dik_dikij (dik_dikij) wrote,
dik_dikij
dik_dikij

Дела таможенные

Алексей Битов (poziloy)

Так бывает: очередная глобальная концепция при ближайшем рассмотрении оказывается, скажем мягко, не слишком состоятельной, но при этом даёт достаточно интересную характеристику некоторым локальным процессам.
На сей раз «цепочка познания» выглядела так: dik_dikij сбросил мне ссылку на пост «М.Давыдова на службе Таможенного Государства» (http://lev-semerkin.livejournal.com/365561.html), а там, в свою очередь, есть ссылка на первоисточник – статью Е.Холмогорова «Рагу из Жар-Птицы, или притча о ножницах» (http://www.rus-obr.ru/ru-club/9665). Начнём, естественно, с первоисточника.
Холмогоров вводит весьма интересный термин – Таможенное государство. Аппарат этого государства неплохо живёт за счёт пошлин как на экспорт национальных богатств, так и на импорт всевозможных товаров массового спроса. По Холмогорову, такое государство заинтересовано и в снижении внутреннего спроса на то, что подлежит экспорту, и в увеличении такого спроса на предметы импорта. Правда, под экспортируемым национальным богатством, внутренний спрос на которое всячески сводится к минимуму, автор статьи имеет в виду вовсе не углеводороды, а культурные достижения нашего народа.
Спорное, конечно, утверждение, как и многое другое в этой статье. Да вот, например: «Капиталистическая система такова, что она коррумпирует всех и вся». Вполне вероятно, что так оно и есть, только вот наша коррупция имеет к капитализму весьма смутное отношение – ходят, знаете ли, слухи, что она гораздо древнее (как венерические болезни, тоже возникшие задолго до капитализма). Или такой пассаж: «Я бы даже сказал так, что не исключаю, что в последнее время западники научились тормозить развитие русских, подкидывая нам порченные образцы, с тем, чтобы у нас пропало всякое желание разбираться и прилаживать. К примеру, именно так получилось с демократией. Совершенно очевидно, что в демократии как социальной технологии есть свои очень сильные стороны. И демократическая, или демократизированная в некоторых институтах, Россия, была бы штукой посильнее Фауста Гете.
В результате хотевшим демократии русским именно западная агентура, то есть ровно те лица и структуры, которые к тому моменту уже взасос служили внешним хозяевам, внедрили настолько тошнотворный образец демократии, что мы до сих пор не преодолели естественного отвращения и брезгливости
». Ну, смешно же, честное слово. Вот что мы смогли, то и построили, и лучше поискать виновников в зеркале, чем демонизировать Запад или кого бы-то ни было ещё; а пока мы ищем во всё происки врага, ничего у нас всерьёз, к сожалению, не изменится.
А вот и ещё: «Пролеткультовский лозунг "сбросим Пушкина с корабля современности", равно как и комсомольское "всех богов на землю сбросим", были прикрытием кампании по грандиозной распродаже русских культурных ценностей на европейских аукционах». Увы, сбросить Пушкина с корабля (точнее, с парохода) современности призывали футуристы, а вовсе не «Пролеткульт», который и возник-то несколько позже.
В итоге Холмогоров приходит к оригинальному утверждению: «Выряжаться в кокошники, танцевать балет в Большом, устраивать "Русские сезоны", вспоминать печеных лебедей и мед из царской братины, ходить любоваться Петергофом и Павловском, нужно прежде всего для самих себя (хотя, разумеется, этим дело не ограничивать). А на иностранцев нужно смотреть как на незаконно примазавшихся к этому делу. На любую картину русского художника (настоящего), на любую раритетную книжку с иллюстрациями Билибина и т.д. на одного иностранного коллекционера должны находиться пять русских». Я бы тоже предпочёл, чтобы отечественные коллекционеры приобретали серьёзную русскую живопись, а не всякую дрянь с Винзавода, но зачем же всё в кучу валить? Тем более, Большой за границу можно только на гастроли вывезти (и в этом нет ничего плохого), а Петергоф или Павловск достаточно непросто продать западным коллекционерам. Кстати, грешный человек, в Петергофе я люблю дворцовый комплекс, а вот в Павловске – только парк, так что не стал бы уравнивать две эти царские резиденции. Да и кокошник как достояние русской культуры выглядит весьма нелепо – пусть эти кокошники пачками (не балетными) вывозят на запад, меня это нисколько не уязвит. И от посещения иностранцами невывозимых Петергофа и Павловска я тоже вреда не вижу, а вот польза может оказаться вполне ощутимой – в музейном деле лишних денег тоже не бывает.
Так что в глобальном масштабе теория Холмогорова никакой критики не выдерживает, и, честное слово, не стал бы я ничего о ней писать, если бы уважаемый lev-semerkin не нашёл этой теории локального применения.
«В журнале блогоприятеля holmogor увидел очень интересную модель – Таможенное Государство ( http://www.rus-obr.ru/ru-club/9665 ).
Очень хорошо описывает нынешнее состояние Государства Российского.
И место в системе нашей актуальной художественной критики, как идеологической обслуги ТГ.
ТГ живет тем, что контролирует вывоз за кордон местного «золота», а также ввоз импортных «стеклянных бус». Оно кровно заинтересовано, чтобы «золото» стоило подешевле (лучше, чтобы ничего не стоило, валялось на земле/под землей). И чтобы на «бусы» был постоянный спрос.
Идеологическая обслуга призвана убедить аборигенов «покупать заграничное». Наше «золото» – дрянь, нисколько не актуально. А вот «бусы» – супер! За них никаких денег не жалко отдать
». Напомню, камешек брошен в огород М.Давыдовой.
И вот тут я соглашусь с коллегой. Действительно, разве не это – основная идея г-жи Давыдовой и её единомышленников? Более того, разве не на этом строится идеологическая база «новой драмы» (наш театр – дерьмо, равнение на Royal Court; наша драматургия – дерьмо, берём за образец Сару Кейн)? Понятно, что от экспорта Чехова никакой прямой выгоды наши таможенники не получат, но, тем не менее, они заинтересованы в том, чтобы Чехова у нас не было: расчищаются площадки для «передовой» западной драматургии (и тогда можно рассчитывать на таможенные пошлины и выстроить на этом своё благосостояние).
Так что тут концепция Холмогорова вполне применима. Кстати, Холмогоров, насколько мне известно, Чехова тоже не любит; вероятно, кокошники ему как-то милее. Такая вот ирония судьбы.
Subscribe

  • Памяти Бельмондо

    dik_dikij и poziloy 6 сентября 2021 года умер Жан-Поль Шарль Бельмондо. Тот редкий случай, когда можно без малейшего преувеличения сказать:…

  • 2021: 23 – 31 августа

    dik_dikij и poziloy Прощаемся с летом. 23 августа 2021 года умер Гоча Ломия. « Ломия... знаком советскому зрителю по своему экранному дебюту – в…

  • 2021: 12 – 22 августа

    dik_dikij и poziloy Продолжаем свою припозднившуюся «летопись». 12 августа 2021 года умерла Уна Стаббс. « Стаббс в Британии была известна как…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments