dik_dikij (dik_dikij) wrote,
dik_dikij
dik_dikij

Categories:

2021: 1 – 11 августа

dik_dikij и poziloy

За окном осень, а на нашем мемориальном календаре – только начало августа. Вдогонку.

1 августа 2021 года умер Ясен Засурский. С 1965 по 2007 год он был деканом журфака МГУ – по всей видимости, самым «долгоиграющим» деканом в нашей истории. Пришёл в самом начале брежневской поры, ушёл при Путине-2 (а президентом своего факультета оставался и при Путине-4). Ссор с властью избегал, но умел от любой власти дистанцироваться – при том, что профессия журналиста была и остаётся одной из самых идеологически скованных. И не вина Засурского в том, что наша журналистика (его словами) «не выдержала испытания свободой» – завалила экзамен, можно сказать.
«Можно долго спорить о том, какой уровень образования был на журфаке МГУ, нужно ли вообще учиться журналистике, кто должен эту журналистику преподавать – точно можно сказать одно, главное, что мы все чувствовали на журфаке Засурского – это магия. Магия самого места, его людей, и самого главного человека в этом месте – Засурского. И эта магия решала абсолютно все – не важно, на сколько пар ты сходил, писал сам рефераты или брал у старших курсов, на журфаке ты понимал главное – чего ты хочешь на самом деле» (В.Табак, https://www.pravmir.ru/zhurfak-kak-svoboda-yasen-zasurskij-v-vospominaniyah-studentov/).
В 2014 году издательство «Журналист» выпустило книгу бесед с Засурским и озаглавило её – «Человек-факультет». И название это ни у кого, судя по всему, не вызвало ни малейшего удивления.

1 августа 2021 года умер актёр Анатолий Рудаков. Он много снимался – более 100 экранных ролей; могло бы быть и больше, если бы во второй половине 1990-х не пришлось временно сменить профессию, чтобы прокормить семью. При этом, как пишут в некрологах, «У него не было главных ролей в известных фильмах, но сыгранные им второстепенные персонажи запоминались каждому зрителю» и «В фильмографии Анатолия Рудакова есть несколько главных ролей, однако ни одна из этих картин не снискала благосклонности критиков или большой популярности у зрителей». Конечно, намного более известны «Труффальдино из Бергамо», «Ярославна, королева Франции», «Трое в лодке, не считая собаки», «Питер Пэн», «Окно в Париж», где актёру доставались роли второго-третьего плана (отметим полковника Удиллака в киносказке «Не покидай»). И сериалы, само собой, причём самые разные – «В поисках капитана Гранта» (слуга Олбинет), «Жизнь Клима Самгина», «Конь белый», «Агент национальной безопасности», «Мастер и Маргарита» (гражданин Парчевский), «Преступление и наказание», «Улицы разбитых фонарей», «Шерлок Холмс» (инспектор Трейси). А вот в экранизациях русских сказок актёр почему-то не снимался, хотя по типажу прекрасно подходил на определённые роли.
«Шаг навстречу», 1975 год, одно из первых появлений актёра на экране – https://www.youtube.com/watch?v=cuazbnSMens (новелла «Свадебный марш», Серёга, с 45-й минуты).
А.Р.Рудаков, 24.07.1950 – 01.08.2021


2 августа 2021 года умер Олег (Ольгерд) Флянгольц. «Любителям рок-музыки он был известен как автор клипов групп «Алиса», Tequilajazzz, «ДДТ», «Колибри» и многих других... Флянгольц начал снимать клипы в начале 90-х годов. В основном он снимал видео для групп, вышедших из Ленинградского рок-клуба. Кроме того, он является режиссером музыкальных и художественных фильмов.
Наиболее тесно Олег сотрудничал с группой «Алиса». В 1995 году он снял для коллектива клип на песню «Белая невеста», а в 2003 – срежиссировал ролики «Родина» и «Небо славян».. В 2013 году Флянгольц снял документальный фильм «Алиса 30», приуроченный к юбилею коллектива... Кроме того, Олег является автором уникального фильма «Просто хочешь ты знать», снятого по мотивам песен Виктора Цоя. Премьера этой картины, в основе которой лежит видеоряд, созданный компьютерной графикой, состоялась в 2006 году.
В 2011 году Флянгольц получил главный приз фестиваля «Кинотавр» за картину «Безразличие». Фильм был снят на черно-белую пленку еще в 1989 году и надолго забыт автором. Лишь в 2010 году картина вышла на экраны
» (https://reproduktor.net/2021/08/umer-oleg-flyangolc-rezhisser-klipov-grupp-alisa-ddt-i-drugix/).

