dik_dikij (dik_dikij) wrote,
dik_dikij
dik_dikij

Categories:

Давненько не брал я в руки шашки...

Алексей Битов (poziloy)

Грозился выложить 5 рецензий на тексты с «Любимовки» этого года, так или иначе угодивших в мои лапы. Выполняю обещание на 80%; один текст – «Поворотный пункт» В.Доценко – ещё не сошёл с дистанции на конкурсе «Действующие лица», так что повременю, успеется. Оставшиеся 4 текста расположил по возрастающей, от самого слабого к наиболее интересному; должна же быть хоть какая-то положительная динамика. Засим – к делу.
А.Стадников, «Смерть Андрюши». На мой взгляд, нечто беспомощное и банальное, как рифма «пришёл» – «ушёл». Практически все сюжетные ходы понятны загодя, и с запасом. В финале Артём предлагает слушать обращение Медведева с выключенным звуком и «постараться понять, что он говорит. Может, после слов – и мысли президента научишься угадывать». Вполне допускаю, что это не сложно, но и авторские «задумки» понятны без всяких слов, едва он соберётся что-либо написать. Старательные описания интерьеров (за что, в принципе, можно бы и похвалить) выглядят нагромождением слов (например, в последней картине описание такое: «Гостиная в квартире Прудниковых. Декорации как в первой картине, только с поправкой, что это Новогодняя ночь. За накрытым праздничным столом сидят мама, папа, бабушка, дедушка, Артем и Андрей. Рядом с телевизором, небольшая искусственная новогодняя елка»). Написано коряво, вот несколько ремарок из картины второй: «Затем Мальков и Матвей выходят через дверь в задней стене, захватив с собой парту»; «Аня открывает дверь. За ней – Мальков, который, похоже, уже жалеет о своем поступке, и взбешенный Матвей с шишкой на лбу»; «Ее светлые крашеные волосы и яркий макияж контрастируют со строгим неприметным костюмом»; «Андрюша, спустя некоторое время, присаживается рядом с Аней там же, где и сидел». Сюда же – ремарка из картины последней, седьмой: «Вдруг раздается гулкий бой курантов. Один, второй, третий…». Скажете, у других и похлеще бывает? У халтурщиков – да, конечно, но здесь, похоже, иной случай. Ладно, человек пишет, как может, но отборщики-то – что, читать не умеют? Иногда, когда читаешь, жалко героев, чаще приходится жалеть читателей (слушателей), а здесь жалко самого автора – старался же человек, а результат...
Е.Павлова, «Попутчики». Вот тут, извините, даже не знаю, что сказать. Это не эскиз даже, а лишь набросок к будущему эскизу. Декларация о намерении что-то написать, причём не уверен, что пьесу, а не сценарий: Дима засыпает с одним попутчиком, просыпается с другим; выходит из купе и, вернувшись, находит уже третьего; вот Дима стоит в купе рядом с проводницей, а вот они уже лежат на полке, и – такая ремарка: «Александра закуривает сигарету и смотрит на Диму, понимает, что всё о чём он ей рассказывал очень похоже на её собственную жизнь с родителями». Неотформатированный набросок, не более того.
Е.Доброва, «ДетАд». Для меня текст распадается пополам. Первое действие всё-таки больше похоже на прозу – сценически почти всё, вроде бы, решаемо (есть вопросы по явлениям 7 и 10), но как-то не слишком театрально, ни для детей, ни для взрослых. В тексте есть «первое лицо» (Катя), практически мы видим происходящее её глазами (кроме небольшого фрагмента в явлении 9), а на сцене это уйдёт, зритель будет видеть всех персонажей в равной мере со стороны, и два монолога Кати «в зал» положения не спасут. Зато действие второе больше похоже на сценарий, который автор пытался переделать под пьесу, с большим или меньшим успехом. Обратите внимание, как мельтешат эпизоды: класс – квартира – непонятно, где – лес – околица – квартира – кладбище – вокзал – магазин – квартира – кабинет психиатра – неизвестно, где (не менее 12 мест действия на 12 явлений). Если, например, в явлении 4 автор старается предусмотреть сценическое решение, то в следующем же явлении 5 всё идёт насмарку. Короче, пьесы я тут опять не увидел (попытка в расчёт не принимается). А текст в целом – грамотный, в общем, но не более того (единственный, пожалуй, срыв – в финале первого действия: Катя обращается к погибшей учительнице музыки, с которой они не сошлись по поводу пауз: «Теперь твоя пауза длится вечно»). И ещё: Катя и Танька ритуально хоронят куклу (она изображает учительницу); Катя вроде бы собирается вернуться потом за закопанной «Мартой», но тут первое действие завершается, а во втором о кукле не вспоминают. Ну, и общий финал невнятный – словно автор не знал, что дальше, и закруглился, как смог.
А.Денисова, «Пыльный день». Автор представляется как «Саша», но у меня нет никаких оснований для подобной фамильярности. Вещь внеконкурсная, Денисову от отбора освободили. Не уверен, что это правильно, но основания для такого решения были. И получилась единственная в этой группе вещь, о которой можно говорить. Честно говоря, лучше, чем я ожидал; предыдущий текст, «Пончик», при всех своих недостатках, похоже, был для Денисовой прорывным, а после этого обычно авторы делают ощутимый шаг назад. Здесь такого не произошло – скорее, текст (всё-таки слова «пьеса» намереваюсь избежать) получился даже более ровным. Монологи хорошие, живые, за исключением, пожалуй, «ключевого» монолога Папируса в концовке сцены 13 (сдаётся мне, его лучше было сделать более «пьяным»). Есть вопросы и по другим «кульминациям». Выстрел Шандыбина – слишком уж тривиально, эту литературность надо было хотя бы обыграть, и автор это делает («ружье должно было выстрелить»), но с некоторым запозданием (успеваешь пожать плечами). И с «живым щитом» тут всё-таки перебор, на мой вкус (машины с людьми?). Теперь о том, почему я избегаю слова «пьеса». Тут «пьесная часть» встроена внутрь сценарной, судите сами. В начале – совсем не театральный пролог с нелепой фразой «Влад с выражением бесконечной усталости смотрит поверх машин» и резкими сменами плана (Влад вышел из машины, а «На сидении остаются очки Dior, сумка, папка с бумагами»). Затем – четыре первых сцены: долгая прогулка по лесу с меняющимся пейзажем и дождём. Далее – «пьесная» часть, хотя и не без оговорок (о них –чуть позже). А в концовке автора опять повело в кино: тут и «страшный удар», и продолжение эпизода («Через некоторое время. Мигалки, голоса, пыль. Мужик из БМВ подходит к жигулям, где были Ростик, Влад и Папирус»), и резкий перескок места действия: «Гусева в ночной рубашке. Шандыбин спит. По телевизору идут новости». Теперь о погрешностях в средней (и главной) части. Вот сцена 6: Папирус, Ростик, Катя, Гусева и Шандыбин на пленэре; неожиданно к ним присоединяется задержавшийся Влад – можно сказать, что он сваливается, как снег на голову. Интересно, как можно незаметно выехать на сцену на такси (в тексте: «Влад (выходя из такси)»)? Ладно, допустим, это мелочь, ляп. А как быть со сценой 3, где «Шандыбин волнуется на заднем плане» и тут же, без всяких намёков на передислокацию, «Папирус и Гусева переглядываются за его [Шандыбина] спиной»? Тоже мелочь? Да, возможно, но мелочь характерная, показывающая, что видение у Денисовой скорее киношное, чем театральное. Так что слово «пьеса» я исключил, считаю, вполне обоснованно. Ни хрена себе, похвалил, – скажет кто-то. Ну, извините, как мог, фальшивые комплименты никому не нужны. Зато в «Пыльном дне» есть персонажи, они не размыты и не сливаются друг с другом, а значит, есть и повод для разговора. Если честно, нынче и это – редкость.
Как бы кому-то ни хотелось выдать желаемое за действительное.
Subscribe

  • 2021: 23 – 31 августа

    dik_dikij и poziloy Прощаемся с летом. 23 августа 2021 года умер Гоча Ломия. « Ломия... знаком советскому зрителю по своему экранному дебюту – в…

  • 2021: 12 – 22 августа

    dik_dikij и poziloy Продолжаем свою припозднившуюся «летопись». 12 августа 2021 года умерла Уна Стаббс. « Стаббс в Британии была известна как…

  • Год назад: 2020, 8 – 19 сентября

    dik_dikij и poziloy Ещё 12 дней прошлой осени. 8 сентября 2020 года умерла Нафисет Айтекова-Жанэ. « В 1961 году пришла на работу в Краснодарский…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments