dik_dikij (dik_dikij) wrote,
dik_dikij
dik_dikij

Category:

Глядя́ на луч пурпурного заката...

Алексей Битов (poziloy)

Согласен: любопытство – грех. Но человек слаб, и устоять перед искушением удаётся далеко не всегда. Вот и мне не удалось... поддался, прочитал «манифест режиссёра», очень кстати опубликованный на минувшей неделе – «Константин Богомолов. Похищение Европы 2.0» (https://novayagazeta.ru/articles/2021/02/10/89120-pohischenie-evropy-2-0).

Ну, на манифест это, конечно, не тянет; вместо чего-нибудь эпического («Призрак бродит по Европе, призрак режиссёра», хотя бы) нам во первых строках сообщают нечто, оглушительно оригинальное: «Человек – прекрасное, но и опасное существо. Словно атомная энергия, он обладает и созидательной, и разрушительной силой». Сказано, заметим, коряво, но авторская «мысля» и без этого умиляет. По аналогии сразу вспомнилось: «Порой доносилась и какая-нибудь особенно мудрая фраза, афоризм, которому суждено стать пословицей в веках.
Например: "Когда я увидел в первый раз Исаакиевский собор, я сказал: «Да, это окаменевшая соната», или еще круче: «Вавилон погиб, потому что задумал дотянуться куполом до Бога. Но наши флаги и вышки врежутся уже в пустое небо».
Потом эта же фраза, в урезанном, конечно, варианте (без Бога) появилась в газете «Социалистическая Алма-Ата»
». И чуть дальше у Домбровского: «Я плюнул и больше ничем и интересоваться не стал». Я оказался упорнее.

И не прогадал, затем пошла лирическая часть: «Европа быстро прошла путь от сексуальной революции, ставшей новым европейским постнацистским ренессансом, до тотальной борьбы с энергией секса – самой витальной, эмоциональной и неподконтрольной части человеческого бытия.
Ибо секс – это свобода. Секс – это опасность. Секс – это звериное в человеке. Но что важнее всего, секс – это зарождение Жизни
». Не считаю допустимым вмешиваться в личную жизнь г.Богомолова, но, вполне вероятно, что-то где-то у него пошло не так. А может, страшный сон человеку приснился, бывает: «Новый рейх считает секс производством, а половые органы инструментом. И в соответствии с заветами социалистов прошлого и в рамках нового квир-социализма обобществляет инструменты производства и перераспределяет их, а само производство оптимизирует и ставит под государственно-социальный контроль, делая половую принадлежность нерелевантной». Как ни относись к современному Западу, но в реальности, насколько могу судить, до обобществления и, главное, до перераспределения половых органов даже в самых толерантных странах дело пока что не дошло. И не говорите, что нашему «манифестанту» виднее.

Справедливости ради, Богомолов всё-таки оторвался от лакомой темы и перешёл к широким режиссёрским обобщениям: «Европа – покинутый и оставленный на разграбление вишневый сад. Фирсы прячутся от толп мигрантов, Раневские донюхивают кокаин на остатки здоровья, Петя Трофимов пишет еврозаконы, Аня осознала себя квир-персоной, а доживающие маразмеющие Гаевы, что старик Байден, шамкают дежурные слова о добре и справедливости». Выбор персонажей, согласитесь, несколько странный: исчезли не только Лопахин с Варей, а также Шарлотта со своими фокусами, но и Симеонов-Пищик, к примеру. А Симеонов-Пищик, вполне вероятно, нашёл занятие по душе – пишет... ну, скажем, некие манифесты, почему нет?

Наезжая на маразматичную «толерантность» нынешнего Запада, Богомолов, без сомнения, прав, но и тут дальше изобретения велосипеда дело не пошло. И со столь же оригинальной мыслью, что нормальное развитие «требует не революций, а терпения и терапии», опять-таки мало, кто рискнёт спорить. Понятно, терпение и терапия всё перетрут (возможно, имеется в виду трудотерапия), но лучше воспроизвести этот абзац полностью: «Наши прогрессисты и западники настаивают: Россия была и есть страна вертухаев и рабов. Это во многом так. Но правда и то, что долгие годы жизни в условиях несвободы, въевшиеся в генетическую память лагерный страх, стукачество, а также молчание и насилие как способы выживания и способы защиты народа от власти и власти от народа – все это требует не революций, а терпения и терапии. Драма Ланцелота в том, что на самом деле он не любил ни Эльзу, ни тех, кого пытался спасти». Вопрос, кого любили Бургомистр и сын его Генрих, можно опустить как риторический и выходящий за пределы отдельно взятого манифеста.

А вот и вывод манифестанта: «Русские разночинцы говорят нам: Россия в хвосте прогресса.
Нет.
Благодаря стечению обстоятельств мы оказались в хвосте безумного поезда, несущегося в босховский ад, где нас встретят мультикультурные гендерно-нейтральные черти.
Надо просто отцепить этот вагон, перекреститься и начать строить свой мир. Заново строить нашу старую добрую Европу. Европу, о которой мы мечтали. Европу, которую они потеряли. Европу здорового человека
». Для тех, у кого опять-таки возник ненужный вопрос, поедет ли здоровый человек на собственную свадьбу в гробу, повторю ещё раз: не считаю допустимым вмешиваться в личную жизнь г.Богомолова, речь не об этом. Куда интереснее утверждение, будто мы оказались «в хвосте безумного поезда, несущегося в босховский ад». Как хотите, но сие никак не возможно: у нас своя колея (что в прямом смысле, что в переносном), и уже поэтому прицепить наш вагон к европейскому поезду технически не получится; мы идём (едем) другим путём. Из чего не следует, что в ад можно попасть одним-единственным маршрутом; если ад окружает нас (всех, похоже на то)... ну, понятно. Мы едем, едем, едем; цель – ничто, движение – всё. Заменить цель скоростью...

Но есть ещё один вопрос: кому и зачем понадобился этот «манифест»? В ходу версия, будто текст написан по заказу свыше. Возможно, но, похоже, если и был заказ, он вполне соответствовал замыслам самого Богомолова. Ему ведь неважно, что писать, говорить или делать; главное – привлечь внимание, чтобы вельможи, сенаторы, адмиралы и унтер-офицеры ненароком не забыли, что вот живёт в таком-то городе человек с фамилией на Бо.

Пожалуй, рискну на отступление, но не лирическое, а, к сожалению, политическое. Кто-то недоумевает: чего ради Г.Явлинский именно сейчас решил наехать на А.Навального? А по-моему, всё просто: Явлинский привык считать себя неформальным лидером демократической (условно) оппозиции, но Навальный у всех на слуху, а о главном «яблочнике» почти забыли. Разве не обидно? Тем более, можно одним ударом убить двух зайцев: замочить «самозванца» и напомнить о себе. Кстати, если уж разговор коснулся Навального, отмечу любопытную деталь: одни клеймят «недоотравленного» за то, что он, типа, либерал и «продался Западу», а другие лепят ему ярлык националиста. Как одно совместимо с другим, понять, мягко говоря, сложно. Интересно, если противников Навального собрать на общий митинг, они там не передерутся между собой? Вопрос, впрочем, риторический, вернусь к главному герою поста.

Формула «мягко говоря, сложно» возвращает к понятию «сложный человек» (мягко говоря, «сложный», если угодно). Из богомоловского манифеста: «пора ясно и внятно сформулировать новую правую идеологию,
идеологию вне радикальной ортодоксальности, но строго и непримиримо отстаивающую ценности сложного мира в опоре на сложного человека
». А откуда они взялись, эти самые «сложные люди», не припомните? Цитата: «Поисковое, экспериментальное, сложносочиненное искусство новейшего времени, которое прорастает на наших глазах, в качестве потребителя подразумевает не толпу, не массу, даже не публику, а персонального, отдельного СЛОЖНОГО человека. Это новое искусство признает, что человек может быть противоречивый, неодномерный. И обращается к нему... Инновации – это когда один человек взял и придумал идею. Человек, придумывающий, мыслящий, творящий априори – СЛОЖНЫЙ... К сожалению, те люди, которые принимают решения, не верят, что умножение количества сложных людей в обществе автоматически решит множество проблем нашей жизни... Сложный человек всегда предпочтет коды культуры, о которой мы тут говорим» (https://rg.ru/2009/10/07/kult.html). Этот манифест, заметьте, называется «В поисках сложного человека» и был опубликован в правительственной «РГ»; два автора, как положено – Д.Дондурей и К.Серебренников.

Дондурея уже нет в живых; Серебренников успел побывать худруком Театра Гоголя, а сейчас сдаёт дела своему преемнику. Информация о нежелании столичного Департамента культуры продлевать истекающий контракт со «сложным человеком» вызвала некоторый ажиотаж, но, скорее всего, объяснение тут простое: чиновники не рискнули оставить худруком того, кто после известного судебного дела находится на испытательном сроке, и договорились с ним о кандидатуре «местоблюстителя». Как бы то ни было, о Серебренникове снова заговорили, и Богомолов почувствовал себя подзабытым... Лексику, правда, менять не стал – «сложному человеку» это непросто, а напрягаться лениво. Да и зачем её менять? вполне постмодернистский ход: положить чужие слова на чужую музыку и спеть чуть купированную «Варшавянку» на мотив «Сердце красавицы склонно к измене...»

Но это ещё не всё. Как-никак, речь идёт о «манифесте режиссёра», а режиссёр параллельно ставит перед собой и задачу, и сверхзадачу. Возможная сверхзадача – переплюнуть соседей и коллег из МХАТа на Тверском, и Боякова, и Прилепина, и Дугина (тем более, МХАТ и Малая Бронная располагаются неподалёку, на расстоянии одного мощного плевка). Удалось ли Богомолову уязвить конкурентов – не знаю, вопрос не ко мне. Схалтурил, конечно, но по нынешним временам, глядишь, сойдёт.
Пипл схавает, он привычный.

P.S. Когда текст был написан, выяснилось, что о манифесте Дондурея-Серебренникова уже вспомнил Г.Заславский – https://yandex.ru/turbo/ng.ru/s/kartblansh/2021-02-14/3_8082_kartblansh.html, «Закат Европы vs сумерки Богомолова». Правильно вспомнил. Пальму первенства уступаю без проблем.
Subscribe

  • Вынужденное

    Алексей Битов (poziloy) Очень не хотелось снова писать про всю эту ковидно-вакцинную вакханалию, но деваться, повторю, некуда. Хотя прекрасно…

  • Мастер, Маргарита и немного футбола

    Алексей Битов (poziloy) « Смотреть матч по телевидению все равно, что изучать животное по скелету. Все вроде бы ясно, а теплого и трепетного…

  • 2021: 1 – 15 ноября

    dik_dikij и poziloy Юрий Клепиков, Геннадий Чихачёв, Виктор Коклюшкин и другие. 1 ноября 2021 года умер кинодраматург Юрий Клепиков – сценарист…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments