dik_dikij (dik_dikij) wrote,
dik_dikij
dik_dikij

Categories:

Год назад: 2020, 1 – 7 сентября

dik_dikij и poziloy

Воспоминания вслед. В первый день прошлой осени ушли Крапивин, Клюев и Печерникова. А закончилась та первая неделя смертью Колтакова. Этими 7 печальными днями мы решили на сегодня ограничиться.

1 сентября 2020 года умер Владислав Крапивин. Классик детской литературы, он не врывался в неё под барабанный бой, не старался обратить на себя внимание, никуда не спешил, ничего не штурмовал. Он как бы материализовался – будто был там всегда, вместе с «Мальчиком со шпагой» и другими своими книжками, просто раньше мы этого не замечали.
О нём много написали и напишут ещё, а мы хотели бы услышать его самого. В 2010–2013 годах Крапивин «дистанционно» отвечал на вопросы своих разновозрастных читателей – не только о литературе (https://skarb-papcha.ru/ru/ostrova-komandora/vopros-komandoru.html).
Без литературы, конечно, не обошлось: «Когда я сочиняю для книги "приключения" (а точнее события, развивающие сюжет), думаю прежде всего не о том, чтобы поразить читателя какими-то необычными существами, удивительными мирами, хитроумным оружием или свойствами человеческого организма. В этом смысле придумать что-то новое сейчас в литературе уже трудно. И не в том задача. Главное: человеческие отношения и в иных галактиках, и на нашей матушке-планете... Думай больше не о бластерах нового образца, а о характерах своих героев, тогда что-нибудь получится».
О грустном: «что касается дельфинов, я думаю, что при определенных условиях они могли бы заменить людей. Особенно, когда вижу, сколько среди этих чудесных животных умниц и сколько среди людей дураков».
И об очень грустном. Вопрос: «бывший министр образования Фурсов [Фурсенко, сделавший кофе двуполым] заявил, что "мы хотим вырастить потребителя, а не творца", а нынешний, министр Ливанов, говорит что стране "не нужно столько граждан с образованием выше среднего". А вы как считаете?» Ответ Крапивина: «Я считаю, что, чем больше граждан с высшим образованием, тем лучше для страны. Ведь такое образование укрепляет не только профессиональный уровень, но и повышает общую культуру, формируют понятия о нравственности.
А выращивать потребителей не надо, они в большом количестве вырастают сами собой. В отличие от творцов
…». С первой частью ответа можно и поспорить (давно уже под высшим образованием подразумевается не столько получение каких-то знаний, сколько обретение диплома), но вот вторая часть, насчёт потребителей... нынешним менеджерам этого понять не дано, но запомнить стоило бы.
И последнее – совсем, казалось бы, не в тему. Вопрос: «Где проходит граница, после которой недовольство чиновниками своей страны, казнокрадами и взяточникам, становится предательством? И в чем это, эта грань выражается? Извините, если мой вопрос покажется вам каким-то неуместным. Но это действительно мне важно знать». Ответ: «Я не понимаю, почему недовольство чиновниками, казнокрадство(м) и взяточничество(м) может превратиться в предательство. Предательство – это когда люди воруют и берут взятки, а если кто-то возмущается этим, что здесь плохого? И никакой границы для этого возмущения быть не может».

1 сентября 2020 года умер Борис Клюев. Из некрологов: «Звезда сериала "Воронины"» (Николай Петрович, «Египетская сила»), «Лучший Майкрофт Холмс». Иногда добавляют Графа Рошфора и злодея-шпиона Трианона. Реже, как водится, вспоминают про Малый театр – главную, как ни крути, страницу жизни актёра и преподавателя «Щепки», которого добрым словом вспоминают его ученики. 50 лет стажа – юбилей отметили в прошлом сезоне, последнем для Клюева.
В 1970-м он выходил в массовке «Маскарада», а в 2014-м стал Арбениным. Кудряш и Молчалин, Муров и Де Гиш, Крутицкий и Маттиас Клаузен... Граф Альмавива в «Преступной матери», Князь Шуйский в «Царе Иоанне Грозном», Король Людовик в «Кабале святош»... «Как замечал сам Борис Владимирович, ему “никогда не сыграть председателя колхоза”. Однако роли “благородных негодяев” и “тайных недоброжелателей”, щедро сдобренные присущим артисту отрицательным обаянием, стали своего рода визитной карточкой Бориса Клюева» (https://www.maly.ru/people?name=KluevB). И галерея генералов, конечно, включая отставных.
«На всякого мудреца довольно простоты», телеверсия спектакля Малого театра, 2008 год – https://my.mail.ru/mail/margoshahomyak/video/63/1739.html (Крутицкий, с 37-й минуты).
Б.В.Клюев, 13.07.1944 – 01.09.2020


1 сентября 2020 года умерла Ирина Печерникова. Конечно, все помнят Наталью Сергеевну, молодую «англичанку» из «Доживём до понедельника»; Печерникова, как отметили многие, умерла накануне своего 75-летия, во вторник. А после того «Понедельника» (как бы начального) были ведь и другие фильмы, другие роли, большие и маленькие: Зинаида в «Первой любви» (почти в одно время с Натальей Сергеевной, премьеры прошли с разницей в 3,5 месяца), Рита («Города и годы»), Мария Васильевна («Два капитана»), Луиза де Кавеньяк («Сказ про то, как царь Пётр арапа женил»)... Телеспектакли – «Мартин Иден» (Руфь), эфросовские «Страницы журнала Печорина» (Княжна Мери)...
А самое главное – экранные роли не были главным для Печерниковой: «В кино тебя должны позвать. А театр – это твое место, твой дом». Складывалось по-всякому, но были и Аманда Бежар (у Эфроса в Ленкоме, в очередь с О.Яковлевой), Танька (Гончаров, Маяковка, «Два товарища»), роли в Малом (от Корделии до Зои Окоёмовой в «Красавце-мужчине»)... Но потом всегда что-то происходило, либо в театре, либо в жизни самой актрисы: изгнание Эфроса, переезд к мужу-поляку, смерть Царёва и уход Львова-Анохина. «У меня вся жизнь косолапая, бьет меня безжалостно, но и дарует много» (https://web.archive.org/web/20160304192604/http://video.ru/interview/entry/193).
«Мой серебряный шар. Ирина Печерникова» – https://www.youtube.com/watch?v=EhYhAvAe_-8.
«Предлагаемые обстоятельства» – разве они только на сцене? «Если ты не можешь изменить обстоятельства, измени отношение к ним» (Ирина Печерникова).
И.В.Печерникова, 02.09.1945 – 01.09.2020


1 сентября 2020 года умер Олег Миронов, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации («конституционный омбудсмен») в 1998–2004 годах.

1 сентября 2020 года умер Джон Саркис Наджарян, «Армянский «отец» американской трансплантологии... На протяжении четырех десятилетий он провел бесчисленное количество операций по пересадке органов. При этом он почти в одиночку развил практику трансплантации органов до того, что можно сегодня считать обычной процедурой». В 1995-м «он вместе с коллегой был обвинен в продаже антилимфоцитарного глобулина (АЛГ) – иммунной сыворотки, в состав которой входят антитела, подавляющие лимфоцитарную активность. Врача обвинили в том, что он не уведомил своих пациентах о побочных эффектах ее использования. Но позже Наджарян был оправдан» (https://rusarminfo.ru/2019/03/16/armyanskij-otec-amerikanskoj-transplantacii-dzhon-nadzharyan/).

2 сентября 2020 года умер Канг Кек Иеу, он же «товарищ Дуч» (или Дач), профессиональный преподаватель математики, один из самых омерзительных полпотовских палачей. «Дуч умер глубокой ночью 2 сентября в больнице Khmer Soviet Friendship, куда его перевели из тюрьмы, уточнил представитель трибунала… Канг Кек Иеу руководил секретной тюрьмой S-21, обустроенной кхмерами в здании школы Туол Сленг в Пномпене. Через эту тюрьму прошли, по разным данным, от 15 000 до 17 000 человек, большинство из которых под пытками признались в мнимых преступлениях и были убиты. Узники погибали от ран, от учебных хирургических операций, проводившихся без наркоза, или их забивала бригада палачей... Дуча арестовали в марте 1999 года [он скрывался 20 лет и был случайно опознан британским фотографом]. Трибунал, созданный при поддержке ООН, в 2010 году, признал его виновным в преступлениях против человечности, и приговорил к 30 годам тюрьмы.
Канг Кек Иеу обжаловал это решение, и в 2012 году трибунал назначил ему пожизненный срок. На процессе он сначала признал вину как руководитель S-21, но в ходе апелляции начал говорить, что только выполнял приказы
» (https://www.interfax.ru/world/724179).
Сколько верёвочка ни вейся...

3 сентября 2020 года умер французский актёр Жан-Франсуа Порон. В кино он сыграл Андрия Бульбу («Тарас Бульба, казак» и «Сын Тараса Бульбы»), а также Амбруаза Паре, Бомарше и Герцога Энгиенского, на ТВ отметился в сериалах про комиссаров Наварро и Мегрэ (не в заглавных ролях), но узнаваем прежде всего по ролям в историко-приключенческих лентах с Ж.Маре – «Принцесса Клевская» (Герцог де Немур) и «Железная маска» (Людовик XIV и его брат-близнец), а также во франко-итало-немецком сериале «Граф Монте-Кристо» (Прокурор де Вильфор).
«Железная маска» – https://www.youtube.com/watch?v=q9qLKp9r8mM (в качестве «Маски», но без маски он промелькнёт на 1-й минуте, а всерьёз появится на 27-й).
Ж.-Ф.Порон, 06.05.1936 – 03.09.2020


3 сентября 2020 года умер кинооператор Анатолий Лапшов. «Это был профессионал своего дела... С 1976 года Анатолий Петрович работал оператором на «Ленфильме» где он снял множество достойных фильмов, которые помнит и любит зритель: «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона», «Господин оформитель», «Окно в Париж», «Единожды солгав» и многие другие. В последние годы Анатолий Петрович преподавал в Высшей школе режиссеров и сценаристов» (https://www.lenfilm.ru/news/2020/09/Pamyati_operatora_Anatoliya_Lapshova/).
Справедливости ради, отметим, что на «Приключениях Шерлока Холмса и доктора Ватсона» работали два оператора, Лапшов и Ю.Векслер. А список «сольных» операторских работ Лапшова охотно дополним фильмом «Фонтан».

3 сентября 2020 года умер Владислав Любый, директор-распорядитель РАМТа (1998–2000 годы), а затем просто директор (2000–2015). «Под его руководством в 2007 году театр выпустил грандиозную трилогию "Берег утопии", в 2010 году – 13 премьер совершенно разных стилей и жанров. Он стал инициатором Творческой лаборатории "Молодые режиссеры – детям", за идею и организацию которой был удостоен Международной театральной премии им. К.С.Станиславского в номинации "Театральное дело", и Всероссийского фестиваля "Колесо", который РАМТ с 2009 года проводит совместно с Союзом театральных деятелей» (https://ramt.ru/news/news-1091/#.X2UraItn2M8).
В фольклор РАМТа вошёл исторический приказ: «Директором назначить Любого». Юмор по нынешним временам вдвойне печальный.

4 сентября 2020 года умерла Леони Жюлиана Коореман, она же Анни Корди, бельгийская певица и французская актриса. «По данным телеканала RTBF, Корди была «несомненно одной из первых бельгиек, добившейся успеха во Франции, но, несмотря на этот, она никогда не отказывалась от своих бельгийских корней». Корди записала более 700 песен и сыграла в 20-ти мюзиклах, в 40-ка художественных фильмах, а также 30-ти сериалах и телефильмах, десятке пьес. Более 5 млн альбомов и синглов было продано с ее записями.
В 2004 году бельгийский король Альберт II пожаловал Корди титул баронессы
» (https://www.mk.ru/incident/2020/09/05/vo-francii-umerla-belgiyskaya-pevica-i-aktrisa-anni-kordi.html). Впрочем, если быть точным, баронессой стала всё-таки Коореман. Зато актриса Корди снималась у Р.Клемана и К.Шаброля, дебютировала в фильме с Э.Пиаф («Грохот над Парижем», 1953 год), а позже встречалась на съёмочной площадке с Бурвилем и де Фюнесом, М.Шевалье и Ш.Азнавуром, Ч.Бронсоном и Ж.Габеном, А.Делоном и почётным удмуртом Ж.Депардье.
«Пассажир дождя» – https://ok.ru/video/228435298968 (Жюльетт, мать главной героини, с 4-й минуты)
А.Корди (Л.Ж.Коореман), 16.06.1928 – 04.09.2020


4 сентября 2020 года умер Михаил Лопаткин, экс-директор «Кижей» (1984–1988, 1991–1998) и Соловецкого музея-заповедника (2000–2009). «Он был жёстким руководителем, но его поступки вызывали уважение. Он придумывал глобальные проекты и быстро проводил их в жизнь. Для многих сегодняшних музейщиков, как и для меня, Михаил Васильевич был настоящим учителем. Он привлёк сюда первое нормальное государственное финансирование, сделал музей главным предприятием острова, начал масштабную реставрацию, реорганизовал работу музея, открыл целый ряд новых экспозиций, дал работу сотне людей... Соловкам повезло, что у них был Лопаткин» (https://kodola.livejournal.com/1359404.html).
И о «Кижах». Лопаткин «руководил музеем в самые сложные годы. При Михаиле Васильевиче в середине 80-х годов прошлого века музей инициировал всероссийское обсуждение проблем сохранения Преображенской церкви, в результате которого был отклонен проект полной переборки памятника» (http://kizhi.karelia.ru/info/about/pressrelease/2020/12350.html). Вот так.

5 сентября 2020 года умерла Александра Ливанская. Появившись на наших телеэкранах в середине 1980-х, «Она сразу запомнилась своей какой-то не телевизионной внешностью. Естественный румянец на щеках, простая прическа, ясные голубые глаза, немодельная фигура, ни грамма рисовки и звездного высокомерия – все было так просто и естественно, что она выглядела героиней своих историй из затерянных российских городков. И люди, которых она снимала, относились к ней, как к своей – девушке с соседней улицы» (https://www.mk.ru/social/2020/09/05/ne-stalo-zvezdy-provincialnykh-reportazhey.html). Можно и категоричнее: на смену железобетонным монстрам советского ТВ поспешали «новые люди», страшно гордые собственной смелостью. Да, конечно, были и исключения, но много ли? Но тем и другим, вместе и порознь, не хватало естественности. Ливанская была уникальна. Была.

5 сентября 2020 года умер чешский кинорежиссёр Иржи Менцель, обладатель «Оскара» за лучший фильм на иностранном языке («Поезда под пристальным наблюдением», 1968 год). А другие его работы брали главные призы в Карловых Варах («Капризное лето»), Берлине («Жаворонки на нити»), отмечены в Венеции и Сан-Себастьяне. Почти все фильмы Менцеля поставлены по книгам чешских писателей, а «Жизнь и необычайные приключения солдата Ивана Чонкина» – по роману В.Войновича, который писал отнюдь не по-чешски.

6 сентября 2020 года умер Станислав Легков, профессор кафедры хорового дирижирования Санкт-Петербургской консерватории.

7 сентября 2020 года умер Руслан Фиров, художественный руководитель Кабардинского государственного драматического театра имени Шогенцукова. «Выпускник Театрального училища им. Б.В.Щукина и Российской академии государственной службы при Президенте РФ, Р.Фиров занимал посты министра культуры КБР, министра курортов и туризма КБР, министра культуры и информационных коммуникаций КБР, был вице-премьером правительства Кабардино-Балкарии, возглавлял ГТРК «Кабардино-Балкария».
Но основным призванием и отдушиной Руслана Фирова был театр. Им были поставлены такие знаковые спектакли, как «Кукарача» и «Белые флаги» Н.Думбадзе, «Продавец дождя» Р.Нэша, «Орел и орлица» А.Толстого, «Громовой гул» М.Лохвицкого, «Тяжкий путь» А.Теппеева и другие. За спектакль «Орел и орлица» он был удостоен премии правительства России»
» (http://kbrria.ru/lyudi/ushel-iz-zhizni-ruslan-firov-37148).
На экране Фиров сыграл отнюдь не последние роли в нескольких боевиках, снятых в 1980-е («По следам Карабаира», «Кольцо старого шейха», «Родные берега»). А в 2010-м – Казболата (отца) в иорданском фильме «Черкес».
Одна из первых ролей, не боевик, «Лакумы по-чегемски» – https://www.youtube.com/watch?v=bnipyNfO6w0 (Заур, со 2-й минуты).
Р.Б.Фиров, 24.06.1951 – 07.09.2020


7 сентября 2020 года умер Сергей Колтаков. Общий язык с режиссёрами он находил далеко не всегда: «Я не терплю над собой ни малейшего повелевания, я не понимаю этого совершенно» (https://www.kp.ru/daily/217179/4283568/). Но вот, что говорят о нём режиссёры: «Сергей Михайлович снимался у меня в двух фильмах... – цитирует ТАСС слова режиссера Григория Константинопольского. – 18 августа он у меня снялся – был последний день съемочный в «Мертвых душах». Великий артист... Он уже во время съемок был тяжело болен, и об этом знали все. Но держался молодцом» (https://teatral-online.ru/news/27904/).
«это было уникальное дарование, я могу сказать. Сергей одарен был гениально» (С.Урсуляк, https://www.mk.ru/culture/2020/09/08/sergey-ursulyak-rasskazal-ob-umershem-aktere-sergee-koltakove.html).
«Он из тех редких великих артистов, которые кроме того, что умеют сыграть сам персонаж, обладают еще одним уникальным качеством – могут сыграть эпоху. Это могут единицы во всем мире» (Д.Иосифов, https://www.5-tv.ru/news/311140/mog-sygrat-epohu-rezisser-ekateriny-otom-kak-vybral-koltakova-narol-grafa-panina/).
Это – режиссёры, работавшие с Колтаковым на съёмочной площадке. Актёр снимался не так много, но запомнился – «Валентина», «Зеркало для героя», «Армавир»... Кстати, «Валентина» Г.Панфилова – экранный дебют Колтакова (https://www.youtube.com/watch?v=Sisso7zDS5g, Пашка, с 30-й минуты). А в новые времена – «в 2000-е начал играть на телевидении, причем сериалы выбирал неплохие, как минимум – запомнившиеся зрителям: «Дети Арбата», «Братья Карамазовы», «Пелагия и белый бульдог», «Обратная сторона Луны» [Упомянем ещё и сериал с грустным названием «Уходящая натура»]. В последние годы ему почему-то очень везло на роли исторических деятелей: в российско-британском «Ленинграде» он сыграл Жданова, в «Екатерине» – Никиту Панина, в «Пьяной фирме» – Ельцина, в «Светлане» – Сталина, в «Союзе спасения» – графа Мордвинова. Вскоре на экраны выйдет пышная историческая мелодрама «Серебряные коньки», где он сыграл одну из последних ролей – Дмитрия Менделеева». Самого Брежнева – нет, а вот актёра, играющего Генсека, сыграть довелось («Обратная сторона Луны»). А поскольку в нашей истории практически стёрлась разница между реальностью и виртуалом, добавим к этому списку Беню Крика («Искусство жить в Одессе»). Д'Артаньяна в списке нет. При чём тут д'Артаньян? Ну, как же! Из рассказов о юном Колтакове: «Сергей отправился в Москву, где запросто явился к Василию Шукшину, знакомому с его отцом. Правда, отцовское рекомендательное письмо где-то затерялось, но Шукшин, пообщавшись с юным земляком, сразу согласился помочь ему поступить во ВГИК» – ничего не напоминает, случайно? А вот и продолжение: «Колтакову показалось постыдным пользоваться протекцией и поступать «по блату»: отказавшись от мысли о ВГИКе, он отправился в ГИТИС, где никакого блата не было. И куда его, тем не менее, сразу приняли» (сошлёмся опять же на https://www.kp.ru/daily/217179/4283568/).
А как же театр? Маяковка, Театр Станиславского, МХТ... Колтаков почти везде был на первых ролях, но нигде так и не задержался. В том числе и потому, что «не терпел над собой ни малейшего повелевания». Или, как сказал он сам, «Господь, как в помойное ведро, напихал в меня всего. Вынести некому».
Телепередача «Мой герой. Сергей Колтаков» – https://www.youtube.com/watch?v=M5ahjO0xBf4. Понятно, в монологах актёрская природа берёт своё, но этим ведь Колтаков и интересен.
Он был не простым актёром. Совсем не ординарным. Актёр, которого мы потеряли.
С.М.Колтаков, 10.12.1955 – 07.09.2020


Пора брать паузу.
Subscribe

  • Вынужденное

    Алексей Битов (poziloy) Очень не хотелось снова писать про всю эту ковидно-вакцинную вакханалию, но деваться, повторю, некуда. Хотя прекрасно…

  • Мастер, Маргарита и немного футбола

    Алексей Битов (poziloy) « Смотреть матч по телевидению все равно, что изучать животное по скелету. Все вроде бы ясно, а теплого и трепетного…

  • 2021: 1 – 15 ноября

    dik_dikij и poziloy Юрий Клепиков, Геннадий Чихачёв, Виктор Коклюшкин и другие. 1 ноября 2021 года умер кинодраматург Юрий Клепиков – сценарист…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments