dik_dikij (dik_dikij) wrote,
dik_dikij
dik_dikij

Спорный вопрос

Алексей Битов (poziloy)

Неделю назад имел я тут бурную дискуссию с профессиональным режиссёром. Оппонент меня уверял: «Не надо смотреть на пьесу «глазами читателя». Пьеса пишется только для глаз режиссёра». Как это обычно бывает, если оба спорщика уверены в своей правоте, никто никого не убедит – каждый остаётся при своём.
Был при этом вопрос, одинаково трудный для обеих сторон, поэтому мы оба благоразумно оставили его за скобками. Но вопрос остался, и в течение некоторого времени «тихо сам с собою я веду беседу». Договориться удалось не сразу.
А вопрос такой: для кого писали пьесы, скажем, Шекспир или Мольер? О древних греках упоминать не буду, это было так давно, что уже память отказывает. Но XVI век и XVII век – они же совсем недавно были; я как человек пожилой мог бы и помнить. Так вот, заявляю авторитетно: Шекспир с Мольером не писали ни для читателя (короли да герцоги чтением себя особо не утруждали), ни для режиссёра (боюсь, тогда ещё не слишком задумывались о возможности различного толкования сценических текстов, посему профессии режиссёра в её современном понимании просто не существовало – короче, средневековье). Все пьесы писались напрямую для конкретной труппы, в штате которой драматурги и состояли (неважно, в качестве босса или актёра эпизодических ролей). По существу, слово «пьеса» означало в те времена сценарий спектакля, ничего более.
К всеобщему удивлению, вскоре выяснилось, что пьеса может оказаться куда долговечнее спектакля; её можно ставить снова и снова в разных актёрских составах. Начался процесс накопления пьес, их стало больше, чем спектаклей (и больше, чем актёров). Пьеса ушла из театра на выселки, и её приютила литература.
С тех пор вчерашние неразлучники, драматургия и театр, весьма удалились друг от друга. Казалось бы, литератору от драматургии – только хлопоты: туда нельзя, сюда нельзя, а на сцене то ли покажут, то ли нет. Плюс гипотетический, минусы явные (рамки, понимаешь). На самом деле рамки (в моём понимании) – это конструкция, позволяющая перемещаться с большей скоростью (корпус летательного аппарата – тоже рамки, но вне всяких рамок не особо полетишь). Драматург использует готовый аппарат, не им созданный/построенный. Остаётся только научиться этот аппарат пилотировать (сначала нужно взлететь). Кстати, запредельно перегруженные аппараты не взлетают, вне зависимости от умений пилота. Ну, и главное – не сесть ненароком вместо самолёта в какое-нибудь корыто с привинченными крыльями, а то можно рулить и жужжать до посинения без всякого заметного результата.
Хорошо, сели – полетели. Курс – на сцену? Трудно сказать, всякое бывает. Может, пилоту умения не хватит, или горючее кончится, или в той части Ойкумены, куда он держит путь, ещё аэродромы не выстроены. А может, пассажиры (персонажи) взбунтуются, ворвутся в пилотскую кабину и заставят изменить пункт назначения. А ещё бывают всякие сложности с метеоусловиями: вот не дают посадки, и всё тут; лети, куда хочешь. Надо сказать, погода погодой, но иногда это лишь повод для отказа: принимающая сторона боится незнакомых самолётов, потому что иногда налетают какие-то странные стальные птицы, и на взлётную полосу летит дерьмо из бомболюков (потом долго всё отдраивать приходится). По слухам, есть у драматургических Люфтваффе такое спецподразделение: эскадрилья имени Бойса.
Но это я так, к слову; тема бойскаутов сегодня за бортом. Не отвлекаемся, следуем дальше.
О специфике драматургии как литературного жанра я здесь распространяться не буду. Не готов пока что к чётким формулировкам. Может быть, когда-нибудь. А пока ограничусь констатацией очевидного факта: драматургия есть жанр литературы.
Театр тем временем живёт собственной жизнью. Там теперь один царь и бог – режиссёр. А режиссёры бывают разные: один себя особо не утруждает, копирует чужие спектакли по апробированным пьесам; другой находит своего автора, чтобы его основные требования учитывались заранее; третий готовит «блюда» из какого угодно «мяса» (пьеса это или не пьеса, не суть важно).
Самый известный пример симбиоза последних десятилетий – московский Ленком, связка Захаров/Горин. А на стыке 70-х и 80-х самым популярным театром в «узких кругах» была любимовская Таганка, и отнюдь не только из-за кукишей в кармане. Так вот, у Любимова «чистые» пьесы (Шекспир, Брехт, Мольер, Чехов) составляли около четверти репертуара; примерно такая же доля отводилась сценическим композициям (не только стихотворным); чаще всего ставились инсценировки, выполненные в самом театре (Достоевский, Булгаков, Трифонов, Абрамов, Быков, Бакланов, Ставинский и др.). Отметим: и Таганка, и Ленком считались в своё время театрами новаторскими, чуть ли не экспериментальными.
Так что драматургия давно уже существует сама по себе – летит себе куда-то без особой оглядки на театр. Хотите – летите, хотите – пользуйтесь другими видами транспорта. Или ходите пешком, если расстояния позволяют.
А если вас интересуют только глаза режиссёра, пишите некую сценическую композицию, именно для таких глаз предназначенную (режиссёры, напомню, бывают разные). Но тогда так и заявите жанр – текст для сцены. Это не обязательно должна быть пьеса. Хотя и пьеса иногда находит своего режиссёра. Бывает. Правда, не так часто, как раньше.
Subscribe

  • 2021: 23 – 31 августа

    dik_dikij и poziloy Прощаемся с летом. 23 августа 2021 года умер Гоча Ломия. « Ломия... знаком советскому зрителю по своему экранному дебюту – в…

  • 2021: 12 – 22 августа

    dik_dikij и poziloy Продолжаем свою припозднившуюся «летопись». 12 августа 2021 года умерла Уна Стаббс. « Стаббс в Британии была известна как…

  • Год назад: 2020, 8 – 19 сентября

    dik_dikij и poziloy Ещё 12 дней прошлой осени. 8 сентября 2020 года умерла Нафисет Айтекова-Жанэ. « В 1961 году пришла на работу в Краснодарский…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments