 году, а в последний раз вышла на его сцену – невозможно поверить – в 1961-м. 70 лет на сцене (!); подсчитать количество сыгранных ролей вряд ли возможно; в их числе отмечу роли травестийные – Керубино и Лель, хотя для Турчаниновой такие роли были скорее исключением, чем правилом. И ещё она превосходно владела голосом – не только пела, но и мастерски воссоздавала различные оттенки русской речи. «Красоту мелодии речи я узнала от Медведевой и Федотовой... Пленившись этой простотой, я стала подражать ей, не учитывая, что простота – это огромное искусство, достигаемое упорным трудом. Я начала бормотать, что называется, "спустя рукава", радуясь, что говорю так "жизненно", и не думая о том, что говорю для зрителя в огромном зале театра, а не для себя. За эту вульгарную фальшивую "простоту", за непонимание я получила нагоняй от Ленского», – вспоминала Турчанинова (http://www.utro.ru/articles/2005/03/14/416957.shtml). В кино эта актриса не снималась, но несколько её ролей в спектаклях записаны на плёнку. В том числе – «Пигмалион».
Телеверсия театрального спектакля – непростое испытание для актёра: его словно под микроскопом разглядывают. Турчаниновой это не страшно.

Прочитать о Е.Д.Турчаниновой можно на сайте Малого театра (http://maly.ru/news_more.php?number=2&day=14&month=3&year=2010).


А 14 марта 1922 года родился Анатолий Соловьёв. Он снимался во многих фильмах, от «Девушки с характером» до «Слёзы капали». Роли доставались ему не самые главные, но он был достаточно узнаваем.


Гораздо известнее Владимир Самойлов; он родился 15 марта 1924 года. По данным Википедии, в театре он сыграл 250 ролей, в кино – более 100. Самая известная кинороль – безусловно, Назар Дума («Свадьба в Малиновке»). А лучшие работы в театре – Ричард III (Горьковский областной драматический театр) и Великатов («Таланты и поклонники», Театр Маяковского). В конце жизни Самойлов служил в Театре Гоголя, начал репетировать роль Короля Лира, но так и не успел её сыграть.

Вот передача о нём из телевизионного цикла «Чтобы помнили».


15 марта 1935 года родился удивительный мим Леонид Енгибаров; ему мы посвятили отдельный пост – http://dik-dikij.livejournal.com/237533.html.

16 марта родились три поэта – Михаил Милонов (1792), Николай Языков (1803) и Франсуа Арман Сюлли-Прюдом (1839). Им посвящён наш предыдущий пост (http://dik-dikij.livejournal.com/239987.html).

16 марта 1889 года родился Василий Осипович Топорков, один из ведущих актёров МХАТа. Правда, начинал он в Театре Корша, причём как актёр чисто комедийный (играл Труффальдино и Бальзаминова). Во МХАТе у Топоркова были роли разного плана, но наиболее знамениты всё же комические (Оргон, Чичиков). Играл Топорков и в кино – например, в таких известных некогда фильмах, как «Марионетки» и «Девушка без адреса». А самая популярная его кинороль – Хирин в «Юбилее».

Настоящий актёр, в жизни он был совсем другим.


Легендарный Соломон Михоэлс родился тоже 16 марта, но 1890 года. К сожалению, до нас дошли только легенды, фотографии и не всегда внятные отрывки записей. Очевидцев того, как он играл, скажем, короля Лира, уже не осталось почти. Но и через несколько десятилетий многие из них не могли скрыть потрясения, и их глаза говорили больше, чем любая видеозапись.
Небольшой фрагмент спектакля всё-таки удалось найти в Интернете. Вот он, хотя качество записи – увы! – оставляет желать много лучшего. Но даже в таком варианте видно, что рисунок роли несколько необычен.

А о том, как погиб Михоэлс, лишний раз вспоминать, наверное, не надо, всё уже сказано.


16 марта 1920 года родился кинорежиссёр Михаил Швейцер. Его фильмы трудно привести к «общему знаменателю», но есть среди них и бесспорные удачи, а экранизации «Золотого телёнка» и «Маленьких трагедий» признаны классикой жанра. Те, кто видел Юрского – Бендера или Высоцкого – Дон Гуана, конечно же, с этим согласятся.
О Швейцере – ещё одна передача «Чтобы помнили».


Вряд ли можно забыть эпизод из «Служебного романа»: товарищ Бубликов, прийдя на работу, видит свою фотографию в траурной рамке; сослуживцы роятся вокруг и сдают деньги на похороны. Замечательно играет Бубликова Пётр Щербаков. Он умер 16 марта 1992 года, и тут, к сожалению, не было никакой ошибки.
Щербаков в основном играл небольшие роли, но они запоминались. Так было в «Современнике» («Без креста», Киндя), потом во МХАТе («Старый новый год», муж Любы). Так было и в кино («Добровольцы», «Дни Турбиных»). А ещё – Сэр Тоби в телеспектакле «Двенадцатая ночь». А из главных ролей – только Путилин в «Сыщике Петербургской полиции», за год до смерти.
Так часто бывает – фильм состоит из эпизодов, а актёрские лавры достаются лишь тем, кто «сидит во главе стола». Неправильный какой-то подход. Как в футболе: гол забивает кто-то один, но готовит его в большинстве случаев вся команда.
Щербаков был незаменимым командным игроком.

А о других – завтра.
Subscribe

  • Вынужденное

    Алексей Битов (poziloy) Очень не хотелось снова писать про всю эту ковидно-вакцинную вакханалию, но деваться, повторю, некуда. Хотя прекрасно…

  • Мастер, Маргарита и немного футбола

    Алексей Битов (poziloy) « Смотреть матч по телевидению все равно, что изучать животное по скелету. Все вроде бы ясно, а теплого и трепетного…

  • 2021: 1 – 15 ноября

    dik_dikij и poziloy Юрий Клепиков, Геннадий Чихачёв, Виктор Коклюшкин и другие. 1 ноября 2021 года умер кинодраматург Юрий Клепиков – сценарист…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments