dik_dikij (dik_dikij) wrote,
dik_dikij
dik_dikij

Categories:

2021: 11 – 22 июня

dik_dikij и poziloy

Чуть больше, чем декада.

12 июня 2021 года умерла Елизавета Суриц, балетный критик и историк танца. «Елизавета Яковлевна была и остается едва ли не единственным представителем отечественного балетоведения с мировым именем. Однако ее научная карьера разворачивалась в эпоху до появления интернета, и потому ее главные труды и многочисленные статьи по большей части до сих пор не оцифрованы» (https://mus.academy/news/ne-stalo-elizavety-yakovlevny-surits?fbclid=IwAR3zZaLpyub16f9pVdkmgsFR4RT5lB3jgvCmYM7l2qfv3nVg6MyHUnEmFr0).
«Текст всегда выговаривает автора, близко знакомит с ним. Простота и ясность письма обнажают логику стройно текущей мысли. Прежде чем стать аспирантом Елизаветы Яковлевны Суриц, много лет была читателем ее книг и журнальных текстов, с непреходящей радостью остаюсь им. Всегда удивляло, как легок слог ее книг и как он, наперекор обычаю, подробен, дотошно научен в статьях» (Е.Васенина, http://screenstage.ru/?p=1077).
Отметим, что в 1950-е Суриц активно сотрудничала с Музеем Бахрушина; в те годы, понятно, никакой Трубиновой (и ей подобными «менеджерами на все руки») там и не пахло.

13 июня 2021 года умер Григорий Чапкис, украинский хореограф. Год назад он судил шоу «Танці з зірками» («Танцы со звёздами»); Чапкису было 90, и, как пишут, он побил мировой рекорд: никто ещё не судил в столь почтенном возрасте шоу подобного формата.
А в 15 лет юный Чапкис танцевал в Кремле: «съехалось полторы тысячи человек со всех 15 республик, в старом кремлевском театре был заключительный концерт. В этом концерте было по одному номеру от каждой республики. В финале, конечно, танцевали гопак... По завершении номера Сталин вдруг подошел к сцене и взял еще юного Чапкиса на руки.
"Никто не знал, почему именно меня <...> Он меня снял. Посадил к себе на колени <...> У меня был шок: я не понимал, что происходит. И самое главное – страх"... Разговора со Сталиным Чапкис не вспомнил. Из-за волнения был словно в дурмане. После короткой беседы с мальчиком, тот вручил ему коробку с наручными часами. После этого Сталин вернул юного танцора на сцену.
"Это длилось, думаю, полторы-две минуты от силы. Но это изменило всю мою жизнь, жизнь моих родителей, жизнь моих сестер и братьев, моих детей и внуков. Вот что значит судьба", - признался Чапкис. По словам хореографа, по возвращению из Москвы его встречали как самого популярного мальчика в мире
» (https://apostrophe.ua/article/lime/person/2020-02-24/kak-v-durmane-byil-chapkis-rasskazal-kak-dve-minutyi-na-kolenyah-u-stalina-izmenili-ego-jizn/31158).
«Самый популярный мальчик» в 15 и старейший шоу-судья мира в 90 – интересная судьба.

14 июня 2021 года умер Феликс Ростоцкий, художник-кинопостановщик («Семнадцать мгновений весны», а также «Кольца Альманзора», «Хлеб, золото, наган» и ещё три десятка фильмов и сериалов). Иногда он сам появлялся на экране в небольших ролях (те же «Кольца Альманзора», хотя бы), а иногда... «в легендарном фильме "Семнадцать мгновений весны" Ростоцкий за Штирлица раскладывал на столе спички, так как у Тихонова на правой руке была татуировка "Слава" и на крупном плане это было бы заметно» (https://life.ru/p/1404462). Спичками, впрочем, не обошлось: те же самые руки рисуют карикатуры на нацистских бонз, и они же составляют шифровки от Плейшнера (нет, у Евстигнеева татуировки не было, но писать разборчиво не всякому дано, а таланты актёра и каллиграфа совмещаются далеко не всегда).
Ладно бы, всё ограничилось Штирлицем и Плейшнером, но ведь были и такие роли, как труп и скульптура. А кинодебютом будущего художника стал трухлявый пень в сказке «Морозко». Вот такое кино.

15 июня 2021 года умер Пётр Деметр. «Окончив студию при театре "Ромэн", стал одним из ведущих актеров театра в 60-70-х годах. Вместе с супругой создав дуэт "Роза Джелакаева и Петр Деметр", артист вскоре ушел из театра на эстраду... После смерти жены в 1985-м Деметр начал выступать с моноспектаклями и концертными программами не только в роли артиста, но и как режиссер. Среди его авторских проектов – "Пушкин и цыгане", "Бенефис", "Дни цыганской культуры в Москве", детский фестиваль "Цветы жизни".
На протяжении многих лет Деметр был автором и ведущим цикла телевизионных программ "Под цыганским шатром" на Центральном телевидении. Преподавал актерское мастерство
» (https://rg.ru/2021/06/15/v-moskve-umer-zasluzhennyj-artist-rossii-petr-demetr.html).
Кроме того, снялся в нескольких эпизодических киноролях.
Роза Джелакаева и Пётр Деметр, фильм-концерт «Снова слышу голос твой», 1983 год – https://www.youtube.com/watch?v=T6EAiLl3Kk8.
П.Г.Деметр, 05.12.1941 – 15.06.2021


15 июня 2021 года умер Александр Межов. «Александр Ильич стоял у истоков создания вологодского ТЮЗа... Межов пришёл в этот театр в 1978 году, и 36 лет, до 2014 года, служил здесь артистом.
За эти годы он сыграл на вологодской сцене несколько десятков ролей: Дуремар в «Приключениях Буратино», Полоний в «Гамлете», Король в сказке «Трубадур и его друзья», Пугачев в «Капитанской дочке», Ляпкин-Тяпкин в «Ревизоре», Ферапонт в спектакле «Три сестры», Адам Свицкий в постановке по произведению Бориса Васильева «В списках не значится», Де Тревиль в «Д’Артаньяне», Сарафанов в «Старшем сыне» по Вампилову, Эгль в мюзикле «Алые паруса», а также много-много других
» (https://вести35.рф/news/2021/06/16/ushyol_iz_zhizni_zasluzhennyy_artist_rossii_i_aktyor_vologodskogo_tyuza_aleksandr_mezhov).
Некоторые из этих «других»: Восьмибратов, Шаманов, Шамраев, Глостер, Лейзер Волф, Билли Бонс, Самсон Силыч Большов, Собакевич, булгаковский Журден, горьковский Лука...
Кроме того, Межов поставил спектакли «Не всё коту масленица» и (в дуэте с худруком ТЮЗа Б.Гранатовым) «Божьи коровки возвращаются на землю».
Сведений об экранных работах актёра мы не нашли.
А.И.Межов, 24.05.1949 – 15.06.2021


15 июня 2021 года умерла Нина Нехлопоченко, «одна из старейшин труппы Театра имени Евгения Вахтангова... В январе ей исполнилось 93 года... Её последними ролями стали Палагея в спектакле «Люди как люди» М. Горького и г-н Прудон в «Мнимом больном» Мольера, которого она бессменно сыграла более 50 раз, в последний раз – 22 мая 2021 года... В 1951 году окончила курс Веры Константиновна Львовой в Театральном училище имени Бориса Щукина и была приглашена Рубеном Николаевичем Симоновым в труппу Театра имени Евгения Вахтангова… Какими разными были её героини! Каждая – индивидуальность яркая и интересная, даже в эпизодах. Природа наделила её прекрасным голосом – романсы в исполнении Нины Аполлоновны всегда являлись украшением Вахтанговских постановок, концертов и торжеств. Вот и в новом аудиоспектакле-променаде «Вахтангов. Путь к Турандот», премьера которого состоялась менее месяца назад, звучит романс в её исполнении» (https://vakhtangov.ru/news/ne-stalo-niny-apollonovny-nehlopochenko/).
Снималась Нехлопоченко немного, но остались на плёнке спектакли Театра Вахтангова с её участием – более 20, в том числе «Пристань» (жена Илла) и, конечно, «Принцесса Турандот». Тарталья (Н.Гриценко) представляет Нину Аполлоновну: «Родная дочь самого Аполлона». Возражать не приходится.
«Принцесса Турандот» – https://www.youtube.com/watch?v=ayqxQHdl-UM (Скирина, мать Зелимы, жена Бараха – с 26-й минуты; представление от Тартальи – 6.22).
Н.А.Нехлопоченко, 08.01.1928 – 15.06.2021


15 июня 2021 года умер оператор-постановщик Анатолий Сусеков. «Его талантливые работы в фильмах известных режиссеров состоялись в 90-е и 2000-е годы: новелла «Хозяин» в киноальманахе «Доминус» (1989), «Дрянь хорошая, дрянь плохая. . .» (1989), «Дюба-Дюба» (1992), «Умирать легко» (1999) с Александром Хваном. Новелла «Свадебный марш» в фильме Алексея Балабанова «Прибытие поезда» (1995). Совместно с оператором-постановщиком Юрием Невским «Время танцора» (1997) с Вадимом Абдрашитовым.
На кинофестивале «Дебют-90» (Москва) Анатолий Сусеков получил приз Гостелерадио СССР за работу в фильмах «Хозяин» и «Помилуй мя всякого».
В 2000 г. – «ДМБ» с Романом Качановым. 2002г. – «Вовочка» с Игорем Можжухиным. 2006г. – «Любовники» с Мариной Мигуновой и «Кружовник» с Арво Ихо
» (https://unikino.ru/anatoliy-susekov-rip/).

16 июня 2021 года умер Роман Цурцумия. «В 1969 году он окончил операторский факультет ВГИКа. Работал на киностудиях «Мосфильм», «Грузия-фильм», «Центрнаучфильм», киностудии им.М.Горького, НЭЦКИ и др.
В качестве оператора-постановщика снял фильмы: «Красное и черное», «Говорит Октябрь», «Похищение луны», «Колхида», «Клоун и дым».
Также он выступил режиссером фильмов «Опоры Земли», «Русская Православная Церковь», «Майя Плисецкая», «Бог в России», «Псково-Печерский монастырь», «Христос Воскресе» и игровой фильм «Официант с золотым подносом»... работал вторым режиссером на фильме Сергея Бондарчука (старшего) «Борис Годунов» (1986)... преподавал на Высших курсах сценаристов и режиссеров имени Г.Н.Данелии
» (https://riamo.ru/article/498143/umer-rezhisser-roman-tsurtsumiya.xl).

17 июня 2021 года умер актёр Андрей Егоров. «в 1993 году, поступил в труппу Театра Армии.
В 1997 году состоялся громкий кинодебют Андрея Егорова в фильме «Время танцора» (реж. Вадим Абдрашитов), за который в 1998 году он был награждён премией «Золотой овен» на фестивале «Кинотавр». В 90-е Андрей Егоров совмещал работу в театре Армии с участием в спектаклях театра-кабаре «Летучая мышь», где играл одну из центральных ролей в международном проекте «Tomorrowland». В 2012 г. продюсерский центр В. Ланской поставил спектакль «Спасённая любовь»(по мотивам романа Л. Толстого «Воскресение»), где Егоров исполнял роль Нехлюдова.
В нашем театре Андрей Павлович исполнил более 20 ролей. Последние годы был занят в спектаклях «Красное колесо» (Николай II), «Мольер (Кабала Святош)» (Мольер), «Судьба одного дома» (Чумак), «Барабанщица» (Чуфаров), «Русланова» (Гаркави).
Много снимался в фильмах и телесериалах
» (https://www.teatrarmii.ru/news/SkonchalsyaAndreyEgorov/).
Павлин Миловидов, Кассио, Лаэрт, Василий Шуйский... Но публике не интересны ни театральные роли, ни «Время танцора»; в заголовках некрологов – «В Москве простились со звездой сериалов «Убойная сила» и «Дальнобойщики» Андреем Егоровым», «Умер актер из «Убойной силы» и «Дальнобойщиков». Не особо вспоминают даже сериалы, в которых актёр играл главные роли, а ведь их было немало – «Эшелон», «Мой ласковый и нежный мент», «СМЕРШ», «Небо в огне», «Б.О.М.Ж.», «Не отпускай меня»... Нынче, похоже, так принято: передирать друг у дружки под копирку. Для галочки. И сдабривать это чем-то горяченьким, в полном соответствии с читательскими «вкусами». Время танцоров на костях.
А было просто «Время танцора» – https://www.youtube.com/watch?v=Mq0CAzy_nDE (с 9-й минуты).
А.П.Егоров, 15.04.1970 – 17.06.2021


19 июня 2021 года умер Слава Сэ (Вячеслав Солдатенко). «Он приобрел популярность благодаря написанию коротких рассказов и заметок в своем блоге, которые впоследствии заметило издательство АСТ и предложило сделать из них книгу. Его дебют – сборник «Сантехник, его кот, жена и другие подробности».
В 2010 году его наградили премией интернет-сервиса «Имхонет» в номинации «Любимые журналисты». В том же году вышел его неофициальный сборник миниатюр, которые в 2010–2011 годах были опубликованы в «Живом журнале» писателя под условным названием «Жираф». В 2011 году вышла вторая книга писателя – «Ева». Помимо прочего Слава Сэ был соавтором сценария фильма 2012 года «Джентльмены, удачи!»
» (https://www.kommersant.ru/doc/4866819).
О себе он говорил так: «На данный момент самое точное определение моего занятия – профессиональный блоггер. Правда, такой профессии нет в списке Минтруда... мне нравилось писать. Да и сейчас нравится. При этом внутри идет борьба с постоянной рефлексией на тему «Не графоман ли я?»» (https://sobesednik.ru/interview/slava-se-zhene-ne-nravilos-chto-ya-santekhnik, 2011). Что характерно, подлинные графоманы таким вопросом обычно не задаются. Даже в шутку (они вообще очень серьёзные люди).
И о смерти. «О похоронах тещи некоего персонажа, когда пришел струнный квартет и забыл взять траурные ноты Шопена. И у кого-то с собой был лишь веселый Моцарт. Договорились играть в миноре. А Моцарт, переложенный в миноре, напоминает цыганочку. И вот они доходят до припева. И вот так в плясовую входят люди с гробом, смотрят на них сурово, а они продолжают – "та-та-та-та". Доиграли", – рассказывает Слава Сэ» (https://www.vesti.ru/article/2126665). 2010 год, 10 с половиной лет назад...

20 июня 2021 года умер Анатолий Лысенко. «В 1990–1991 годах – заместитель главного редактора главной редакции программ для молодежи ЦТ Гостелерадио СССР. Участвовал в организации телепередач: КВН, «А ну-ка, парни!», «А ну-ка, девушки!», «Что? Где? Когда?» и других. В 1987 году создал вечернюю пятничную информационно-развлекательную программу «Взгляд», до 1990 года был ее руководителем.
В 1990 году был назначен гендиректором учрежденной Всероссийской государственной телевизионной и радиовещательной компании (ВГТРК), занимал эту должность до 1996 года... 18 июля 2012 года назначен генеральным директором автономной некоммерческой организации «Общественное телевидение России»
» (https://www.kommersant.ru/doc/4867003).
«Я бы сказал, что телевидение – это ящик Пандоры, в котором есть всё. В том числе, кстати, хорошее. Но иногда трудно понять, где хорошее, где плохое... показывая реальную жизнь, мы лишний раз заставляли людей задуматься, шевелить мозгами... процесс шевеления мозгами остановить нельзя» (А.Лысенко, https://www.mk.ru/culture/2017/04/13/papa-televideniya-anatoliy-lysenko-nasha-propaganda-stala-neveroyatno-agressivnoy-khamskoy.html).
Кстати, не факт, что нельзя: мозг может быть парализован – в частности, паническим ужасом. А если этот ужас нагнетать в формате 24х7... да хотя бы 23х7, с перерывом на обед...
А вопрос, есть ли в ящике блага или там только несчастья, между прочим, всё ещё остаётся дискуссионным.

20 июня 2021 года умер гитарист Максим Галстьян, один из основателей группы «I.F.K.» и участник нескольких других проектов. В частности, на «Евровидении-2003» он выступал как гитарист группы «Тату».

20 июня 2021 года умер Игорь Гранов. «В 1958 году Гранов создал небольшой джазовый коллектив (фортепиано, контрабас, ударные, гитара), в репертуаре которого были произведения советских композиторов в его обработках. Вместе с певицей Тамарой Миансаровой Игорь Гранов в 1959 году стал лауреатом Международного фестиваля в Хельсинки. С этим же ансамблем Миансарова подготовила песню «Пусть всегда будет солнце»... В ансамбле Игоря Гранова получили известность сменившие Миансарову певцы Лев Барашков и Аида Ведищева... В 1968 году вслед за ленинградскими «Поющими гитарами» Гранов создал ВИА «Голубые гитары» (инструментальный состав: три гитары, ударные, клавишные) и начал активно концертировать. В 1973 году ансамбль стал лауреатом Международного конкурса эстрадной песни «Братиславская лира». В ансамбле Гранова начинали известные впоследствии композиторы, музыканты, певцы: И.Крутой, П.Бабаков, Н.Шеманкова, П.Подгородецкий, О.Сорокин, А.Пузырев, С.Макеев.
Как режиссёр Игорь Гранов участвовал в проведении многих фестивалей, праздников, больших концертных программ на стадионах, во дворцах спорта, Кремлёвском Дворце съездов
» (http://kkre-3.narod.ru/granov.htm).

20 июня 2021 года умер скульптор Николай Рапай, автор киевских памятников М.Булгакову, Л.Курбасу, А.Соловьяненко.

21 июня 2021 года умерла режиссёр-мультипликатор Светлана Ельчанинова. В августе ей исполнилось бы 47. «После окончания мастерской режиссуры анимационного кино она сняла фильмы: «Работа – не волк», «История одного дельца», «Скороговорка», «Пикник» и другие. Автор и режиссер проекта «Реанимация», сериала «Зверюшки-добрюшки». Лауреат многих российских и международных кинофестивалей. Несколько лет возглавляла мастерскую режиссуры анимационного кино в филиале института ВГИК – Сергиеве-Посаде» (https://unikino.ru/svetlana-elchaninova-rip/).
«Поскольку с 1992 года Светлана Ельчанинова руководит Клубом имени Джерри Рубина, то близкое общение с рок-музыкантами, привело к мыслям об экологии и наркологии... В 2002 году совместно с художником Олегом Пичугиным был выпущен сборник антинаркотических комиксов. Именно эти комиксы и легли в основу проекта «Реанимация». А многие знакомые музыканты, которые выступали в Клубе, согласились поддержать проект своими песнями» (http://www.re-animation.ru/main.php?id=2).

21 июня 2021 года умер Валентин Рыжий. «Рыжий поставил более 50 спектаклей, он также снимался в фильмах и выходил на сцену в таких спектаклях Театра на Таганке, как «Шарашка», «Братья Карамазовы (Скотопригоньевск)». Одной из его самых известных постановок стал спектакль «Москва–Петушки» по одноименному произведению Венедикта Ерофеева, постановку хорошо приняли в США и Израиле.
Валентин Рыжий был главным режиссером в московском молодежном театре «На Красной Пресне» (нынешний театр «Около дома Станиславского»). В Государственном специализированном институте искусств (сейчас РГСАИ) Рыжий поставил пять спектаклей со слабослышащими актерами
» (https://iz.ru/1183366/2021-06-24/umer-rezhisser-teatra-na-taganke-valentin-ryzhii).

22 июня 2021 года умер Владимир Богомаз, солист Киевского театра оперетты (с 1972 года). О нём пишут: «Один из ведущих актеров старшего поколения», «удивительный актерский шарм». В послужном списке актёра – роли в классических опереттах Штрауса (Айзенштайн) и Легара (Граф Данило), Кардинал Ришелье («Три мушкетёра» М.Дунаевского), Прокоп Серко («За двумя зайцами»), Панталоне («Труффальдино из Бергамо» А.Колкера)... В общем, перечислять можно долго, 49 лет на сцене – не шутка.
Об экранных работах сведений нет, но в Сети нашёлся небольшой отрывок из спектакля «Такое еврейское счастье» (2003 год) – https://www.youtube.com/watch?v=YegyGYr2uQo (Моряк Степаныч, с 3-й минуты).
В.И,Богомаз, 19.04.1946 – 22.06.2021


22 июня 2021 года умер Алексей Рубинский. «Киноактер, театральный педагог, талантливый и парадоксальный художник-график, автор ряда исследований о харьковском театре кукол, он – безусловный патриот своего театра, ревностно почитающий его традиции. И все же, универсальность таланта А.Рубинского максимально проявляется именно на сцене, за что его по праву называют «кукольником № 1 Украины»» (https://puppet.kharkov.ua/o-lyudyah/-Rubinskij_Aleksej.html). Список его кукольных (!) героев реально впечатляет: Хряк Наполеон и Воланд, Городничий и Король Лир...
«В театре артист сыграл более 130 ролей... Харьковскому театру кукол актер отдал 45 лет жизни, не прекращая работы, несмотря на полную потерю слуха в 2013-м. "Он работал до последнего дня, не выпадал из обоймы. Постоянно жил театром. Были тактильные или визуальные реплики, чтобы он знал, когда вступать в свои роли. Подходим, или руку на плечо кладем, или под локоть берем. Так он понимал, что это его партия и нужно работать", – вспоминает Озеров [М.Озеров, актёр Харьковского кукольного]» (https://rg.ru/2021/06/23/umer-akter-aleksej-rubinskij.html).

Отступим от хронологии.
20 июня 2021 года умер Александр Ерёменко. Вспоминает poziloy.
Об этом поэте впервые услышал в начале 1980-х. Тогда он был «семинаристом» К.Ковальджи (при журнале «Юность») – вместе с И.Ждановым, А.Парщиковым, Н.Искренко. Для меня они были очень разными, а самым талантливым (не в обиду тому же Жданову) считал и считаю Ерёменко. Сходу: «Я мастер по ремонту крокодилов. / Окончил соответствующий вуз. / Хочу в МГИМО податься, но боюсь, / что в зту фирму не берут дебилов»; третья строчка в Сети приводится в другой редакции, но запомнилось именно так, хоть тресни.
Парщикова, Ерёменко и Жданова чуть позже нарекут «метаметафористами», но это не только понять, но и выговорить трудно. И потом, если у Парщикова метафора зачастую становилась самоцелью, то про Жданова так не скажешь, а про Ерёменко – тем более. Постмодернистом, кстати, он тоже не был, хотя и не отказывался от полуиронического цитирования («Люблю дымок спалённой жнивы, / В степи ночующий обоз, / И на холме средь желтой нивы / Забуксовавший бензовоз»). А кем он был? Всякие ярлыки – для досужих претендентов на «учёные степени», а Ерёменко был самим собой: «Разрушается воздух, нарушаются длинные связи / между контуром и неудавшимся смыслом цветка, / и сама под себя наугад заползает река, / а потом шелестит, и они совпадают по фазе». Так никто, кроме него, не писал и не мог написать. И вот ещё, случайно актуальное: «Сонет грозился перейти в венок. / Венок грозился перейти в корону. / Но, чтоб не строить эту оборону, / я снова в ножны засадил клинок».
Полагаю, он реализовался лишь в малой степени, но у талантливых поэтов это обычное дело, исключения крайне редки (зато упёртые бездари, мастера угадайки, нередко реализуются на 146%). Но и того, что он сделал, с лихвой хватает, по самому гамбургскому счёту; имеющий уши – да услышит. Даже при том, что способностей по части самопиара у него не было и желания заниматься этим видом спорта – судя по всему, тоже.
«Сгорая, спирт напоминает воду. / Сгорая, речь напоминает спирт. / Как вбитый гвоздь, ее создатель спит, / заподлицо вколоченный в свободу».

На этом поставим точку.
Subscribe

  • 2021: 23 – 31 августа

    dik_dikij и poziloy Прощаемся с летом. 23 августа 2021 года умер Гоча Ломия. « Ломия... знаком советскому зрителю по своему экранному дебюту – в…

  • 2021: 12 – 22 августа

    dik_dikij и poziloy Продолжаем свою припозднившуюся «летопись». 12 августа 2021 года умерла Уна Стаббс. « Стаббс в Британии была известна как…

  • Год назад: 2020, 8 – 19 сентября

    dik_dikij и poziloy Ещё 12 дней прошлой осени. 8 сентября 2020 года умерла Нафисет Айтекова-Жанэ. « В 1961 году пришла на работу в Краснодарский…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments