dik_dikij (dik_dikij) wrote,
dik_dikij
dik_dikij

Ещё одно, последнее сказанье... (ч.5)

Алексей Битов (poziloy)

Последний финалист «Премьеры». По-моему, тут есть повод для отдельного разговора.
Очень часто приходится писать, что данный текст не соответствует формату пьесы; многих, наверное, я уже достал этими разговорами. А куда деваться? В сущности, формат – ни что иное, как тип расширения: есть проза, есть монолог для зачтения, а есть драматургия. Точно так же, как есть html, есть pdf, есть doc (не театр). Только что намучился, пытаясь преобразовать wma в mp3; так и не справился, кстати, пришлось искать другой путь, ладно, это к слову.
Пьеса (повторю это в тысячу первый раз) представляет собой текст, который можно перенести на театральную (sic!) сцену без дополнительной адаптации. Но такие тексты тоже различаются между собой. В одних случаях перенос возможен, но только в качестве иллюстрирования, типа живых картинок (если, конечно, режиссёр или ещё кто-то из участников действа не привнесут каких-либо своих, не заложенных в тексте, дополнений). В других текст при театральном воплощении станет ярче, как рисунок в книжке-раскраске. А вот в-третьих… бывает, в самом тексте заложено нечто, способное выявиться именно в спектакле (ну, как водяные знаки проступают на специально обработанной бумаге, если угодно: вроде бы что-то такое написано, но при обычном чтении не ухватишь). Рискну предположить, что именно к третьему типу относится пьеса, оставленная мной напоследок. Хотя отнюдь не уверен, что режиссёры в данном конкретном случае со мной согласятся – всё-таки текст несколько сыроват, можно и утонуть при чтении. А может, у меня глюк, не знаю. При всём при этом недостатков в самой пьесе хватает, что бесспорно. Давайте о них.
К.Смольников, «Чибисов». Безусловно, если оценивать её по гамбургскому счёту, это слабая пьеса. Но её, пожалуй, действительно можно оценивать по гамбургскому счёту, чего никак не скажешь о многих других (имею в виду отнюдь не только конкурсантов «Премьеры»).
Сначала всё-таки о «пьесности». Меня немного смутили два фрагментарных переноса места действия, связанных с телефонными звонками: в первом случае действие мгновенно перескакивает из квартиры Романова в ресторан («Кириллов сидит в компании людей в ресторане, пьет виски и курит сигару»), а во втором – в чиновничий кабинет («чиновники пожимают плечами»), но в обоих случаях, на мой взгляд, всё решаемо. Хуже с проколом в начале пьесы: по логике автора, Романов должен незаметно для зрителя переместиться под кровать, а ведь это не кино и не проза, на сцене подобные трюки невозможны, кто-нибудь да заметит. Но это – обычный ляп, его несложно убрать, вписав соответствующую ремарку.
Есть и некоторые внутренние противоречия: по тексту получается, будто Кириллов (тот, который сидит в ресторане) менее обеспечен, нежели алкаш Романов, «несостоявшийся продюсер телевидения». Теоретически, конечно, возможно, но в данном случае как-то не слишком похоже. Не вполне увязан с титулом непоследней чиновницы и образ Гавриловой. Хотя всё это – мелкие (и поправимые) частности. Более серьёзный дефект – концовка; во-первых, она ужасно пафосная; во-вторых, «стихи», которыми завершается действо (я читал два варианта)... ну, тут от комментариев воздержусь.
Далее. Чёрт в виде бородатой бабы – это ещё куда ни шло, да и в тексте хоть как-то отыграно. А вот зачем автору понадобился Ангел на костылях, понять не могу – костыли, как это ни прискорбно, становятся типичной сущностью сверх необходимости.
Скажу и о том, что перевешивает все эти безусловные минусы: Смольников написал комедию, в которой есть персонажи, которым сочувствуешь. Вспоминаются лауреаты «Действующих лиц» (Жеребцов, Быков, Мардань, Богаев) – ни одного из этих «комедиографов» персонажи не интересуют напрочь, всё чисто функционально (может быть, Жеребцов и хотел бы быть исключением, но увы...). Самое смешное, что «Чибисов» был на «Действующих лицах» (автор спрятался зачем-то под псевдонимом), но не попал даже в лонг-лист. Это к вопросу о том, как читают тексты незнакомых авторов на наших «конкурсах». А в «Чибисове», на мой взгляд, как раз есть нужная пропорция: персонажи вполне индивидуальны, но при этом лишены всякой экзотики (редкое сочетание, скажу я вам).
Повторю ещё раз: Смольников написал настоящую пьесу, пусть даже слабую и очевидно недоработанную. Уверен ли я в её достоинствах? Ну, не вполне, скажу честно, но я их там усмотрел, что, как вы уже поняли, не самый частый случай в моей практике.
Так что первое место среди финалистов «Премьеры» без колебаний присудил бы именно К.Смольникову с пьесой «Чибисов». Другие призовые места на этом конкурсе не присуждаются, так что и я не буду, да и некому, в общем.
Ну, возможно, В.Голышев («Барнаульский натариз») мог бы претендовать на какой-нибудь спецприз за попытку нетривиального подхода, хотя пьесы там, увы, не получилось, не срослось.
Кроме того, были на «Премьере» ещё две детских номинации. В шорт-листах – 6 текстов (4 в одной номинации, 2 в другой). Я из 6 нашёл 3; честно скажу, не впечатлился, но и разбирать их особого смысла не вижу. Всё же позволю себе пару слов о том, который показался мне относительной лучшим из всей тройки.
Ю.Боганов, «Сказ о яблоках молодильных...». Зачем нужно многоточие, не знаю. Далее – подзаголовок: «По мотивам русской народной сказки». Что ж, по мотивам, так по мотивам. Вполне забавная вариация, с юмором. Вот только не могу понять, кому это адресовано – младшим школьникам (разговор идёт о головах Змея Горыныча: «ФОМА – А двенадцать больше десяти? ИВАН – Пожалуй, больше. ФОМА – Эка незадача! ДЕМЬЯН – Чего так? ФОМА – Так ведь я только до десяти считать умею, а потом сбиваюсь... ДЕМЬЯН – Что ж он, так и будет всем бошки рубить, у кого их больше десяти? Эко, сколько народу изведет!»)? Или подросткам («ВОЛК – Один мой знакомый царь решил обзавестись семьей, но не может этого сделать. Его избранница находится у вас в заточении. Если мне удастся договориться с вами о ее вызволении, он одарит моего большого друга Ивана молодильными яблоками, растущими в его саду, а Иван снесет те яблоки своему пожилому родителю, и все будут счастливы. Вот... Пауза. 2-я голова – Кто-нибудь что-нибудь понял? 3-я голова – В общих чертах. 2-я голова – Ну, и чего ему надо? 3-я голова – Чтобы все были счастливы. 1-я голова – А мы при чем? 3-я голова – Вот в этом месте у меня тоже не стыковка»)? Или всё-таки взрослому зрителю («Волк крутится на месте и превращается в красавицу, сошедшую с картины Пикассо «Большая купальщица», только в одежде. Иван в шоке»)? Есть тут вопрос, есть. А так – на мой взгляд, вполне может быть поставлено, только вряд ли на совсем уж профессиональной сцене, слишком уж отдаёт самодеятельностью. Всё-таки на профессиональном уровне лучше обходиться без стёба.
Остальных финалистов «детского уголка» давайте замнём для ясности.
И вот ещё что, пожалуй. Можно попробовать сравнить конкурсы/фестивали, которые удалось отследить в 2010 году. Их, как я уже докладывал, было 8, но «Любимовка» и «Текстура» слишком закрыты, чтобы увидеть сколько-нибудь полную картину (хотя очевидные минусы бросались в глаза и там, и там). Из остальной шестёрки возьмусь назвать безоговорочно лучший и столь же безоговорочно худший.
Лучшим драматургическим конкурсом из тех, о которых могу что-то сказать, с лёгкой душой назову «Баденвайлер». А худшим, к огромному сожалению, стала «Евразия»: Н.Коляда заигрался сверх всякой меры, да и сверх всякого приличия тоже.
Впрочем, не хотите – не соглашайтесь. Ваше дело и, само собой, ваше право.
Dixi, как однажды посоветовал мне закончить пост один из комментаторов. Хороший совет, отчего бы и не воспользоваться?
Subscribe

  • Вынужденное

    Алексей Битов (poziloy) Очень не хотелось снова писать про всю эту ковидно-вакцинную вакханалию, но деваться, повторю, некуда. Хотя прекрасно…

  • Мастер, Маргарита и немного футбола

    Алексей Битов (poziloy) « Смотреть матч по телевидению все равно, что изучать животное по скелету. Все вроде бы ясно, а теплого и трепетного…

  • 2021: 1 – 15 ноября

    dik_dikij и poziloy Юрий Клепиков, Геннадий Чихачёв, Виктор Коклюшкин и другие. 1 ноября 2021 года умер кинодраматург Юрий Клепиков – сценарист…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 27 comments

  • Вынужденное

    Алексей Битов (poziloy) Очень не хотелось снова писать про всю эту ковидно-вакцинную вакханалию, но деваться, повторю, некуда. Хотя прекрасно…

  • Мастер, Маргарита и немного футбола

    Алексей Битов (poziloy) « Смотреть матч по телевидению все равно, что изучать животное по скелету. Все вроде бы ясно, а теплого и трепетного…

  • 2021: 1 – 15 ноября

    dik_dikij и poziloy Юрий Клепиков, Геннадий Чихачёв, Виктор Коклюшкин и другие. 1 ноября 2021 года умер кинодраматург Юрий Клепиков – сценарист…