dik_dikij (dik_dikij) wrote,
dik_dikij
dik_dikij

Ещё одно, последнее сказанье... (ч.2)

Алексей Битов (poziloy)

Итак, «Премьера», основная номинация – "Пьеса на свободную тему".
В шорт-листе – 11 текстов; назвать пьесами все 11 не могу никак. Эвфемизм «пьеса для читки», на мой взгляд, является форменной несуразностью, ведь зачитать можно всё, что угодно. Читка сама по себе давно уже является отдельным жанром, но существует это жанр в аудиоформате. Во-первых, это выступения чтецов-декламаторов – вспомним хотя бы незабвенного Савву Потаповича Куролесова; впрочем, были и серьёзные чтецы, выступавшие на радио, на эстраде и даже в концертных залах. Во-вторых, разумеется, эстрадные монологи (как правило, надо признать, сатирические). Наконец, в-третьих, ролевая читка на радио, сиречь радиоспектакли. Ни один из этих случаев не относится к театру, который по определению не может обойтись без зрелищного компонента. Думаю, тему можно закрыть.
С этой точки зрения список финалистов «Премьеры» куда более уязвим, чем это было, скажем, на «Действующих лицах». Зато у «Премьеры» есть своё преимущество: не увидел в финале откровенных ремесленных поделок, когда в драматургическую форму заливается нечто, наспех высосанное из пальца. Это не означает, что всем авторам «Премьеры» есть, чем заполнить форму, да и о самой форме они порой имеют очень уж приблизительное представление. Но, по крайней мере, хоть глаз за что-то зацепиться может, и это плюс. Увы, минусов хватает тоже.
Напомню одно из неотъемлемых свойств пьесы: ей присуща определённая протяжённость действия, показывающая динамику характера. Сценка – это сценка, а не пьеса. Участие таких текстов в драматургическом конкурсе возможно, убеждён, разве что в специальной номинации. Ситуация, когда в одном забеге кто-то бежит стометровку, а кто-то – стайерскую дистанцию, выглядит, согласитесь, странновато.
В этом смысле два текста из 11 никак не могут считаться пьесами, как круг не может считаться шаром.
К.Стешик, «Лето кончается навсегда». В сущности, аудиосценка в двух вариантах – диалог двух никто в нигде. Бесплотность полная. Всё придумано, к тому же вычурно и претенциозно. Особо понравились такие цитаты: «ты неделю под наркотой и лежал, море снил» и (из дневника) «воротник пальтовый по уху бил». Не знаю уж, что такого пальтового приснили себе оценщики, но апофеозом стала финальная, так сказать, ремарка: «тот, что остался один, ложится на спину (с неба начинает идти снег с дождём) и медленно растворяется в воздухе. где-то далеко кричат мёртвые чайки». Ребят, вы это серьёзно в шорт-лист засунули или прикололись так? Кстати, нечто похожее в своё время писал начинающий Ю.Клавдиев («Облако, похожее на дельфина»), но у него, по крайней мере, фантазия побогаче в ту пору была.
Д.Богославский, «Брачо». Не так вычурно и абстрактно, как в предыдущей сценке, но пьесы тут, конечно, тоже нет, да и с действием не густо – слова, слова, слова, а показывать, по существу, нечего. В первой половине Митяй снимает и одевает наушники да перебрасывается с Игорем пачкой «Pall Mall»; затем Игорь уходит и приходит; по ходу дела появляется ещё группа персонажей и происходят две потасовки, которых мы тоже не видим воочию: оба раза (!) очень вовремя появляется поезд и загораживает дерущихся – интересно, как автор представляет себе это на сцене? Кстати, других поездов за время сценки не проходит, так что всё, можно сказать, совсем вовремя, как два рояля из кустов. Действия, конечно, можно добавить, нелепые поезда убрать, но внутренней динамике взяться неоткуда: развитие характеров в формате одного эпизода – дело, мягко говоря, непростое.
Повторю, подобные тексты на любом драматургическом конкурсе могут рассматриваться либо в своей отдельной «весовой категории», либо никак. А в основной драматургической номинации допустимо засчитывать только связные единства, но никак не отдельные эпизоды. Надо сказать, остальные 9 финалистов в этом смысле вполне могли быть рассмотрены, но это вовсе не означает, что все они попали в шорт-лист закономерно. Нет, в отличие от «Премьеры-2009» я почти не знаком с текстами, которые были отсеяны, но позволю себе усомниться, что среди 335 конкурсных работ не оказалось более серьёзных, чем... ну, хотя бы вот эти три.
Е.Васильева, «Там, за «Ладожским» озером». Уже писал: это и не пьеса, и вообще просто ни в какие ворота (http://dik-dikij.livejournal.com/97350.html). Впрочем, могла попасть в шорт-лист в знак особого уважения к Н.Коляде (на «Евразии-2010» сей убойный текст получил 3-ю премию в номинации «Пьеса на свободную тему»).
Т.Вдовина, «Доченька». Чуть лучше, конечно, но тоже ужасно; и об этом я тоже уже писал (http://dik-dikij.livejournal.com/97265.html). Ну, и причина «лауреатства», возможно, та же самая: 3-я премия на «Евразии-2010», только уже в номинации «Пьеса для большой сцены».
В.Раскольников, «Побег». А вот тут я вовсе ничего не понимаю. Где пьеса, если немалую часть текста занимают записи из дневника Павла? А место действия? Оно постоянно переносится: деревенская изба, набережная Волги, квартира Виктора, опять набережная, дача Виктора, сад, дача, комната Павла, набережная, комната, набережная, купе, деревня – галопом по Европам, добрая дюжина перескоков на 20 (включая отрывки из дневника) страниц текста. А как с литературой? Да никак, в общем. Фриш, Айрис Мэрдок и все, кому не лень. Всё очень вторично, включая «закольцовывание» (начало = конец, дежа вю). Дневник вообще не лезет ни в какие ворота: допустим, когда 35-летний Павел несёт вялую, но пафосную ахинею типа «А самое страшное это не потерянные надежды, не растраченные годы, не старость, не болезни и даже не смерть, самое страшное, это когда тебе не о чем будет вспомнить», надо бы вспомнить школьную программу («О друг мой, Аркадий Николаич! – воскликнул Базаров. – Об одном прошу тебя: не говори красиво»); надо бы, но можно понять и так, что это всё не всерьёз, Павел Вику охмуряет (а в других случаях вешает собеседникам лапшу на уши). А вот в дневниках он кому мозги пудрит – читателю? членам жюри на «Премьере»? «Как мало же надо для жизни! И какова сила этой жизни!»; «Она словно непрочитанная книга манит тебя неразгаданностью тайны и смутное предчувствие чего то нового, неизвестного, прекрасного, заставляет с трепетом раскрывать ее [жизни] заглавную страницу...»; «Жить, чувствовать, любить, страдать, смеяться, плакать, удивляться, восхищаться, ненавидеть... Жить! Вы понимаете жить!»; «Если же оно встретит от объекта те же чувства, то материнское начало трансформируется в женское, которое много сильнее»; ну, и так далее. Это 35-летний мужик или прыщавый гимназист, играющий в циника и опытного ловеласа? Да и остальные персонажи изъясняются языком «Рабыни Изауры» – нет, не португальским, хуже. Вот, например, Виктор, ровесник Павла, милиционер, предварительно поддав, говорит Павлу: «Пошел прочь!». Не «пошёл на...», не «пшёл вон», а именно так, изысканно-романтично: «Пошёл прочь!». Вычурно и жеманно, как в романе из жизни бомонда, написанным всё тем же гимназистом (из бедной семьи). Ну, и «ремарки» – особо отмечу вот эту: «Павел всасывается глазами в телефон». Спасибо, но я в подобные тексты не всасываюсь и другим не советую.
Предупреждаю сразу: специально начал с пятёрки худших текстов. Из чего, разумеется, не следует, что к остальным у меня нет претензий. Но там я хоть готов поверить, что «отборщики» что-то усмотрели (даже если сам не вижу ровно ничего хорошего). А здесь – извините, даже ни на какую вкусовщину не спишешь.
Ну, что ж, антракт.
Subscribe

  • 2021: 23 – 31 августа

    dik_dikij и poziloy Прощаемся с летом. 23 августа 2021 года умер Гоча Ломия. « Ломия... знаком советскому зрителю по своему экранному дебюту – в…

  • 2021: 12 – 22 августа

    dik_dikij и poziloy Продолжаем свою припозднившуюся «летопись». 12 августа 2021 года умерла Уна Стаббс. « Стаббс в Британии была известна как…

  • Год назад: 2020, 8 – 19 сентября

    dik_dikij и poziloy Ещё 12 дней прошлой осени. 8 сентября 2020 года умерла Нафисет Айтекова-Жанэ. « В 1961 году пришла на работу в Краснодарский…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments