dik_dikij (dik_dikij) wrote,
dik_dikij
dik_dikij

Category:

В поисках синтеза

10 января 1980 года умер Борис Иванович Равенских. Он был заметной и неоднозначной фигурой нашего театра 50-70-х годов минувшего века.
Ассистент Мейерхольда, он не любил «бытовую» манеру, тяготел к эпосу и был сторонником «приподнятого» театра.
Он очень не любил актёров-неумех, предпочитал ярких профессионалов. «Я не могу объяснять актеру, что прежде чем открыть дверь, надо взяться за ручку, а прежде чем за неё взяться, надо ее увидеть» (http://www.maly.ru/news_more.php?number=3&day=16&month=12&year=2002). Он искал таких, иногда подолгу, и только после этого – ставил.
Среди самых известных его работ – «Власть тьмы» с И.Ильинским (1956) и «Царь Фёдор Иоаннович» с И.Смоктуновским (1973). Надо ли говорить, что оба спектакля поставлены в Малом театре?

"Власть тьмы".

Забегу на несколько дней вперёд. 13 января исполнится 24 года со дня смерти выдающегося русского актёра Игоря Владимировича Ильинского. Отдадим ему должное.

А это уже – "Царь Фёдор Иоаннович".


Со Смоктуновским у Равенских всё складывалось непросто.
«Я уже «слышал» спектакль внутренне, «видел» его, знал, чего хочу от композитора, от художника, от актеров. Но не было исполнителя на главную роль. Я искал возможность нового решения образа и возможность для себя поискать на нехоженых тропах. И вот появился Смоктуновский. Предстояло слить воедино Толстого, Свиридова, Юрлова, Смоктуновского, традиции Малого театра и свое собственное видение в одно целое. И это при том, что «Царем Федором» когда-то открылся МХАТ... Безумно тяжелая задача! Иногда я даже думал, а не бросить ли все это? Но, к счастью, Иннокентий Михайлович стал моим соратником в этом мучительном процессе. Я счастлив, что мы с ним встретились, потому что мы оба искали на одной дороге, в одном направлении. Случались такие репетиции, когда мы оба впадали в отчаяние, но были дни, когда мы становились счастливыми... работу над «Царем Федором» я отношу к числу незабываемых встреч с теми художниками, рядом с которыми творчески растешь» (http://www.maly.ru/news_more.php?number=3&day=16&month=12&year=2002).
Парадоксально, но Смоктуновский так до конца и не принял этот спектакль, осуждал его за «оперную» помпезность и даже предлагал снять как несоответствующий художественным требованиям Малого театра. «Вот уже около восьмидесяти раз выходил я на сцену Малого театра в образе царя Федора Иоанновича. И все-таки нет на душе покоя, столь необходимого для этой непростой работы» (http://www.satira.spb.ru/main/cellar/_crntAction-559/).
Об «оперности» тут упомянуто неспроста. Равенских всегда учитывал законы музыкальной драматургии, сполна использовал звук и паузу, не отказывался и от балетных приёмов (позы, жесты).
Равенских так мечтал о слиянии музыкального и драматического театров, что ушёл из Малого в Большой (где поставил «Снегурочку»), а затем попытался создать свой собственный театр.
Времени уже не хватило...
Subscribe

  • 2021: 23 – 31 августа

    dik_dikij и poziloy Прощаемся с летом. 23 августа 2021 года умер Гоча Ломия. « Ломия... знаком советскому зрителю по своему экранному дебюту – в…

  • 2021: 12 – 22 августа

    dik_dikij и poziloy Продолжаем свою припозднившуюся «летопись». 12 августа 2021 года умерла Уна Стаббс. « Стаббс в Британии была известна как…

  • Год назад: 2020, 8 – 19 сентября

    dik_dikij и poziloy Ещё 12 дней прошлой осени. 8 сентября 2020 года умерла Нафисет Айтекова-Жанэ. « В 1961 году пришла на работу в Краснодарский…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments