dik_dikij (dik_dikij) wrote,
dik_dikij
dik_dikij

Актуальное

Алексей Битов (poziloy)

Вот ещё одна недавняя публикация в «Известиях» – интервью с Максимом Кантором (http://www.izvestia.ru/culture/article3148985/). Кантор известен не только как художник, но и как автор романа «Учебник рисования», где он, насколько я знаю, достаточно резко «наехал» на совриск. Тут приходится прибегать к некоторой осторожности в формулировках, потому что я этого романа (возможно, к сожалению) не читал. Как бы то ни было, Кантор – враг современной тусовки.
Из чего, разумеется, не следует, что я должен с ним во всём соглашаться, как бы мы ни совпадали в отношении к этой самой тусовке. Она омерзительна сама по себе, даже если не учитывать её неразрывную связь с существующей властью, через Суркова или через Авдеева – неважно.
«Салон соцреализма сменился салоном капреализма», говорит Кантор. По сути, он прав: опять под видом «искусства» нам навязывают всякую фигню, ни к какому искусству отношения заведомо не имеющую. Вот только термин «реализм» тут неприменим; отнюдь не являюсь адептом этого направления, но заступлюсь всё же. Ладно, «соцреализм» – это и самоназвание, и понятие вполне устоявшееся. А вот «капреализм» – это что такое? Псевдонатурализм, столь знакомый нам, скажем, по «новой драме»? Хорошо, допустим, но ведь явление «актуального искусства» куда шире, а предлагаемый Кантором (и не только им) термин явно неприменим ни к гавкающему с четверенек голому Кулику, ни к бедолаге-мазохисту Мавромати. По-моему, для характеристики «актуального искусства» точнее подходит термин из прошлогоднего «дикого словаря» – «моноложство»; понятно, этот термин тоже не вполне точен, но он, по крайней мере, объединяет и Пряжко, и Мавромати, сколь бы разными они ни казались на первый взгляд.
Далее я бы отметил ещё одну формулировку, тоже, на мой взгляд, не вполне точную: «новый салон, точь-в-точь как некогда салон советский, оказался предельно далек от того, что происходит в стране на самом деле». Простите, а что такое «советский салон»? Нечто официозное? Салоны тогда, конечно, были (во всяком случае, в 70-е и позже), но они существовали как бы полулегально, вне официоза, а государственная машина слова «салон» не любила (прилагательное «салонный», если помните, считалось ругательным ещё со времён Жданова, и такое положение никогда не пересматривалось). Оставим в стороне тогдашнее «салонное искусство», там тоже есть вопросы, но лучше на них сейчас не отвлекаться.
А вот дальше Кантор говорит то, с чем сложно не согласиться: «Возникла сервильная деятельность, подменившая собой искусство, и совершенно не имеющая критической направленности». Отмечу: деятельность эту нередко направляют подобранные люди, имеющие какое-никакое госфинансирование и какой-никакой официальный статус (полагаю, примеры тут самоочевидны).
Не обойтись властям и без элементарного отвлечения внимания, об этом Кантор тоже говорит: «Конфликты, которые сегодня якобы существуют, сознательно инициируются. Власть провоцируют на пустую склоку – называют склоку борьбой за права. Страсти по поводу права демонстрировать мочеполовую сферу и оскорблять чувства верующих – это ровно то же самое, что и скандалы эстрадных звезд, причуды футболистов и т.д., то есть это просто потребность рынка в некоем бантике на упаковке. Нужно придать ручному капиталистическому искусству изюминку радикальности. Рубить иконы топором гнусно, и это не имеет никакого отношения к свободе творчества. Блеф необходим современному искусству для того, чтобы создать видимость остроты, которой давно нет». Правда, с последним тоже можно спорить: то ли «давно нет», то ли никогда и не было (если всерьёз), но лучше опять-таки от темы не отклоняться.
«В обществе выделился сегмент богатых, желающих за свои деньги быть еще и прогрессивными. Вот их жизнь требуется качественно декорировать. Соответственно востребован контингент декораторов, объявленный современным авангардным искусством». Качественно? Зачем? Всё делается тяп-ляп (и так сойдёт), лишь бы побыстрее да ценою подешевле. Разве не на этих принципах строится вся индустрия развлечений?
А вот тут – согласен: «Институты, обслуживающие высшую страту, будут делать все, чтобы искусство оставалось только развлекательным и варьировалось лишь оттенками. Свойство всякой застывшей страты – создать шаблон обслуживания себя».
И тут – тоже: «Первый враг искусства – интеллигентская обслуга, которая вырабатывает свои правила служения господствующему классу и объявляет эти правила прогрессом, актуальностью» (только поставил бы в кавычки слово «интеллигентская» – это лишь самоназвание, за которым одна пустота).
Здесь не соглашусь: «А настоящее искусство не про это. Оно – про честность и поступок». Допустим, стихотворение Пушкина или картина Эль Греко, они тоже – про «честность и поступок»? Можно, я усомнюсь?
Дальше – опять согласен: «Навязываемая художником безответственность и пустота есть преступление перед культурой». Причём вне зависимости от того, ведают ли сами «навязывающие», что творят, или позволили кому-то себя запутать. Незнание – оно ведь не освобождает от ответственности, как известно.
А тут – любопытный диалог. Интервьюер спрашивает: «Это что, гибель культуры?» Ответ Кантора: «Не могу сказать, что гибель. Видимо, культуре свойственно проходить какие-то периоды серости, разжиженности. Возможно, это время накопления сил. И сейчас, во время торжества серости, эти силы собираются».
Следующий вопрос: «У кризиса объективные причины?» Ответ: «Конечно, имеет значение и то, что под этот процесс подстроилось большое количество ловкачей. У кураторов современного искусства ловкость превалирует над образованием. Но кроме этого, видимо, наступил некий период исторической усталости. Иначе бы у мировых правящих классов не возникло ощущение, что можно делать историю для привилегированных, а остальные как-то приспособятся. Но это иллюзия, что историю можно делать для меньшинства – история штука общая». Почему-то не указана одна из главных причин нынешнего кризиса: homo sapiens всё ещё не привык жить в мире новых технологий, нам требуется время для адаптации. Как обычно, быстрее всех адаптируются к изменившейся ситуации всевозможные спекулянты и жулики – они по роду своей деятельности должны реагировать быстро, иначе разоблачат и побьют. Специфика профессии, можно сказать.
Впрочем, Кантор об этом тоже говорит: «Популярная у московских концептуалистов мысль, будто "в будущее возьмут не всех", обязующая ловкача успеть подстроиться в прогрессивный ряд, – мысль по сути своей отвратительная». Ловкачам этим только и остаётся, что бежать впереди прогресса – авось, не догонят. Ну, это они зря надеются, что не догонят – реакция-то у них хорошая, а вот дыхалка не вытянет, задохнутся. Не надо быть пророком, чтобы предсказать финал.
Хотя Кантор, думаю, не прав, когда утверждает: «Это общее будущее и может писать искусство – и более ничто». Предмет искусства – не будущее всё-таки, а настоящее. Оно же вечное.
По крайней мере, по эту сторону жизни другой вечности у нас нет.
Subscribe

  • Вынужденное

    Алексей Битов (poziloy) Очень не хотелось снова писать про всю эту ковидно-вакцинную вакханалию, но деваться, повторю, некуда. Хотя прекрасно…

  • Мастер, Маргарита и немного футбола

    Алексей Битов (poziloy) « Смотреть матч по телевидению все равно, что изучать животное по скелету. Все вроде бы ясно, а теплого и трепетного…

  • 2021: 1 – 15 ноября

    dik_dikij и poziloy Юрий Клепиков, Геннадий Чихачёв, Виктор Коклюшкин и другие. 1 ноября 2021 года умер кинодраматург Юрий Клепиков – сценарист…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 12 comments

  • Вынужденное

    Алексей Битов (poziloy) Очень не хотелось снова писать про всю эту ковидно-вакцинную вакханалию, но деваться, повторю, некуда. Хотя прекрасно…

  • Мастер, Маргарита и немного футбола

    Алексей Битов (poziloy) « Смотреть матч по телевидению все равно, что изучать животное по скелету. Все вроде бы ясно, а теплого и трепетного…

  • 2021: 1 – 15 ноября

    dik_dikij и poziloy Юрий Клепиков, Геннадий Чихачёв, Виктор Коклюшкин и другие. 1 ноября 2021 года умер кинодраматург Юрий Клепиков – сценарист…