2 августа 2021 года в Киеве исчез (не вернулся с утренней пробежки) а на следующий день обнаружен повешенным в Святошинском лесопарке белорусский оппозиционер-эмигрант Виталий Шишов, 1995 года рождения. Кто бы что ни думал по поводу этой трагедии, никто не может быть обвинён в преступлении, пока его вина не доказана. Но в том, что подозрения падают прежде всего на А.Лукашенко, никто не виноват, кроме самого Лукашенко. Тем более, если вспомнить недавний «воздушный подвиг» этого самого «Батьки».

4 августа 2021 года умер Александр Аравин. Он «В 1994 году дебютировал в качестве режиссера-постановщика полнометражным фильмом «Письма в прошлую жизнь».... режиссер телевизионных сериалов: «Московские окна», «Тайга. Курс выживания», «Лучший город земли», «Красная капелла», «Каменская 4», «Завтрашние заботы», «Завещание ночи», «Есть ли нам судьба…», «Последняя встреча», «Пираньи», «Команда восемь», «Лекарство против страха», «Доброе имя», «Розыгрыш», «Мачеха», «Каменное сердце», «Крылья», «Решение о ликвидации»» (https://unikino.ru/alexandr-aravin-rip/).

5 августа 2021 года умерла актриса Самарской драмы Людмила Федосеева. «В 1960 году, окончив театральную студию при Куйбышевском драматическом театре им. А.М.Горького, Людмила Федосеева была принята в труппу театра, где проработала почти 60 лет [не совсем так: на самом деле – 61 год]. За годы театральной службы актриса сыграла более 50 ролей, среди которых: Мисс Вилли ("Странная миссис Сэвидж" Дж.Патрика); Авдотья ("Дети Ванюшина" С.Найдёнова); Раиса ("Женитьба Бальзаминова" А.Островского); Нуйкина ("Мы, нижеподписавшиеся" А.Гельмана); Раиса Захаровна ("Любовь и голуби" В.Гуркина); Хлёстова ("Горе от ума" А.Грибоедова); Старуха ("Романс" ("Сад без земли") Л. Разумовской); Анфуса ("Волки и овцы" А. Островского); Софья Ивановна ("Пока она умирала" Н.Птушкиной); Мавра ("Душечка" по А.Чехову); Дорис ("С тобой и без тебя" А.Менчелла); Мелия ("Месье Амилькар, или Человек, который платит" И.Жамиака); Бабушка ("Алые паруса" А.Грина) и другие» (https://vk.com/wall-2053828_20575).
Там же, в комментариях: «Все мое детство прошло на ее спектаклях. А самый любимый, конечно, «Алые Паруса»! Какой нежной бабушкой Ассоль она была. Даже в таких небольших ролях она умела оставить след. Это редкий сорт людей и артистов, которым было, что сказать зрителю».
В кино актриса практически не снималась.
Л.В.Федосеева, 30.07.1938 – 05.08.2021


5 августа 2021 года умерла Ляля Боброва, актриса Театра «Ромэн». Лето-2021 безжалостно к цыганскому театру: ушли из жизни Пётр Деметр, Николай Сличенко, в августе – Боброва, а в последний день – Тамилла Агамирова.
«В театр Ляля Боброва была принята в 1956 году, в возрасте 17 лет... В главной роли молодая артистка впервые появилась в спектакле «Сломанный кнут» в роли Сарпы, которую блестяще сыграла... Роль юной и романтичной Зорицы в спектакле "Четыре жениха", затем роль волевой, красавицы Гранды, а потом Стефка – острохарактерная, комедийная роль в спектакле "Цвет вишни". Далее Девушка в образе Нищенки, Луны и Смерти в спектакле "Кровавая свадьба", где было использовано множество стихов Гарсиа Лорки, очень сложных для восприятия. По воспоминаниям зрителей, Ляля в этой роли была неподражаема. Она была настолько красива, что дух захватывало. Каждый жест, каждый поворот головы был наполнен особым смыслом. Она не играла роль, а совершала великое таинство. Сыграв более 40 ролей, Ляля Анатольевна, стала одной из ведущих актрис театра и признанным мастером сцены.
Ляля Анатольевна снялась в нескольких кинофильмах: «Ошибка Оноре де Бальзака», «Мой остров синий», «Чардаш Монти», «Чёрный жемчуг»
» (https://vk.com/wall-73478711_1649).
«Мой остров синий» (по спектаклю Театра «Ромэн» «Ты герой, я герой») – https://www.youtube.com/watch?v=U3YAJ8fJlxk (Анджелика, со 2-й минуты).
Л.А.Боброва, 02.03.1939 – 05.08.2021


5 августа 2021 года умерла Галина Короткевич. Через 13 дней ей исполнилось бы ровно 100; совсем недавно, 3 года назад, она ещё выходила на сцену. «В 2008 году специально для нее в театре был поставлен спектакль «Шесть блюд из одной курицы», в котором она играла много лет, поражая всех актерской игрой и физической формой: она по ходу действия вставала на шпагат» (худрук Театра Комиссаржевской В.Новиков, https://vk.com/wall-3460822_96904). Нетрудно подсчитать: в 2008-м актрисе исполнилось 87.
«Начало карьеры Галины Петровны Короткевич совпало с Великой Отечественной войной и обороной Ленинграда, когда она являлась участницей фронтовых бригад» (https://lenta.ru/news/2021/08/05/actress/). Множественное число («бригад») тут, скорее всего, лишнее: «Я только окончила первый курс Театрального института и оказалась в единственной тогда актерской фронтовой бригаде — там в основном были ребята со старших курсов, а меня взяли в нее, потому что я хорошо танцевала — я восемь лет занималась хореографией, еще в детстве» («“МК” в Питере», 23 февраля-2 марта 2011, см. https://www.teatrvfk.ru/istoriya-t/pamyat/korotkevich/).
А после войны был Новый театр, в котором Короткевич прослужила 15 лет; при ней он был переименован в Театр Ленсовета. «дебютом стала роль Софьи из “Горя от ума” Грибоедова. Но тут же пошли героини новых постановок Надежды Бромлей: Полинька в “Доходном месте” Островского, Нора в драме Ибсена “Кукольный дом”, принцесса Эболи в “Дон Карлосе” Шиллера. Нору за двенадцать лет жизни спектакля Короткевич сыграла больше 400 раз. Пришедший к руководству этим театром Н.П.Акимов точно так же занимал Галину Короткевич чуть ли не в каждой своей постановке. Самая первая из них – лирическая комедия Виктора Гусева “Весна в Москве”, выпущенная в июне 1952 года, вскоре была экранизирована и Галину Короткевич, исполнившую роль аспирантки-зазнайки Нади Ковровой, узнала вся страна...
С 1962 года началась новая большая жизнь Галины Короткевич в Театре имени В.Ф.Комиссаржевской. Начинала она в этом театре с драматической роли Лизы в пьесе М.Горького “Дети солнца”. Она переиграла порядочное число ведущих ролей в русской классике – в комедиях Островского, Тургенева, в инсценировках по Достоевскому, в значительных пьесах драматургов-современников – Л.Леонова, К.Симонова и В.Розова, в комедиях Е.Шварца
[Мачеха в «Золушке»], В.Шкваркина, Э.Брагинского, М.Смирновой и М.Крайндель, Б.Рацера и В.Константинова, в переводных пьесах Оскара Уайльда, Стефана Цвейга, Фридриха Дюрренматта, Жана Ануя. «Миллионерша» Бернарда Шоу с триумфальным успехом прошла около 800 раз» (https://www.teatrvfk.ru/istoriya-t/pamyat/korotkevich/).
А кино... «Да, меня мало снимали, видимо, я не киноактриса. Очевидно, не то выражение лица. Но как я могу жаловаться?» (Г.Короткевич, «“МК” в Питере»). И действительно, экранных ролей у актрисы – раз, два, и обчёлся (вместе с фильмами-спектаклями – чуть больше). Последнее появление на экране – как водится, в сериале.
«Улицы разбитых фонарей–8», серия «Черви – козыри» – https://www.youtube.com/watch?v=PtXAhiIqcSI (Баба Дуня, с 7-й минуты).
Отметим, что «не то выражение лица» не мешало при озвучке: голосом Короткевич говорит Марианна, героиня М.Назаровой в «Полосатом рейсе».
Г.П.Короткевич, 18.08.1921 – 05.08.2021


7 августа 2021 года умер Миша ван Хук. «По оценкам западных критиков, Миша Ван Хук входит в число лучших балетмейстеров Европы.
Уроженец Брюсселя, Миша ван Хук в 1960 году поступил в труппу Ролана Пети, затем снимался в кино и ставил хореографические номера для фильма Клода Лелюша "Болеро". Спустя два года Ван Хук перешел в знаменитый "Балет XX века" – труппу Мориса Бежара, в которой был ведущим солистом более 25 лет (в его репертуаре были "Весна священная", "Ромео и Джульетта", "Месса настоящему времени", "Симфония для одинокого мужчины", "Нижинский – божественный клоун", "Golestan", "Наш Фауст", "Парижская радость" и др.). С 1971 года Миша Ван Хук стал пробовать силы в качестве балетмейстера
» (http://www.arteria.ru/tanz_theater/left19.htm).
Но вот, что любопытно: в 2001-м ван Хук приезжал к нам со своим Ансамблем современного балета и показал два спектакля – «Невский проспект» (по мотивам петербургских повестей Гоголя) и «Пилигримы». Первый из них встретили достаточно сдержанно, второй не приняли от слова «совсем», а рецензент «Коммерсанта» и вовсе охарактеризовал его как «подобие утренника в воскресной школе» (https://www.kommersant.ru/doc/167337).
Конечно, с тех пор прошло 20 лет...

8 августа 2021 года умер от бытовых травм Игорь Регнер. Он «сыграл в огромном числе российских сериалов... переиграл в кино [и на ТВ] огромное количество бандитов и охранников... Снимался в картинах: «Китайский сервиз» ... «В круге первом», «Штрафбат», «Досье детектива Дубровского», «Сочинение ко Дню Победы» ... «Граффити» ... «Час Волкова», «Топтуны» ... «Романовы. Венценосная семья» ... «Маросейка, 12» ... «На углу у Патриарших-3», «Москва. Центральный округ» ... «Сармат»...» (https://www.kp.ru/putevoditel/serialy/interesno/chto-sluchilos-s-regnerom/). Между прочим, бандитами и охранниками не ограничивалось: были и капитан в «Китайском сервизе», и боцман Деревенько в «Романовых».
«Романовы. Венценосная семья» – https://www.youtube.com/watch?v=pNy4t3JIrD (с 20-й минуты).
И.А.Регнер, 07.01.1965 – 08.08.2021


9 августа 2021 года умер Сергей Ковалёв, в советские времена – правозащитник, а в 1994-95 годах – первый Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации. Классическая антитеза: «идеалист» – «реалист»; идеалисты далеко не всегда в ладах с реальностью, это – бесспорный факт. Ковалёв, безусловно, был человеком крайностей, и отклики на его смерть тоже переполнены крайностями: одни причисляют его чуть ли не к святым, другие отводят ему место в аду (забывая, что это решать не им). Трудно было найти взвешенный отзыв; вот, если угодно, один и немногих: «Даже самые яростные критики Ковалева никогда не ставили в упрек ему трусость. Бросить вызов советской системе – пусть не сталинскому, а брежневскому ее изводу, но все равно совсем не «вегетарианскому», – мог лишь человек не робкого десятка... Запоминается, как говорил Штирлиц, последняя фраза. И призыв Ковалева, адресованный блокированным в Грозном русским солдатам [сдаваться в плен], перечеркнул многие – а для некоторых даже все – светлые, без преувеличения героические страницы его биографии... иконообразный лик Сергея Адамовича, который рисуют сегодня иные комментаторы, хоть и согласуется с правилом «о мертвых либо хорошо, либо ничего», исторической правде соответствует мало. Во всяком случае той истине, которую разделяют большинство граждан нашей страны.
Однако столь же мало соответствуют ей заголовки типа «умер предатель России». Если уж эти господа намерены судить по столь суровому, гамбургскому счету, то к «предателям» уже тем более нужно отнести тех, кто воевал тогда против российских военных в Чечне. А это между прочим вся верхушка нынешнего чеченского руководства...
Мзды Ковалев не брал... В конце концов далеко не он один в те годы хотел как лучше, а получалось как всегда
...» (А.Камакин, https://www.business-gazeta.ru/article/518468).
А решать посмертную судьбу Ковалёва ... нет, не нам.

9 августа 2021 года умер Виктор Лихоносов. Кому-то покажется странным, но он был большим поклонником, можно сказать, чистой литературы («Музыка слова, и больше ничего! Но это и есть тайна литературы, искусства», http://www.naslednick.ru/articles/culture/culture_3278.html). Высоко ставил Паустовского и Бунина, ценил Ю.Казакова, а о любимцах столичной критики отзывался язвительно: «Нагибин, Трифонов писали, будто вели репортаж из Центрального дома литераторов» (там же). И ещё: «Почему я не принимаю роман Солженицына «Красное колесо»? Писатель весь влез в политику и не изобразил то, что исчезло навсегда... А объяснять что такое революция… Для этого есть историки, политики». В общем, «Многие произведения будто в какой-то колее находятся, они изначально помещены в прокрустово ложе тенденции, идеологии» (2012 год).
Из интервью 2004 года: «Всё у нас как-то крутится в пределах борьбы – общественной, политической, групповой... Нынче, кажется, никто толком никого не читает...» И печальное пророчество: «Цивилизация культуры навсегда покроется хозяйственным мусором» (http://old.lgz.ru/archives/html_arch/lg102004/Tetrad/art11_1.htm).

Лихоносов и Ковалёв стояли на диаметрально противоположных политических позициях. А умерли в один день.

9 августа 2021 года умерла Татьяна Жукова-Киртбая. «Блистательная, остро-харатерная актриса, одна из тех, кто определял лицо Таганки золотого века.
Она очень много играла у Любимова. Играть могла любую эпоху, кого угодно, везде была запредельно органична: от крестьянки 18 века ("Пугачев") до светской дамы на балу ("Товарищ, зверь!.." ) и от девочки-подростка (Галя Четвертак в "А зори здесь тихие...") и до глубокой старухи.
Старух играла смолоду и переиграла их много. Умение играть возраст, будучи молодым человеком – один из показателей не мастерства актёрского, нет, это опознавательный знак таланта...
Три ее роли я особенно любила: Жену торговца коврами в "Добром человеке..." - неповторимый был дуэт с Борисом Хмельницким; Катерину Ивановну в "Преступлении и наказании" и роль в новелле "Любовь" в спектакле "Надежды маленький оркестрик"
» (Э.Михалёва, https://www.facebook.com/ella.mihaleva/posts/4256319317780415).
Кино- (теле-) ролей у актрисы тоже немало, около сотни, а вот главных, как назло, ни одной. «Звезда оскароносного «Москва слезам не верит»» – это, мягко говоря, преувеличение, хотя именно героиня Жуковой (Полина, работница химчистки) произносит едва ли не самую известную фразу в фильме. Вот этот фрагмент – https://www.youtube.com/watch?v=xiFRFMOzcOM.
А в фильме «Приключения солдата Ивана Чонкина» актриса сыграла Бабу Дуню – такая вот своеобразная перекличка с Г.Короткевич. Впрочем, речь идёт совсем о другом, и персонажи абсолютно разные...
Т.И.Жукова-Киртбая, 24.10.1939 – 09.08.2021


9 августа 2021 года умерла Патриша Элма О'Коннелл-Хичкок. Понятно, все пути дочери прославленного режиссёра вели на съёмочную площадку, но актёрская карьера не задалась: то ли внешность не подходила ни под один голливудский стандарт, то ли фамилия повергала режиссёров и продюсеров в ужас. Как бы то ни было, едва перевалив за 30, дочь «короля ужасов» из кино ушла и работала только на ТВ. Но до этого успела сняться в нескольких фильмах, в том числе у своего отца. Правда, никогда не была на первых ролях; например, в «Психо» она сыграла Кэролайн, сослуживицу беглянки Мэрион.
«Психо» – https://my.mail.ru/mail/igorfigurin/video/7069/8225.html (с 8-й минуты).
П.Э.О'Коннелл (Хичкок), 07.07.1928 – 09.08.2021


11 августа 2021 года умерла Марица Запашная-старшая. Она выросла в цирковой семье, собственную карьеру начинала как исполнительница пластических этюдов, но вышла замуж за Вальтера Запашного и сменила специализацию – работала с хищниками. В 1985 году в Братиславе на неё напал один из «подопечных»: «300-килограммовый тигр навалился на меня, скальпировал, практически отгрыз руку, вырвал ногу... Остановка сердца и гангрена - это не самое страшное, что меня ожидало. Спасли чудом...» (https://www.trud.ru/article/01-12-2001/33643_pochti_smertelnyj_nomer.html). В тот раз она выжила и даже вернулась к работе...

Subscribe

  • 2021: 12 – 22 августа

    dik_dikij и poziloy Продолжаем свою припозднившуюся «летопись». 12 августа 2021 года умерла Уна Стаббс. « Стаббс в Британии была известна как…

  • Год назад: 2020, 8 – 19 сентября

    dik_dikij и poziloy Ещё 12 дней прошлой осени. 8 сентября 2020 года умерла Нафисет Айтекова-Жанэ. « В 1961 году пришла на работу в Краснодарский…

  • Год назад: 2020, 1 – 7 сентября

    dik_dikij и poziloy Воспоминания вслед. В первый день прошлой осени ушли Крапивин, Клюев и Печерникова. А закончилась та первая неделя смертью…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments