dik_dikij (dik_dikij) wrote,
dik_dikij
dik_dikij

Categories:

Год назад: 2020, 8 – 19 сентября

dik_dikij и poziloy

Ещё 12 дней прошлой осени.

8 сентября 2020 года умерла Нафисет Айтекова-Жанэ. «В 1961 году пришла на работу в Краснодарский театр оперетты, где за неполные два года сыграла ведущие роли в пяти спектаклях. Затем Нафисет Гумеровна вернулась в Адыгею... играла в труппе Адыгейского театра. На ее счету свыше ста ролей. В 2000 годах уже состоявшаяся актриса стала автором и ведущей цикла передач на ГТРК "Адыгея", посвященных жизни и творчеству выдающихся адыгских композиторов, писателей, поэтов. До последних дней Нафисет Жанэ не оставляла работу, выступая с творческими вечерами перед жителями республики...» (http://www.adygtv.ru/28431/).
Актриса вспоминала: «Узнав, что Смоктуновский приезжает в Майкоп, и я буду играть с ним в чеховском «Иванове» роль Зинаиды Савишны, заволновалась. Но это было приятное волнение... Мы с ним понимали друг друга с полуслова. Когда на премьере прошла наша сцена, он ушёл за кулисы и ждал меня. Потом обнял и сказал: «Вы талант»» (https://adigea.aif.ru/society/archive/1484359).
Здесь о себе актриса и певица рассказывает сама – https://www.youtube.com/watch?v=sgEtvXL8zgE. А экранных ролей у неё не было.
Н.Г.Айтекова-Жанэ, 21.03.1940 – 08.09.2020


8 сентября 2020 года умер Роналд Харвуд (Хорвитц). «Харвуд много работал в театре, но поклонникам его творчества хорошо знакомы и киноработы сценариста. В 2003 году он получил "Оскар" за фильм "Пианист" в номинации "Лучший адаптированный сценарий", а спустя пять лет ему вручили награду BAFTA за сценарий к фильму "Скафандр и бабочка"» (https://rg.ru/2020/09/09/britanskij-scenarist-ronald-harvud-skonchalsia-v-vozraste-85-let.html).
«За всю карьеру он написал более 20 сценариев, однако при этом редко создавал оригинальные сюжеты для фильмов, как правило, адаптируя для них книги и пьесы, в том числе и собственного сочинения. Среди них были пьесы «Квартет» и «Костюмер»» (https://www.rbc.ru/society/09/09/2020/5f58147f9a79471ccb38aaf1). «Пьесами собственного сочинения» дело, понятно, не ограничивалось – имя сценариста Харвуда значится в титрах фильмов «Приговор», «Театр» (по С.Моэму), «Оливер Твист» и даже «Один день Ивана Денисовича», а также небезызвестной в своё время комедии «Не промахнись, Ассунта!». Отметим и самый первый сценарий Харвуда – «Рядовой Поттер»; фильм вышел в 1962 году, задолго до открытия Хогвартса.

9 сентября 2020 года умер Роберт Битаев. «Битаев ставил спектакли на сценах Дигорского и Северо-Осетинского академического театров, руководил народным театром в с.Чикола. На осетинский язык им были переведены пьесы Ж.Мольера, Л.Филатова, болгарского драматурга Г.Стратиева. Кроме того, он писал песни к спектаклям и снимался в художественных фильмах. Был диктором местного ТВ и радио» (https://www.e-osetia.ru/news/2873763/umer-zasluzennyj-artist-rf-robert-bitaev).
А начинал актёр с театра кукол («в основном исполнял живые роли»), потом был диктором на ТВ. Мечтал о большой сцене, но «На актерский принимали фактуристых, высоких красавцев. Я же такими внешними данными не обладал. Поэтому и не взяли». И всё же мечта сбылась: «Где-то в 29 лет, когда уже семейным был. Сначала меня определили во вспомогательный состав, там меня смотрели, проверяли и только после этого перевели в основу» (http://osetia.kvaisa.ru/1-rubriki/03-vstrecha-dlya-vas/robert-bitaev-v-teatr-ya-probivalsya-dolgo-a-kinematograf-%E2%80%93-sam-pozval/).
Из классики актёру довелось сыграть Ляпкина-Тяпкина; наверняка были и другие роли, которых мы просто не нашли. И роли, которые так и не удалось сыграть, тоже были.
Битаев снялся в нескольких фильмах и сериалах, но главных ролей не случилось.
Видеонекролог Осетинского ТВ – http://alaniatv.ru/ushel-iz-zhizni-zasluzhennyj-artist-rossii-robert-bitaev/.
Р.А.Битаев, 20.03.1943 – 09.09.2020


11 сентября 2020 года умер Зиновий Сагалов – харьковский драматург, перебравшийся в 2001-м в Аугсбург и основавший там театр «Lesedrama» («Драма для чтения», понятно). Из чего не следует, что пьесы Сагалова только зачитывали – к примеру, в 2013-м «Полёты с ангелом (Шагал)» поставил в Москве С.Юрский (и не только поставил, но сыграл 9 ролей). На вопрос «Почему вы так заинтересовались этой пьесой?» Юрский ответил: «я её должен был поставить, потому что с ней мы можем предъявить нечто новое по содержанию, по форме и по театральному мышлению» (https://aif.ru/culture/person/sergey_yurskiy_spektakl_polety_s_angelom_samyy_slozhnyy_v_moey_zhizni). Возможно, так и было, судить не вправе, поскольку не видели и не читали.

11 сентября 2020 года умер Роже Анри Бланшарель (Роже Карель). Помните, кто изготовил смертоносный аксессуар для предполагаемого киллера в фильме «Укол зонтиком»? Вот он, двойной игрок Сальваторе Боззони – https://my.mail.ru/mail/ak65a/video/_myvideo/145.html (с 39-й минуты). А в недублированной версии можно расслышать, что мастер на все руки говорит голосом анимационного Астерикса – понятно, это тоже работа Кареля. И ещё в послужном списке актёра – «Украли бедро Юпитера», «Убийственное лето»... И весьма приметная роль Комиссара Компана в «Вендетте по-корсикански» – https://www.youtube.com/watch?v=taNiwclQIzA (с 4-й минуты) .
Понятно, экранных ролей было гораздо больше. И на сцене тоже сыграно немало, но этого мы видеть не могли.
Р.Карель (Р.А.Бланшарель), 14.08.1927 – 11.09.2020


14 сентября 2020 года умерла Хамдуна Тимергалиева – «однозначно, легенда татарской эстрады. За свою карьеру она исполнила около 1000 песен, многие из которых были ранее неизвестны, но Тимергалиева, будучи собирателем фольклора, открыла их для большой сцены» (https://mkset.ru/news/society/14-09-2020/uhodit-epoha-kollegi-o-smerti-temirgalievoy-tak-i-ne-poluchivshey-nagrad-bashkirii).
«иногда говорила, что у нее болит сердце, но о смерти она не думала. У нее было слишком много планов. До конца года в графике стояло 40 концертов» (https://kazanfirst.ru/articles/528040).
Поёт Хамдуна Тимергалиева – https://www.youtube.com/watch?v=6uVfhX8XWkY, https://www.youtube.com/watch?v=jISvvigr0g0.

15 сентября 2020 года умерла Инна Кузьменко. «В Курском театре Инна Петровна служила – 40 лет... Одна из первых ролей – роль Серафины в «Татуированной розе» Т.Уильямса сразу запомнилась зрителям... Творческими удачами стали: Валентина – «Звезды на утреннем небе» А.Галина, Круглова – «Не всё коту масленица» А.Островского, Живка – «Госпожа министерша» Б.Нушича, Клементина – «Фортуна Лебреша» Л.Вернейля, Бабушка – «Деревья умирают стоя» А.Касоны, Сара Бернар – «Смех лангусты» Д.Маррела, Памела – «Как бы нам пришить старушку...» Д.Патрика... Только на Курской сцене ею сыграно более 80 ролей» (https://vk.com/wall-13282256_7576?w=wall-129999761_7038).
Оговорка «Только на Курской сцене» не случайна – до этого были Томск (театральная студия, с которой всё началось), Красноярск, Канск, снова Томск (Театр драмы), Пенза, Уфа, Вологда... Роли, роли, роли, начиная со студийной «Фабричной девчонки». Всего этого могло и не быть, если бы когда-то будущая актриса поступила в Курский педагогический. Юная Кузьменко ещё не знала, что Курск ждёт её в совсем другой роли. Точнее, в ролях.
В кино и на ТВ актриса не снималась.
И.П.Кузьменко, 26.05.1938 – 15.09.2020


15 сентября 2020 года умер Валентин Непомнящий – последний, наверное, пушкинист XIX века. Один из нас в школе слушал его лекции; Непомнящий казался человеком другой эпохи; по паспорту ему было едва за 35, но порой казалось, что где-то в уголке прячется машина времени, только что доставившая его сюда, к нам. Много позже, в 2008-м, он сам отчасти объяснит такое ощущение: «язык – это такая стихия, войдя в которую, непременно меняешься сам».
В XXI веке ему стало совсем неуютно. «Самое животрепещущее в поэме [«Медный всадник »] сегодня, мне кажется, – проблема того, что называется прогрессом: техническим, индустриальным, научным. Проблема цивилизации как проявления могущества и самонадеянности человека, стремящегося весь мир приспособить к своим целям, нуждам, удобствам и прихотям. В «идеале» мы стремимся к тому, чтобы из природы, из мира, из Творения сделать тряпку для вытирания ног» (http://www.expert.ru/printissues/expert/2007/35/interview_nepomnyaschiy/).
А год спустя добавит: «если мы потеряем традиции преемственности классической русской литературы, если наследие великих авторов XIX века будет сложено в сундук и благополучно забыто, тогда – прощай, Россия. Тогда наша традиционная ментальность буквально за два поколения изменится настолько, что это будет уже совсем другая страна. Которая мне, честно говоря, малоинтересна». И печально подытожит: «Мне не Пушкина сейчас жалко. Безумно жалко людей, которые растут и живут без него» (https://foma.ru/pushkin.html).
Полвека назад мы тоже, конечно, были «племенем незнакомым». Но хотя бы понимали, о чём разговор.

15 сентября 2020 года умер Мусса Траоре, бывший малийский лидер. «Траоре пришел к власти в 1968 году в результате военного переворота против Модибо Кейта, первого демократически избранного лидера Мали с момента обретения независимости от Франции восемь лет назад.
Президент
[Траоре по ходу дважды побеждал на выборах] правил до 1991 года, когда сам был свергнут в результате военного переворота. Его правление характеризовалось грубыми нарушениями прав человека.
Траоре дважды пережил смертную казнь за убийство 106 демонстрантов и хищение денег. Оба приговора были заменены пожизненным заключением. В 2002 году он был амнистирован и продолжал играть важную роль в политической жизни Мали
» (https://www.nachedeu.com/%D0%B1%D1%8B%D0%B2%D1%88%D0%B8%D0%B9-%D0%B4%D0%B8%D0%BA%D1%82%D0%B0%D1%82%D0%BE%D1%80-%D0%BC%D1%83%D1%81%D0%B0-%D0%BC%D1%83%D1%81%D1%81%D0%B0-%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BE%D1%80%D0%B5-%D1%81%D0%BA%D0%BE/).
Резонный вопрос: привело ли свержение Траоре к процветанию Мали или хотя бы к решению накопившихся вопросов? Ответ однозначен: нет, не привело, попытки преемников (избранных президентов и военных хунт) серьёзных успехов не принесли – в том числе и потому, что вопросы эти слишком долго накапливались. Но если бы всё продолжало так откровенно разворовываться ещё 10, 20 или 30 лет – срок гипотетического выздоровления страны вряд ли сократился бы.

16 сентября 2020 года погиб (по официальной версии, покончил с собой) националист Максим МарцинкевичТесак»). «По данным адвоката, Марцинкевича заставляли подписать явки с повинной за убийства. «девятого числа у него был адвокат в Новосибирске, которому он сказал, что его последние три месяца пытали, заставляли подписать какие-то явки с повинной по убийствам в Москве 90-х годов. Я думаю, что это всё звенья одной цепи. Необходимо проверять. У меня очень серьезные сомнения по поводу того, что он сделал это сам», – говорится в сообщении. Ранее Марцинкевич, отбывавший 10-летний срок в колонии строгого режима, был найден мертвым в одиночной камере. По предварительным данным он покончил с собой при помощи одноразового бритвенного станка.
У меня нет ни малейших симпатий к Тесаку и к его человеконенавистнической идеологии, но с пытками в нашей стране давно надо что-то делать, потому что это угроза для всего общества, а государство, к сожалению, ничего не делает для искоренения пыток. Неважно, каких человек убеждений и что он совершил – пытки должны быть под абсолютным запретом
» (Н.Подосокорский, https://www.facebook.com/podosokorskiy/posts/4820673847950248).
Безусловно, должна быть тщательная, объективная, максимально открытая проверка всех обстоятельств гибели Тесака. Но пока – тишина. Гробовая, извините за каламбур.

16 сентября 2020 года умер кинохудожник Алексей Левченко. «Чёрная курица, или Подземные жители», «Храни меня, мой талисман», «Одинокая женщина желает познакомиться», «Урга – территория любви», «Это мы, Господи!», «Восток – Запад»... Очень разные фильмы; объединяет их, по сути, лишь общий художник – Алексей Левченко.

16 сентября 2020 года умер Энрике Ирасоки. Экономист (по крайней мере, дипломированный), профессор литературы, шахматный арбитр... но главная его роль сыграна в 19 лет – Иисус в фильме Пазолини «Евангелие от Матфея».
Вспомним – https://www.youtube.com/watch?v=SsAJVBRC8R0 (с 26-й минуты).
Э.Ирасоки, 05.07.1944 – 16.09.2020


16 сентября 2020 года умер Уинстон Фрэнсис Грум. Он воевал во Вьетнаме, и с этой дурной войной так или иначе связаны сюжеты его романов – «Времена лучше этих», «Как умирает лето» и знаменитого «Форрест Гамп». Фильм «Форрест Гамп» знают, наверное, все, но экранизирован и ранний роман Грума «На склоне лет». Собственно, и «Как умирает лето», и «На склоне лет» – попытки перевести на русский труднопереводимое «As Summers Die».
Лето-2020 умерло ненамного раньше, чем автор «Форрест Гамп»...

17 сентября 2020 года умер Пётр Козец, главный режиссёр Амурского театра кукол (с 1988 года). «Козец поставил более ста спектаклей, среди которых «Ханума», «Любознательный слоненок», «Раз – ромашка, два – ромашка», «Снегуркина школа», «Сэмбо», «По щучьему велению», «Золушка», «Черно-белые метаморфозы», «Золотой цыпленок». Поставил первый теневой спектакль «Сказки феи». Самые яркие постановки Амурского театра кукол завоевывали призы международных и региональных фестивалей кукольных театров: «Байкальское кольцо», «Театры кукол Сибири», «Комсомольск сказочный».
Артист сыграл ведущие роли в 25 спектаклях. «Золотой цыпленок», в котором он исполнил роль Волка, стал лауреатом премии в области литературы и искусства Амурской области в 1995 году
...» (https://www.amur.life/people/2020/09/17/skonchalsya-glavnyy-rezhisser-amurskogo-oblastnogo-teatra-kukol-zasluzhennyy-artist-rf-petr-kozec).
«Он и спектакли ставил добрые, яркие, красивые, которые учили добру, справедливости, пробуждали светлые чувства у детей, и им хотелось вновь прийти в театр. И они возвращались со своими родителями, снова и снова всей семьей, и все эти годы, которые Петр Александрович провел в театре, так и было. Сюда приходили все новые поколения жителей города...» (А.Калягин, http://stdrf.ru/news/2963/).

18 сентября 2020 года умер Стивен Фрэнд Коэн. В доперестроечные времена советологов у нас не различали, все они скопом считались персонами нот грата; дифференцировать по цвету штанов стали во второй половине 1980-х, и Стивен Фрэнд попал в друзья Горбачёва. Ельцина Коэн (как и некоторые другие друзья Горбачёва) невзлюбил сразу, а при Путине почти вернул «перестроечный» статус: «один из наиболее интересных и, в хорошем смысле, независимых американских учёных, советолог и друг нашей страны» (https://jpgazeta.ru/vrag-moj-drug-moj-na-smert-professora-stivena-koena/). Сравните: «В США умер историк Стивен Коэн. Он верил в социализм, боролся за сближение России и Америки, а в конце жизни стал любимцем путинской пропаганды» (https://meduza.io/feature/2020/09/23/v-ssha-umer-istorik-stiven-koen-on-veril-v-sotsializm-borolsya-za-sblizhenie-rossii-i-ameriki-a-v-kontse-zhizni-stal-lyubimtsem-putinskoy-propagandy).
И ещё с «Медузы». Коэн считал, что «советский социализм может быть привлекательным, а проблема СССР не в самой левой идее, а в способе ее воплощения. Идеи Бухарина Коэн рассматривал как альтернативу сталинскому пониманию социализма». Не будем касаться сути вопроса, но отметим: есть реальная история, а есть альтернативная; что изучать будем?

19 сентября 2020 года погиб артист Рязанского областного музыкального театра Игорь Корнейчук. «Игорь Александрович обладал лирическим баритоном приятного тембра. В составе хора театра участвовал во всех концертах и спектаклях... Зрителям Игорь Александрович особо запомнился в ролях Ронсдорфа («Королева чардаша»), Старого цыгана («Цыганский барон»), Разбойника («Снежная королева»), Папы Карло («Следствие ведет Снеговик»), Короля («Приключения Кота в Сапогах»), Редактора («12 стульев») и др.» (https://vk.com/wall-139604496_2826).
И.А.Корнейчук, 10.04.1966 – 19.09.2020


19 сентября 2020 года умер Михаил Борисов. «Большинство россиян запомнили его как ведущего программы «Русское лото», однако творческая карьера артиста не ограничивалась одними телерозыгрышами» (https://aif.ru/culture/person/chem_zanimalsya_mihail_borisov_krome_russkogo_loto). Благо, помимо большинства, существует меньшинство, которое знает Борисова как режиссёра (ставил Тирсо де Молину, Сухово-Кобылина, Булгакова и, как минимум, трёх авторов на «О» – Островского, Оффенбаха и Оруэлла), как актёра (снимался и в фильмах, и в сериалах), а главное – как театрального педагога, учителя, о котором тепло и благодарно вспоминают его многочисленные ученики-щукинцы.
«Ужасная потеря... Мы все, Ваши ученики, осиротели...» (Н.Гришаева).
«Ещё один наш учитель ушел... Никто так не разбирал пьесы, как он!!!! Очень многому научил всех нас в театральном институте!!!!» (А.Олешко).
И ещё. «Он хотел играть. Он все мне повторял: „Не забудь, я актер. И неплохой актер„» (Р.Туминас, https://aif.ru/culture/person/my_vse_vashi_ucheniki_osiroteli_kollegi_o_mihaile_borisove).
Такое вот Русское лото...
М.Б.Борисов, 08.02.1949 – 19.09.2020


19 сентября 2020 года умер Владимир Чуприков. О его экранной востребованности говорит простой факт: 17 верхних строчек в фильмографии актёра на kino-teatr.ru занимают работы с пометкой «в производстве». Чуприков снимался много – в том числе в сериалах, начиная с давних «Михайло Ломоносова» и «Привала странников»; обычно вспоминают «Возвращение Мухтара», «Папиных дочек», «Час Волкова», «Сеть», «Трюкачей», «Молодёжку»... И, конечно, Хрущёва – актёр был признанным исполнителем этой роли, почти штатным («Сталин.Live», «Вольф Мессинг», «Гагарин. Первый в космосе», «Берия. Проигрыш», «Чёрная кошка»...) Всё так, но... Из нашего поста 2011 года: «Если говорить о спектаклях с ролями в старинном понимании этого слова, из актёров, которых довелось увидеть, больше всего понравился В.Чуприков в «Икотке»» (https://dik-dikij.livejournal.com/873733.html). Рискнём утверждать: генетически Владимир был театральным актёром – с энергетикой, «заточенной» именно под сцену. Но сложилось так, как сложилось: после РАМТа, где о нём не забыли («Владимир Олегович окончил Студию при Центральном Детском театре в 1988 году и сразу был принят в труппу театра. Сыграл в "Бане", "Димке-невидимке", во "Сне с продолжением", в легендарной "Ловушке № 46..." – служил в РАМТе с 1988 по 2000 год», https://www.facebook.com/teatramt/posts/4797416350276496/) были, по сути, только отдельные проекты – и всё.
Впрочем, нет, не совсем. Была ещё учёба на режиссёра в «Щуке»; Чуприков успел поставить, как минимум, один спектакль – «Мой внук Вениамин». Из отзыва в ЖЖ: «Действие второе, Картина десятая... В этой сцене Витя, старорежимно выражаясь, соблазняет Сонечку (или они соблазняют друг друга, не суть). У Улицкой тут – киношный монтаж, разрыв действия:.. Что произошло, пока играла музыка, догадаться легко – тем более, Сонечка в результате забеременела, а народ, как правило, в курсе, что детей (включая будущего Вениамина) не в капусте находят. Впрочем, как сказать – в спектакле сцена строится именно вокруг капустного кочана: Витя приходит, когда Сонечка собирается варить щи, и в руках у неё – кочан; далее начинается танец троих (Витя, Сонечка и кочан)... всё, зачатие Вениамина мы, можно считать, видели собственными глазами, и трудно не оценить театральное изящество, с которым это показано.
Существенно, что эта сцена не «вываливается» из спектакля, она органично в него вписана и соответствует общему ритмическому рисунку (кстати, рисунок в основном выдержан, что и отличает спектакль от набора мизансцен)
» (https://dik-dikij.livejournal.com/1400002.html).
Чуприков работал на износ. Сердце не выдержало.
А здесь он совсем молодой, до Хрущёва ещё далеко; назидательная короткометражка «Одни, без ангелов» (1985 год) – https://ok.ru/video/1871632534136 (старшеклассник Васильев, со 2-й минуты).
В.О.Чуприков, 24.07.1964 – 19.09.2020


19 сентября 2020 года умер Ли Керслейк, основной (хотя и не самый первый) барабанщик Uriah Heep. «Наверное, это свобода и фантазия. Внимание к нюансам, к живому звуку, какое-то физическое неумение играть скучно и однообразно. Квинтэссенция этой свободы – в инструментальной части заглавной вещи с «The Magician's Birthday», когда Мик и Ли, думая, как продолжить вещь после первой части, просто пошли в студию (возможно, приняв немного чего погорячее) и выдали феерический джем – битву двух волшебников, в роли которых гитара и ударные. Всё вышло идеально с первого дубля... Очень важно, что Ли – это не просто барабанщик, а барабанщик поющий, без которого не звучали бы так хорошо фирменные хиповские раскладки по нескольким голосам...» (http://inrock.ru/articles/lee_kerslake_rip_2020).

И только ленивый не отметил, что учитель (худрук режиссёрского курса в «Щуке» Борисов) и ученик (Чуприков) умерли в один день...
Subscribe

  • Доживём до ...?

    Алексей Битов (poziloy) Давно ничего не писал на ковидную тему. Избегал, ибо бессмысленно: никакая логика никого ни в чём не убеждает, а…

  • Год назад: 2020, 20 – 31 октября

    dik_dikij и poziloy До конца дурацкого года оставалось ещё 2 месяца... 20 октября 2020 года умер Валерий Мелешин. « После окончания в 1977 г.…

  • Из зрительного зала

    Алексей Битов (poziloy) «Васса» (I вариант), Театральный особняк Журнал «ДрамТеатр», № 4 (2021 год), стр.239 Текст опять же дублирую под катом.…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments