dik_dikij (dik_dikij) wrote,
dik_dikij
dik_dikij

Categories:

Рефлексивное

Алексей Битов (poziloy)

За компанию можно всё: и надраться, и за сокровищами пойти, и даже в телевизор уткнуться. Приобщился на выходные – сговорились посмотреть «Холопа». Хватило ненадолго. Видали и похуже, конечно, но когнитивный, как нынче принято выражаться, диссонанс утомил быстро: сценарий, возможно, сгодился бы для эксцентрической комедии, но этот жанр, извините, по определению требует совсем других скоростей. Сцена с гаишником на капоте во французской картине с Л.де Фюнесом или П.Ришаром, вполне вероятно, вызывала бы гомерический хохот, а тут, увы, ни Богу свечка, ни чёрту кочерга, не всерьёз и не смешно. Сатирические куплеты на мотив лирической песни (типа «Подмосковных вечеров»), как хотите, режут слух – уши вянут.

В общем, сломались и решили изменить родине – переключились на «Хоббита». Откровенно говоря, не без колебаний: во «Властелине колец» материала с лихвой хватило бы не только на трилогию, но и на декалогию, а вот «Хоббит» у Толкиена лаконичен, там и на два фильма не наскрести. Вспомнился, однако, Довлатов: «Допустим, автор хочет вычеркнуть какую-нибудь фразу. А внутренний голос ему подсказывает: «Ненормальный! Это же пять рублей! Кило говядины на рынке…»». Не знаю, почём нынче говядина в Калифорнии или Новой Зеландии, но зачем раздувать повесть до размеров экранной трилогии? Зачем, впрочем, понятно: для кассы, вестимо, но тут же возникает следующий вопрос: за счёт чего? Ответ, к сожалению, на поверхности: если для кассы – значит, нужно побольше «батальных сцен» и обязательная лав стори. Что и получили. Плюс несколько слегка переиначенных эпизодов основной трилогии (пещеры Мории, хотя бы). И не беда, что визуальных находок на такое количество сражений у авторов явно не хватает, а любовная линия смотрится, мягко говоря, как седло на корове – главное, что все ингредиенты в наличии. Хорошо ещё, фильм снимался достаточно давно, до BLM, с афрогномами и афроэльфами на экране напряжёнка... или, наоборот, плохо, с новым подходом повеселее было бы, а то ведь бесконечные баталии... до поры, до времени хорошие убивают плохих со скоростью до тысячи штук в минуту, но основное действие в это время стоит на месте. Самый яркий пример – чудесное спасение наших путешественников в лесу, где они спасаются от гоблинов и волков на деревьях и, если бы не помощь подоспевших в последний момент орлов, вынуждены были бы либо поджариться, либо угодить во вражеские лапы. У Толкиена этот эпизод изложен несколько иронически («Вы бы животики надорвали, если бы увидели (естественно, с безопасного расстояния), как гномы сидели на ветвях и бороды у них свисали вниз – точь-в-точь спятившие старички вздумали поиграть в мальчишек»), а в фильме всегда есть место подвигу, всё очень серьёзно, только вставные схватки лишены всякого смысла.

Кстати, о тексте. Тут, возможно, имели место некоторые «трудности перевода», но Гэндальфу всё-таки не стоило говорить о «стратегическом местоположении» горы Эребор, это из другой оперы, знаете ли. Как и обращение вожака гномов Даина к «потенциальным противникам» – эльфам и жителям Эсгарота: «Как там ваше ничего?» Видимо, предполагалось, что Даин так издевается над этими самыми «потенциальными противниками», но получилось, скорее, издевательство над чувством меры и вкусом. Но опять-таки ничего страшного, пипл схавает.

Речь, собственно, именно об этом: все эти вставные челюсти и сёдла на коровах – это ведь в угоду тому самому зрителю. Точнее, так: сначала нас подсадили на жвачку, а теперь кормят жвачкой, которой «требуют наши сердца». Бесконечные «схватки боевые» и непременная лябовь, естественно, как же иначе? Иначе мы не поймём – не зря нас дрессировали, как собачек Павлова, и продолжают дрессировать; если нужная лампочка не загорится, «сок» для переваривания «пищи» выделяться не будет. И даже профессионалы (такие, как П.Джэксон) вынуждены играть по этим правилам. Как говорится, чем дальше влез, тем труднее вылезти.

«Все с ума посходивши. Все с ума посходивши. Все с ума посходивши. Все посходивши с ума. Проба пера» (А.Володин, «Записки нетрезвого человека»).
Subscribe

  • 2021: 12 – 22 августа

    dik_dikij и poziloy Продолжаем свою припозднившуюся «летопись». 12 августа 2021 года умерла Уна Стаббс. « Стаббс в Британии была известна как…

  • Год назад: 2020, 8 – 19 сентября

    dik_dikij и poziloy Ещё 12 дней прошлой осени. 8 сентября 2020 года умерла Нафисет Айтекова-Жанэ. « В 1961 году пришла на работу в Краснодарский…

  • Год назад: 2020, 1 – 7 сентября

    dik_dikij и poziloy Воспоминания вслед. В первый день прошлой осени ушли Крапивин, Клюев и Печерникова. А закончилась та первая неделя смертью…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments