dik_dikij (dik_dikij) wrote,
dik_dikij
dik_dikij

Categories:

2021: 12 – 21 мая

dik_dikij и poziloy

К сожалению, сначала придётся отступить немного назад.

12 мая стало известно, что двумя днями раньше, 10 мая 2021 года умер Владимир Редькин, солист (баритон) Большого театра.
«В 1986-2016 Редькин был одним из ведущих солистов оперной труппы Большого театра. За 30 лет он спел на сцене ГАБТа многие ведущие партии для баритона, а также баса-баритона: титульные партии в операх «Князь Игорь», «Евгений Онегин», «Риголетто», «Набукко», «Макбет»; Фигаро («Севильский цирюльник») [в этой партии певец дебютировал на сцене ГАБТ], Графа Альмавиву («Свадьба Фигаро»), Царевича Афрона («Золотой петушок»), Сильвио («Паяцы»), Елецкого и Томского («Пиковая дама»), Лионеля («Орлеанская дева»), Роберта («Иоланта»)... [нет, это не всё, полный список куда обширнее]. Как приглашенный солист, Владимир Редькин в 1990 дебютировал в Ла Скала в партии Елецкого в опере «Пиковая дама»... Выступал в Венской опере, Гамбургской государственной опере, операх Остина и Сан-Франциско (США), театре Лисео (Барселона), Шотландской Королевской опере, театрах Испании, Ирландии, Чили, Израиля, Франции и других стран» (https://muzobozrenie.ru/pamyati-vladimira-redkina/).
Тем не менее, в 2016 году певцу не продлили контракт. «Мне трудно судить, насколько это этично, но формальный повод, наверное, был. Из репертуара сняли три постановки, в которых я принимал участие. Это очень серьезные и важные спектакли для репертуара: «Набукко», «Тоска» и «Иоланта». Других партий мне не предложили...» (https://mirnov.ru/otkroveniya-zvezd/vladimir-redkin-bolshe-ne-mogu-molchat.html).
Между прочим, в интервью Редькин упоминает, что в студенческие годы «подрабатывал» в Ленкоме (в «Юноне и Авось»). Но тогда он ещё не был солистом ГАБТ.
Верди, «Бал-маскарад», ария Ренато, исполняет Владимир Редькин – https://www.youtube.com/watch?v=nGW4BK_I0z4. Не на русском, но в этом есть свои плюсы.

12 мая 2021 года умерла Кира Крейлис-Петрова. «Кира Александровна не обижалась, когда ее называли «последней комической старухой», наоборот, ей нравилось это... публика воспринимала необычную артистку очень благосклонно. Более 30 лет она была одной из ведущих актрис Александринского театра, снималась в кино с 1957 года. Ей легко давались не только комедийные амплуа, но и сложные драматические, острохарактерные роли. Она была одной из тех, кто не представлял свою жизнь без сцены. «Я хочу работать!» – со слезами на глазах говорила тяжело больная Кира Александровна. И с горечью продолжала: «Но работать я больше не могу...»» (https://www.starhit.ru/novosti/poslednee-intervyu-kiryi-kreylis-petrovoy-ya-vsegda-byila-strashna-kak-chert-242044/).
«Среди работ ее последнего александринского периода, вошедшие в память зрителей Ляпкина-Тяпкина и Арина Пантелеймоновна в гоголевских спектаклях Валерия Фокина «Ревизор» (2002) и «Женитьба» (2008)... Бальзаминова («Женитьба Бальзаминова», 1984)... Еремеевна («Недоросль», 1990)... Аграфена Кондратьевна Большова («Свои люди – сочтемся!», 1992)... Шутиха («Сказка о царе Салтане», 1999). В 1991 году в Александринском театра был поставлен спектакль по пьесе Киры Петровой «Под звуки оркестра», где она сыграла острохарактерную роль жестокой уголовницы, волею судьбы оказавшейся в доме для престарелых.
Многие годы актриса была известна как автор-исполнитель своих фельетонов, монологов, скетчей, как участник множества концертов.
До прихода в Александринский театр в творческой биографии Киры Александровны Крейлис-Петровой – более 70 ролей, созданных на сцене ТЮЗа им. А.А.Брянцева, работа в театре Балтийского флота, на Сахалине – в Областном драматическом театре, в лениградском МДТ и в Театре Эстрады. В последние годы сотрудничала с Продюсерским центром «Театр Дом»
» (https://alexandrinsky.ru/novosti/ushla-iz-zhizni-zasluzhennaya-artistka-rossii-kira-aleksandrovna-kreylis-petrova/).
Снималась в фильмах «Мама вышла замуж», «Лес», «Влюблён по собственному желанию», «Жил-был Шишлов», «Окно в Париж», в сериалах «Улицы разбитых фонарей», «Кухня», «Непридуманная жизнь»... перечень, разумеется, далеко не полный, но роли, как правило, не самые большие.
«Лес» (1980 год) – https://www.youtube.com/watch?v=BzFq-TkIZF0 (Улита, с 10-й минуты).
К.А.Крейлис-Петрова, 01.07.1931 – 12.05.2021


12 мая 2021 года умерла Людмила Мамыкина. «В нашей театральной семье горе», – пишут на сайте Винницкого музыкального-драматического театра, где актриса служила с 1984 года. К сожалению, сведений о сценических работах Мамыкиной (ни в Виннице, ни – до этого – в Сумах) мы не нашли. А снималась она только в одном сериале – правда, в двух эпизодах.
Других вариантов нет – «Возвращение Мухтара-4», «Розыгрыш», https://www.youtube.com/watch?v=G8G7eXPy2ME (соседка Лидия Ивановна, с 17-й минуты).
Л.М.Мамыкина, 14.01.1947 – 12.05.2021


12 мая 2021 года умер Убиратан Д’Амброзио – как утверждают, «один из основателей этноматематики». Что такое «этноматематика», мы не вполне понимаем, но почему-то сразу вспоминается «арийская физика».

14 мая 2021 года умер Хайме Франсиско Гарса Алардин – мексиканский актёр, известный нашим зрителям по сериалам «Дикая Роза» и «Просто Мария». Справедливости ради, в «Розе» роль у него небольшая (журналист Эрнесто), зато Виктор Карреньо, ухажёр, а затем муж «Просто Марии» – один из ключевых персонажей популярного сериала.
Фрагмент как напоминание – https://www.youtube.com/watch?v=MGLDIKN0WEA.
Х.Ф.Гарса Алардин, 28.01.1954 – 14.05.2021


15 мая 2021 года умер Алексей Баташёв. «... Трудно однозначно определить роль Алексея Николаевича в истории советского джаза. Критик? Да, но не только (и даже не столько). Историк? Безусловно: его перу принадлежит первая серьёзная работа по истории советского джаза («Советский джаз», 1972)... эта книга, вышедшая почти 50 лет назад, до сих пор может быть рекомендована как основной источник по истории первых четырёх-пяти десятилетий советского джаза... а как же радиопередачи о джазе, которые он делал или в которых участвовал на протяжении сорока лет – от Всесоюзного Радио до нынешнего «Эха Москвы»? Как же его преподавательская деятельность в области истории, теории и практики джаза в 1970-80-е гг.? Огромная лекторская деятельность?... Участие в худсовете единственной советской фирмы грамзаписи – «Мелодии», на которой в том числе благодаря ему вышли десятки альбомов советских и зарубежных джазменов? Как же его телевизионные программы, в том числе один из самых «широковещательных» джазовых телепроектов середины 1990-х, «Джаз с Алексеем Баташёвым» на тогдашнем Пятом канале (свыше ста выпусков!)... Мало того: несколько десятилетий множество джазовых фестивалей по всей огромной стране были связаны с лицом и голосом Алексея Николаевича» (https://www.jazz.ru/2021/05/17/in-memoriam-alexey-batashev/).
«Последние годы по многочисленным просьбам и собственному решению Алексей Николаевич готовил второе издание книги «Советский джаз»... Текст книги Алексей Николаевич успел закончить, осталась редактура. Как знал: он взял с меня слово, что я её выпущу в свет. Выпущу. Безусловно. Это будет большой пятитомник – как учебник и просто для чтения» (М.Кочубеева, https://jazzist.club/in-memoriam-alexey-batashev/).

15 мая 2021 года умер Джордже Марьянович. Рунет заполнен некрологами: «звезда советской эстрады», «сербский и советский певец». Конечно, это не так, Марьянович – югославский (сербский) певец, но у нас он был так популярен, что считался своим. Тем более, во время концертов он говорил по-русски, да и держался очень раскованно (не путать с «развязно»). Странно только, что подавляющее большинство некрологов написано, как под копирку, даже с одними и теми же фактическими ошибками. По-видимому, те, кто это писал, Марьяновича никогда не слушали, так что ничего личного. Жаль – тем более, ещё живы многие, любившие этого певца по-настоящему.
Джордже Марьянович, «Осенний дождь» – https://www.youtube.com/watch?v=dhbVV6_Z9iE.

16 мая 2021 года умерла Екатерина Вильмонт, автор популярных любовных романов и детских детективов. «Читатели охотно раскупали все ее книги, суммарные тиражи которых исчисляются миллионами экземпляров... Вильмонт родилась в семье переводчиков [и пошла, так сказать, по стопам родителей]... Все складывалось неплохо, но однажды страна изменилась, и переводчики, как и многие другие профессионалы, остались практически не у дел. Последний перевод Екатерина сделала в 1995 году – это была немецкая кулинарная книга. После этого она решила последовать совету приятеля и писать сама» (https://360tv.ru/news/tekst/mir-ekateriny-vilmont/).
«Первый свой роман назвала «Путешествие оптимистки, или Все бабы дуры», и сама была закоренелой оптимисткой... Проза Вильмонт экранизировалась, и читатели с удовольствием смотрели фильмы и сериалы по ее книгам: «Три полуграции», «Счастье по рецепту», «Курица в полете», «Я тебя люблю», «Любовь слепа». Последней в ее кинобиографии стала картина «Снежный ангел» Александра Карпиловского» (https://www.mk.ru/culture/2021/05/18/nezadolgo-do-smerti-pisatelnica-ekaterina-vilmont-perenesla-operaciyu.html).

16 мая 2021 года умер кинооператор Анатолий Гаврилов. Он работал в анимации и принимал прямое участие в создании доброй сотни мультиков. Или даже полутора сотен, но в любом случае особое место занимает сериал «Как казаки...»; чем бы казаки ни занимались – кулеш варили, в футбол/хоккей играли, невест выручали, на свадьбе гуляли, мушкетёрам помогали или инопланетян встречали – любые их действия фиксировал для нас Анатолий Гаврилов.

17 (по другим данным, 16) мая 2021 года умер кинорежиссёр Николай Малецкий. Он начинал с игровых фильмов, потом переключился на документалистику, но и там, и там уделял много внимания спортивной тематике. Одна из его картин снята «по мотивам» биографии Валерия Лобановского, легендарного футбольного тренера (киевское «Динамо» и сборная СССР). Что любопытно, фильм «Такая она, игра» режиссёров Малецкого и В.Попкова вышел в середине 1970-х, т.е. задолго до того, как сложилась легенда.

18 мая 2021 года умерла Людмила Артёмова-Мгебришвили. Уроженка Тульской области, она закончила ВГИК (мастерская Б.Бабочкина) и уехала в Грузию, где с 1971 года (ровно 50 лет) служила в Тбилисском русском театре имени Грибоедова. Все роли, конечно, не перечислить, но вот некоторые: Раневская и Арина Пантелеймоновна, Эльмира в «Тартюфе» и Тамара в «Пяти вечерах», Вязопуриха и Сваха Кабато... Даже Время сыграть довелось – в «Зимней сказке», то самое, «заменяющее хор».
В театре актриса работала с Г.Товстноговым и П.Фоменко. А в кино, насколько известно, не снималась, что даже странно – муж Людмилы Ивановны был востребованным кинооператором (снимал, в частности, «Мелодии Верийского квартала»). Случай нетипичный, что и говорить.
Ограничимся небольшим видео «Памяти Людмилы Артемовой-Мгебришвили» – https://www.youtube.com/watch?v=uH04uPav2DY. Самое время – то самое, заменяющее хор, согласитесь.
Л.И.Артёмова-Мгебришвили, 13.11.1948 – 18.05.2021


18 мая 2021 года умер Александр Губарев. «Ушёл из жизни бывший главный режиссер Театра флота... Его спектакль «Я жду тебя на Графской» называют визитной карточкой города... В Театр им. Б.А.Лавренева (он же Театр флота) Александр Губарев пришел в 1978 году, будучи матросом-срочником Черноморского флота. Служил и одновременно играл. Эта встреча с театром и определила его жизненный путь. Со временем он стал одним из ведущих актеров театра, а в 2009 году – его главным режиссером» (https://sevastopol.su/news/ushel-iz-zhizni-glavnyy-rezhisser-teatra-flota-aleksandr-gubarev).
«В любой трудной ситуации, он шутил, и непременно находил выход. Жил просто, скромно, никогда не кичился наградами и званиями. Но гордился любовью зрителей. Для него это было важно, выходить на сцену и играть. Это и была его жизнь. Повторял, что сцена лечит, и превозмогая болезнь, играл... Последние несколько лет он не выходил на сцену, болел» (https://vk.com/teatr_lavreneva).
Губарев снялся в нескольких фильмах и сериалах, но доставались ему лишь небольшие роли. Возможно, из-за «негероической» фактуры. Зато на сцене он успел сыграть Президента фон Вальтера, горинского Монтекки («Чума на оба ваши дома»), Насреддина...
А.Л.Губарев, 24.07.1949 – 18.05.2021


18 мая 2021 года умер Владимир Фёдоров, профессиональный физик (десятки научных работ и изобретений) и непрофессиональный, но более, чем известный актёр. «Кино появится в его жизни в 32 года, когда молодой мужчина маленького роста (130 см) встретит ассистента режиссёра сказки «Руслан и Людмила». Владимир Фёдоров после выхода фильма на экраны проснулся знаменитым, а предложения от режиссёров посыпались на него, как из рога изобилия» (https://kulturologia.ru/blogs/110321/49254/).
Навскидку: «Легенда о Тиле», захаровские «Двенадцать стульев», «Кольца Альманзора», «Кин-дза-дза!», «Собачье сердце», «Жила-была одна баба»... Как правило, персонажи Фёдорова безымянны: «карлик», «шут», «юродивый», «оборотень» (было и такое – «После дождичка в четверг»). Именные роли, впрочем, тоже попадались – злодеи Черномор и Туранчокс («Через тернии к звёздам»).
Вот фрагменты. Туранчокс, продавец масок и воздуха, хозяин Центра управления клонами – https://www.youtube.com/watch?v=1MnXRBtANdc.
И, разумеется, Черномор – https://vk.com/video7048883_162429545.
«То, что я стал актером, произошло волею случая через мое увлечение джазом. Искали актера на роль Черномора... кто-то подсказал режиссеру, что на джазовой тусовке можно найти карлика. Меня высмотрели, сделали пробу и утвердили. Так я вошел в кинообойму» (В.Фёдоров, см. https://www.rabotnikitv.com/18/05/2021/41790/).
«Большой Человек невысокого роста... У него были золотые руки и светлая голова...» (И.Шаблов, там же).
В.А.Фёдоров, 19.02.1939 – 18.05.2021


18 мая умер Чарлз Сидни Гродин (Гродински). Актёр и режиссёр американских театров (в том числе бродвейских), он параллельно снялся более, чем в полусотне фильмов. Были и небольшие роли («Уловка-22», «Ребёнок Розмари»), но приметных тоже хватало: нефтяной магнат Фред Уилсон («Кинг-Конг» 1976 года с Дж.Ланг), пылкий ухажёр Ленни Кантроу («Разбивающий сердца»), тихий бухгалтер Джонатан Мардукас, он же Герцог («Успеть до полуночи»)... и, конечно, папаша Джордж Ньютон, изображающий из себя домашнего тирана.
Естественно, «Бетховен» – https://my.mail.ru/mail/nadiyastolyarenko/video/691/2360.html (строгий отец вместе с семейством появляется на 11-й минуте). Многие помнят Гродина именно по этой работе.
Ч.С.Гродин, 21.04.1935 – 18.05.2021


19 мая 2021 года умерла Галина Новожилова. «Галина Григорьевна пришла в Центральный детский в 1943 году после окончания Московской театральной студии и сразу стала ведущей актрисой нашего театра... она сыграла более 60 ролей, самых разнообразных по сложности и амплуа» (https://ramt.ru/museum/theater-people/worked-in-ramt/actors/employee-203/). Работы действительно были самые разные – от Котёнка и Мышки до Полины в «Доходном месте» и Миссис Тарбелл в «Полиане» (роль, конечно, не самая большая, но всё-таки). А в «Снежной королеве» Новожилова играла сначала Герду (постановка 1948 года), а потом Бабушку (1990 год).
Но это далеко не всё. В кино Новожилова снималась мало и редко, зато в 1950-е и чуть позже постоянно озвучивала мультики – Царевна («Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»), Королева («Двенадцать месяцев»), Дюймовочка в знаменитой рисованной версии 1964 года. А кроме того, работала на радио – вела передачи «Пионерская зорька» и «С добрым утром!»; «актриса, голос которой знали все пионеры», – как с полным на то основанием написала в некрологе «Комсомольская правда» (https://www.kp.ru/daily/27280/4415636/).
Осенью ей исполнилось бы 99...
Г.Г.Новожилова, 28.11.1922 – 19.05.2021


19 мая 2021 года умерла Татьяна Проценко – Мальвина из телесказки Л.Нечаева. «На роль сказочной героини долго никого не могли найти. Детей для "Приключений Буратино" искали по всей стране...Таню нашла в поезде ассистент режиссера. Для кинопроб взяли очень сложный кусок, который не вошел в фильм: Буратино ночью прибегает к Мальвине, она появляется в своем окошке и говорит: "Я сплю, ничего не могу поделать. Приходите утром". Представьте, мало того, что нужно было сыграть куклу, так еще и спящую! Тем не менее режиссер фильма Нечаев Таню утвердил.
Слава пришла позже: пальцем на улицах показывали, и дразнили. И влюбленные кавалеры под окнами ходили
...» (https://www.kino-teatr.ru/kino/acter/c/sov/3511/bio/).
Продолжения не последовало – несколько раз по тем или иным причинам всё срывалось. Что называется, не судьба...
«Приключения Буратино», 2 серия – https://www.youtube.com/watch?v=uunx0J2bpSQ (с 9-й минуты).
Т.А.Проценко, 08.04.1968 – 19.05.2021


19 мая 2021 года умерла Людмила Вершинина. Уроженка Днепропетровска впервые вышла на сцену Русского театра 18-летней студенткой (сыграла Любу Шевцову), но по окончании учёбы оказалась в Театре имени Шевченко, где играла в основном мальчиков (Жиган в «Р.В.С.», Дик Сенд в «Пятнадцатилетнем капитане»). Потом был Львов, Театр Заньковецкой и совсем другие роли (включая Офелию), а в 1958-м – возвращение в родной город, и с тех пор только Днепропетровский/Днепровский театр драмы и комедии: Кэрол («Орфей спускается в ад»), Клеопатра, Мамаша Кураж, Манефа, Голда («Мир дому твоему»), Миссис Сэвидж, Анна Павловна Ростопчина («Афинские вечера»), Бабушка («Деревья умирают стоя»)... более 200 ролей.
Жан Мельников, поставивший «Мир дому твоему» и сыгравший Тевье, умер 2 мая; Голда-Вершинина пережила его на 17 дней. Отрывок из спектакля – https://www.youtube.com/watch?v=gmamGbX_OiQ (Голда – с 3-й минуты).
В кино Вершинина не снималась. Пишут, что предложений хватало, но актриса неизменно отказывалась. Зато о ней самой сняли небольшой документальный фильм – «Вдохновение. Людмила Вершинина», https://www.youtube.com/watch?v=mFNdoRbjG8c.
Цитата из этого фильма: «Иногда всё кажется таким сложным и непостижимым, но истина узнаваема, нужно только стремиться её познать, не поддаваясь глупости и невежеству».
Л.И.Вершинина, 21.01.1928 – 19.05.2021


21 мая 2021 года умер Таир Салахов, «советский, азербайджанский и российский живописец, театральный художник, педагог. Он был один из основоположников так называемого «сурового стиля» в отечественной реалистической живописи 20 века» (https://novayagazeta.ru/articles/2021/05/21/umer-narodnyi-khudozhnik-sssr-tair-salakhov).
Что такое «суровый стиль», уточняет К.Долинина: «фигуры... сделаны жестко, тени резкие, все подчеркнуто линейно, много статики» (https://www.kommersant.ru/doc/4824961). Ещё из статьи Долининой: «Без него «суровый стиль» не был бы большим стилем. Но есть еще дела, за которые мы должны быть ему благодарны. Да, он наивно верил, что демократизировать художественное сообщество можно «сверху», но обостренное чувство справедливости не раз заставляло его защищать «неправильных» художников всеми способами, прежде всего после «Бульдозерной выставки» 1974 года. И именно благодаря его посту и связям как первого секретаря Союза художников СССР в конце 1980-х открытие дверей для актуального искусства были столь триумфальным: во многом с его подачи за три года, с 1988-го по 1991-й, в Москве были показаны ретроспективы восьми крупных западных актуальных и, что немаловажно, живущих и активно работающих художников... Широко улыбаясь, позируя фотографам, произнося торжественную речь, этот советский академик открыл ящик Пандоры. О чем ни разу не пожалел».

Нет Черномора, нет Мальвины. Все сказки, увы, заканчиваются...
Subscribe

  • 2021: 23 – 31 августа

    dik_dikij и poziloy Прощаемся с летом. 23 августа 2021 года умер Гоча Ломия. « Ломия... знаком советскому зрителю по своему экранному дебюту – в…

  • 2021: 12 – 22 августа

    dik_dikij и poziloy Продолжаем свою припозднившуюся «летопись». 12 августа 2021 года умерла Уна Стаббс. « Стаббс в Британии была известна как…

  • Год назад: 2020, 8 – 19 сентября

    dik_dikij и poziloy Ещё 12 дней прошлой осени. 8 сентября 2020 года умерла Нафисет Айтекова-Жанэ. « В 1961 году пришла на работу в Краснодарский…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments