dik_dikij (dik_dikij) wrote,
dik_dikij
dik_dikij

Послесловие

Алексей Битов (poziloy)

Первый пост сегодня получился большим. Постараюсь второй сделать покороче.
16 и 17 февраля было у нас два поста, в значительной степени связанных с проектом введения т.н. «образовательного стандарта» (http://dik-dikij.livejournal.com/216622.html и http://dik-dikij.livejournal.com/217719.html). Знаете, что меня огорчило? Некоторые комментаторы увидели в этом стандарте какую-то сознательную акцию по дегенератизации наших детей и внуков, далее везде. Нечто похожее можно прочитать и в других журналах, и далеко за пределами ЖЖ.
Не секрет, что «реформаторы» взяли за основу американскую систему. А между тем американцы, кроме этой системы, произвели на свет ещё и целую серию Законов Мёрфи, один из которых гласит: «не нужно искать злого умысла там, где всё можно объяснить простой глупостью».
Одна из разновидностей глупости характеризуется известной формулой «свинья под дубом». Понятно, у свиньи нет никакой корысти подрывать дубовые корни. А если бы она была, если бы жадной свинье предложили кругленькую сумму за подрыв корней, неужели глупость от этого стала бы меньшей?
Подозреваю, что чуть ли не главной целью этой реформы (и многих других тоже) является именно желание переместить бюджетные тити-мити в свой персональный карман. Например, новая программа потребует едва ли не полной замены учебников. Кто-то сорвёт неплохой куш на выполнении госзаказа, а системные лоббисты, как положено, получат свой откат. Схема распространённая и настолько простая, что усложнять её, право же, не надо.
А один из отрицательных эффектов – мы хватаемся за существующую модель образования, как утопающий за соломинку, вместо того, чтобы задуматься о необходимости реальных перемен (не по дурацкому принципу «до основанья, а затем»). Хотя на самом деле такие перемены необходимы, причём неоходимость эта возникла далеко не вчера.
Насколько мы можем судить, система гимназического образования в России до известных событий действительно была замечательной. Приведу простой пример: покойная моя бабушка до конца жизни периодически вспоминала какие-то французские выражения. Французский она изучала только в гимназии, отличницей, насколько известно, не была, а в последующей жизни никакой практики по части «парле франсэ» не имела. А я учил английский, как нетрудно догадаться, значительно позже и отнюдь не в гимназии, но если бы не подновлял потом свои скудные познания, вряд ли бы мог припомнить самые элементарные вещи.
Выскажу непопулярную мысль: в советские годы уровень нашего школьного образования упал катастрофически (потом падение продолжилось, но именно продолжилось). Причина тут, понятно, не в «злокозненности» советской власти, а в том, что главенствующим стал принцип «галопом по Европам». Усваивать материал было некогда, сразу же переходили к следующей теме, как того требовала бессмысленная гонка за статистическими показателями. И в этой гонке образование перестало быть преимущественно гуманитарным (хотя именно такое среднее образование получили когда-то и Лобачевский, и Менделеев).
Поскольку сегодня у нас – день Монтеня, сошлюсь на него: «После того как юноше разъяснят, что же, собственно, ему нужно, чтобы сделаться лучше и разумнее, следует ознакомить его с основами логики, физики, геометрии и риторики; и, какую бы из этих наук он не выбрал, – раз его ум к этому времени будет уже развит, он быстро достигнет в ней успехов». Вот именно, что «после», а не «вали кулём», и лучше бы – не параллельно, а последовательно, но обязательно – после того, как в головы детей заложены хотя бы минимальные основы логики, этики, эстетики (а также арифметики и родного языка).
Говорят, идеи Монтеня повлияли на последующее развитие педагогики (сам я, как человек несведующий, судить не возьмусь). Как бы то ни было, потом все принципы выветрились, остался один: школьники притворяются, что они учатся, а учителя делают вид, что эти школьники что-то усвоили. А в итоге мы имеем ровно то, что имеем.
Здесь хочу сказать, что не являюсь сторонником идеи чересчур трепетного отношения к детям. Формулу «Детей нужно баловать, тогда из них вырастут настоящие разбойники» никто ещё не отменил, а воспитание разбойников едва ли является приоритетной задачей старших поколений. Но это так, на всякий случай оговорка – перед тем, как перейти к короткому резюме.
Вот оно: процесс обучения следует тщательно продумать, но в любом случае дети должны соучаствовать в обучении, а не имитации. Школа имитации не нужна никому.
А имитация реформирования этой системы (вероятно, по небескорыстным мотивам) не нужна тем более.
Subscribe

  • Памяти Бельмондо

    dik_dikij и poziloy 6 сентября 2021 года умер Жан-Поль Шарль Бельмондо. Тот редкий случай, когда можно без малейшего преувеличения сказать:…

  • 2021: 23 – 31 августа

    dik_dikij и poziloy Прощаемся с летом. 23 августа 2021 года умер Гоча Ломия. « Ломия... знаком советскому зрителю по своему экранному дебюту – в…

  • 2021: 12 – 22 августа

    dik_dikij и poziloy Продолжаем свою припозднившуюся «летопись». 12 августа 2021 года умерла Уна Стаббс. « Стаббс в Британии была известна как…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 51 comments

  • Памяти Бельмондо

    dik_dikij и poziloy 6 сентября 2021 года умер Жан-Поль Шарль Бельмондо. Тот редкий случай, когда можно без малейшего преувеличения сказать:…

  • 2021: 23 – 31 августа

    dik_dikij и poziloy Прощаемся с летом. 23 августа 2021 года умер Гоча Ломия. « Ломия... знаком советскому зрителю по своему экранному дебюту – в…

  • 2021: 12 – 22 августа

    dik_dikij и poziloy Продолжаем свою припозднившуюся «летопись». 12 августа 2021 года умерла Уна Стаббс. « Стаббс в Британии была известна как…