dik_dikij (dik_dikij) wrote,
dik_dikij
dik_dikij

Categories:

Памяти Ксении Драгунской

Алексей Битов (poziloy)

Она умерла вчера – насколько понимаю, неожиданно. В 55 лет.

«Все мальчишки – дураки». Не знаю, что написать. Попробую без особых эмоций. Без соплей, которых Ксения не любила.

Мы не были близко знакомы – скорее, шапочно; не удивительно, расхождений у нас хватало, но я всегда ей симпатизировал.

Объяснять природу симпатии – дело неблагодарное, но всё-таки попробую.

Во-первых, она была не только умной, но и ироничной. Редкость по нынешним временам, когда кругом море пафоса, а с юмором наряжёнка (похоже, не только у нас, но и повсюду).

Во-вторых, она умела слушать. Слушать и соглашаться – разные вещи (иногда и возразить-то нечего, а согласиться всё равно не получается). Сейчас аргументы чаще всего бессмысленны, их не хотят (и не умеют) слушать; всё, что не ложится в однажды усвоенную схему, сразу же отметается по принципу «этого не может быть потому, что не может быть никогда, и точка». Многие боятся услышать что-нибудь такое, от чего их вера вдруг пошатнётся. Драгунская не боялась.

И в-третьих (но не в последних!), она писала по-русски. Нынче всё больше пишут на других языках, будь то канцелярит, тусовочный воляпюк, язык газетных передовиц или трамвайных перебранок; последний, возможно, иногда годится для комедий положений, а любой из первых трёх не подходит ни для какой литературы (в частности, для драматургии). Не подходит от слова «совсем». Кстати, живость и остроумие диалогов в пьесах Драгунской отмечают даже её не очень-то большие поклонники – по крайней мере, некоторые из них. Тут тоже всё очевидно: персонажи Драгунской говорят на живом, нормальном разговорном русском, а не на языке Инстаграмма. И истерик по поводу и без оного эти персонажи не устраивают. Возможно, потому, что они живые, а если совать кипятильник в аквариум с живыми рыбками, получится уха. Другое дело – огнеупорные муляжи; этим никакой авторский кипятильник не страшен, на то и муляжи.

Понятно, не всё у Драгунской мне нравится (а как иначе?), да и в пределах драматургии её пьесы удерживаются не всегда, но и персонажи, и диалоги всё равно остаются живыми.

Самая большая, на мой взгляд, удача Драгунской – «Яблочный вор». Приходилось вести по этому поводу затяжные дискуссии, но продолжаю стоять на своём. Впрочем, так ли уж это существенно? О прозе Драгунской судить не рискну (читал мало), но практически в любой её пьесе есть, за что зацепиться.

Она была не просто дочерью знаменитого отца, но самостоятельным автором.

Покойтесь с миром, Ксения Викторовна!
Subscribe

  • 2021: 12 – 22 августа

    dik_dikij и poziloy Продолжаем свою припозднившуюся «летопись». 12 августа 2021 года умерла Уна Стаббс. « Стаббс в Британии была известна как…

  • Год назад: 2020, 8 – 19 сентября

    dik_dikij и poziloy Ещё 12 дней прошлой осени. 8 сентября 2020 года умерла Нафисет Айтекова-Жанэ. « В 1961 году пришла на работу в Краснодарский…

  • Год назад: 2020, 1 – 7 сентября

    dik_dikij и poziloy Воспоминания вслед. В первый день прошлой осени ушли Крапивин, Клюев и Печерникова. А закончилась та первая неделя смертью…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments