dik_dikij (dik_dikij) wrote,
dik_dikij
dik_dikij

Вверх-вниз

Алексей Битов (poziloy)

Американские горки. Только что были Камю и Платонов, теперь ухаем вниз. Поскольку горки американские, в поле зрения попадает большой поклонник всего американского П.Руднев. Как новогодний подарок, chascor 29 декабря выложил статью нашего аналитика «Театр 2010 года (Утраченные иллюзии. Вместо итогов года)» (http://www.chaskor.ru/article/teatr_2010_goda_21738). Сам подарок комментировать не буду: дарёному коню в некоторые места заглядывать не принято. Отмечу лишь одно странное свойство: ничто так не привлекает внимание Руднева, как патология, он ищет прежде всего её, и если найдёт – радуется. «Записки из подполья», «Записки сумасшедшего» – это понятно, но «критическое око» выискивает патологию и в «Методе Грёнхольма», и в «Вассе Железновой» («Эренбургу удаётся создать атмосферу рушащегося дома. В россыпи мелких деталей показать, как оскотинивается, дуреет и пьянеет дурное семя Железновых...» – и, смакуя детали, «Медленно наступающий паралич правой части, руки дрожат и сворачиваются в кулачки, искривление линии рта, онемение лица, фантастическая борьба человека с теряющейся речью»). Более того, кто ищет – тот всегда найдёт, причём где угодно, даже, как это ни смешно, в чеховском «Медведе» (Попова и Смирнов – «Два нарцисса и мономаньяка»). Впрочем, последняя находка может свидетельствовать просто об аллергии на медведей, тотально поражающей с некоторых пор грады и веси государства Российского.
Ладно, это всё присказка, да ещё с медицинским уклоном, а мы тут далеко не Гиппократы и даже не Фрейды. Давайте лучше о другом.
«Пьесой года» Руднев называет «Убийцу» А.Молчанова. Причём «прелесть» тут («что у тебя в кармашке, моя прелесть?») заключена «в её языке: герои постоянно смотрят на себя со стороны и словно бы не общаются друг с другом в живом диалоге, а скорее пересекаются посредством внутренних монологов, выходя то на одну общую волну, то на разные уровни понимания жизни». Вообще-то, приём непересекающихся внутренних монологов скорее относится к композиции, чем к языку, но давайте не мелочиться.
Уже из одной фразы Руднева понятно, что «Убийца» – вовсе не пьеса. Более того, не просто не пьеса, а вдребезги не пьеса; сколько бы мы ни называли Руднева негритянкой, ни пол, ни расовая принадлежность нашего героя от этого не меняются. Молчанов написал прозу, но Рудневу угодно называть её пьесой – что ж, спасибо, что не оперой, поехали дальше.
Не менее оригинален Руднев и в оценке сюжета: «Подростки ищут избавления от тягот жизни и криминальных обязательств, а находят любовь и удачу». Сколько лет подросткам, хотелось бы знать? Дюша думает: «Сколько там дают за убийство. Лет восемь. Минимум. Мне будет двадцать семь». Из чего нетрудно сделать вывод, что главному герою «Убийцы» – 19. Оксана, кстати, не моложе, она едет в автобусе и вспоминает: «Вот по этой улице я в институт ходила»; ещё до этого мы узнаём от Дюши: «Оксану эту вроде еще в прошлом семестре отчислили». Странные какие-то подростки, великовозрастные. Открываем Википедию: «Подро́сток– юноша или девушка в переходном от детства к юности возрасте. Современная наука определяет подростковый возраст в зависимости от страны (региона проживания) и культурно-национальных особенностей, а также пола (от 12–14 до 15–17 лет)». Смотрим Ушакова: «ПОДРО'СТОК, тка, м. Мальчик или девочка в возрасте от 12 до 16-17 лет». Конечно, персонажи Молчанова весьма инфантильны, но они отнюдь не подростки, Руднев опять прочитал что-то не то.
Ладно, дальше. «Мир, который кажется тинейджеру коварным и зловещим, преображается, как только вчерашние дети по вынужденности учатся им управлять, осознают необходимость самоконтроля». Да, о необходимости самоконтроля – это круто. Один из финальных монологов Дюши: «'Не пробиваем билетики после остановки' - прикрикнула кондукторша. Я пошел к ней и начал что-то говорить, что я тороплюсь, что забыл купить билет. Она расцвела и сказала, что придется пройти и заплатить штраф. Я совсем забыл, что у меня куча денег в кармане. Смотрел на ее круглое лицо. Двое детей наверняка, читает им сказки на ночь. И я врезал ей изо всех сил по этому лицу. Она упала спиной вперед на сиденья и заорала. Я выпрыгнул из троллейбуса и побежал через площадь». Либо Руднев снова не читал, либо пишет о чём-то своём, девичьем (негритянском?). Ну-ну.
А потом мне вот какая формулировка попалась: ««Убийца» – пьеса о чуде взросления». Да уж, оговорка по вышеупомянутому Фрейду. В самую точку, пожалуй: для некоторых персонажей (не об «Убийце» речь), а равно для некоторых «театралов» взросление стало бы истинным чудом. Но чудеса, как известно, случаются крайне редко...
С Рудневым и его дежурным тяп-ляпом, похоже, всё ясно, давайте теперь о Молчанове несколько слов. Я тут «Убийцу» даже перечитал; со второго раза пошло похуже, но это дело обычное, житейское, так сказать – мы же не о «Братьях Карамазовых» речь ведём, в конце концов. Лексика внутренних монологов, конечно, странновата – высшее гуманитарное образование из персонажей временами так и прёт, хотя, вроде бы, ему неоткуда взяться. И всё-таки главная заслуга Молчанова – персонажи: они живые, несмотря ни на что, особенно Дюша. Скорее всего, именно поэтому некоторые оппоненты возмущены, насколько эти персонажи малосимпатичны – о симпатичности (несимпатичности) симулякров говорить было бы смешно. Ещё обсуждают сюжет, хотя с симулякрами это тоже не привлекло бы внимания – с такими изделиями случиться может всё, что угодно их констукторам, ограничений не существует. Но если персонажи живые...
А самое печальное: не могу понять, как Молчанову это удалось. Читал две вещи, написанные им позже («Концерт для местных» и «Нападающий») – ничего похожего, весьма посредственные киносценарии с картонными фигурками. Обидно будет, если всё ограничится «Убийцей», очень обидно.
Subscribe

  • 2021: 23 – 31 августа

    dik_dikij и poziloy Прощаемся с летом. 23 августа 2021 года умер Гоча Ломия. « Ломия... знаком советскому зрителю по своему экранному дебюту – в…

  • 2021: 12 – 22 августа

    dik_dikij и poziloy Продолжаем свою припозднившуюся «летопись». 12 августа 2021 года умерла Уна Стаббс. « Стаббс в Британии была известна как…

  • Год назад: 2020, 8 – 19 сентября

    dik_dikij и poziloy Ещё 12 дней прошлой осени. 8 сентября 2020 года умерла Нафисет Айтекова-Жанэ. « В 1961 году пришла на работу в Краснодарский…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments