dik_dikij (dik_dikij) wrote,
dik_dikij
dik_dikij

Category:

Котлеты, мухи и кое-что ещё

Алексей Битов (poziloy)

Совсем я нюх потерял. Ковид, говорите? Нет, это ни при чём, речь не про обоняние, а именно про нюх, почувствуйте разницу.

Несколько раз перечитал попавшуюся на глаза «рецензию». Но так и не понял − это всерьёз или всё-таки стёб? Если всерьёз − П.Руднев сотоварищи, а равно В.Вилисов с А.Заозерской, пожалуй, близки к харакири. Если стёб − не слишком ли тонко? Люди не поймут, смеяться не будут, а кто-то, чего доброго, и поверит.

Сразу оговорю: спектакль не видел, даже в роман, по которому он поставлен, не заглядывал, а шикарную «рецензию» рассматриваю исключительно как самостоятельное произведение − не факт, что художественное, но, во всяком случае, ни разу не документальное.

Стёб или не стёб, вот в чём вопрос. «Уснуть и видеть сны»? в данном случае не поможет − тем более, дурные сны напоминают явь... Короче, пора переходить к суровой прозе наших дней.

«Несколько раз, очевидно, по телефонному звонку, к ним приходил и Добрыня-Ротатор, а иногда я слышал его могучий лекторский голос с великолепными вибрациями и переливами. Порой доносилась и какая-нибудь особенно мудрая фраза, афоризм, которому суждено стать пословицей в веках.
Например: «Когда я увидел в первый раз Исаакиевский собор, я сказал: «Да, это окаменевшая соната»
». Нет, это из другого текста, это Ю.Домбровский, «Хранитель древностей». Но очень точно передаёт мои вкусовые ощущения от фразы, которая не менее достойна жить в веках на правах окаменевшей сонаты. Выловлено из френд-ленты: «Если отбросить все ужимки и прыжки, то, положа руку на сердце, нужно признать. Боякову заявленное удалось. "Лавр" – это суперспектакль, стреляющий энергией, как котлета на сковороде». Ты как около сковороды оказался, Саид? стреляли... и покушать хочется, два в одном.

Кто же на сей раз выстрелил энергией прямо со сковородки? «Комсомольская правда»: «Во МХАТе состоялась обросшая скандалами премьера спектакля "Лавр" с волком, Якубовичем и торсом обнаженного мужчины
Наш колумнист Сергей Селедкин считает – "православный йог поставил невозможный спектакль"
» (https://www.kp.md/daily/21712099/4338315/). Ну, положим, для «православного йога» (если он достиг «православной нирваны») ничего «невозможного» не существует в природе, но почему спектакль «невозможный», г.Селёдкин объясняет отдельно: «Почему «Лавр» невозможно поставить... Произведение о жизни средневекового лекаря Арсения – хоть и лучшее на сегодняшний день сочинение современного классика Водолазкина, но ни разу не пьеса». Итак, поставить спектакль не по пьесе невозможно в принципе – стало быть, чудеса нынче встречаются на каждом шагу, а инсценировщики рождены исключительно для того, чтоб сказку сделать былью. Вы в курсе? Я вот, к сожалению, не знал и теперь вынужден сознаться в собственном невежестве; спасибо товарищу Селёдкину, он открыл мне глаза.

Ещё несколько окаменевших сонат, прямо со сковородки. «Если Алиса Гребенщикова в роли Устины, и Леонид Якубович в роли старца Никандра – это, скорее, затравка, привлекающий внимание ход, то Дмитрий Певцов – попадание очень точное. Три четверти действия Певцов читает текст как рассказчик (актеру пришлось выучить назубок почти всю книгу Водолазкина!), а в конце – с поседевшими волосами и бородой – сам становится главным героем, постаревшим Лавром. Певцов собирает свой особенный спектакль и великолепной актерской игрой ставит убедительную точку, прошибающую насквозь». Бедный Певцов! Он так старался выучить книгу назубок, что поседел (от счастья или от горя, не уточняется). В общем, если не хотите менять масть, не учите роман Водолазкина наизусть... г.Селёдкин и «Комсомольская правда» предупреждают. И на «точку, прошибающую насквозь» тоже следует обратить внимание – при печатании на машинке подобное, помнится, случалось.

Или такой образец высокой поэзии: «В финале – несмолкающие аплодисменты, слезы и искры из глаз. Восторженные дети из числа тех, кому удалось прорваться на спектакль в обход возрастному цензу. Это впечатляет не меньше книги, завоевавшей в свое время все мыслимые и немыслимые награды». Тут вам и гипербола («все мыслимые и немыслимые награды»), и литота («сочинение современного классика Водолазкина» впечатляет, однако, не больше, чем «несмолкающие аплодисменты», каковые в нашей жизни, включая театр, встречаются куда чаще, чем оно того заслуживает). Одна беда: объявлять во всеуслышание, что некоторому количеству детей удалось попасть на спектакль «в обход возрастному цензу» [извините, так в тексте]... как-то не комильфо, знаете ли, Павликом Морозовым попахивает...

Ещё пара образцов высокохудожественной прозы: «спектакль "Мастер и Маргарита", где декораций нет, раскритиковали за то, что декорации такие нищебродские». По идее, чтобы назвать декорации «нищебродскими», их для начала желательно увидеть, а как увидеть то, чего нет? Но это я туплю, наверное – прогресс движется вперёд семимильными шагами, и невозможное возможно, а невидимое видимо.

«упрекать вслед за какой-то злыдней, что из «Лавра» сделали «Зойкин квартирник», было бы глупо». Намёк, конечно, понятен, но вот слово «квартирник» немного смущает: небольшой концерт и условный «самец квартиры» – как ни крути, не совсем одно и то же.

А вот и новый эвфемизм: «Позеленевшая нижняя часть мужского туловища с тем самым органом, который очень любят показывать на спектаклях Кирилла Серебренникова» Представляете? Приходите вы к врачу и интеллигентно так говорите: «Доктор, что делать? меня с некоторых пор беспокоит та часть туловища, которую очень любят показывать на спектаклях Кирилла Серебренникова». Хороший доктор сразу же всё поймёт и назначит вам подобающее случаю лечение; глядишь, вскоре и цвет «части туловища» изменится, как на светофоре, на красный или синий, а кривое, вопреки царю Соломону, сделается прямым. При чём тут кривизна? А всё при том же: «Я-то тоже грешным делом поддался убеждениям негодующих о том, что скрепы попраны. И поверил, что зеленый кривочлен – это чуть ли не главная афиша [т.е. член стоял прямо, пока не вынули скрепы].
Оказалось – ничего подобного. Картинка провисела секунд двадцать и то по делу. Травник Христофор объяснял маленькому герою «Лавра» устройство человеческого тела». Однако: «картинка провисела секунд двадцать», но словосочетание «зелёный кривочлен» колумнист Селёдкин повторил, как минимум, дважды – видимо, сильно впечатлился.

«Когда Бояков получил МХАТ во владение – решил, что именно "Лавр" должен стать программным высказыванием обновленного театра...» О, вслушайтесь в эти чарующие звуки: «получил МХАТ во владение»...

Понятно, Бояков (как и Водолазкин) за Селёдкина не отвечает: мало ли, что взбредёт в голову свободному художнику слова... Впрочем, в одном случае тень селёдкинской славы падает на самого постановщика: «Режиссер долго не мог решить, как изобразить житие на сцене, но решение пришло случайно, когда худрук взглянул на икону в своем кабинете.
«Я увидел, что в центре иконы изображен святой, а вокруг него по часовой стрелке идут картинки из его жизни, рассказывающие о его пути к святости. Этот принцип комикса и помог нам создать декорацию из 24 кубиков, где с помощью актеров оживает путь Лавра», – рассказывал Эдуард
». М-да, заявить, что в клеймах используется «принцип комикса» – это, конечно, исключительно православно (попробовал бы изречь что-нибудь подобное тот, кто любит показывать зрителям «нижнюю часть мужского туловища с тем самым органом»... ох, прилетело бы ему от православных активистов по полной программе... В порядке ликбеза, если угодно: «Клейма – небольшие иконографические композиции, отражающие самостоятельные сюжеты, расположенные на иконе вокруг центрального изображения. Обычно они содержат избранные моменты жития изображаемого святого (житийная икона) или основные события праздника. Обычно клейма в иконе читаются по часовой стрелке с верхнего левого угла; первое клеймо находится в левом верхнем углу» (https://azbyka.ru/klejma). Можно сослаться и на православный сайт https://foma.ru/chto-takoe-ikonyi-s-kleymami.html, там то же самое, но менее подробно. Кстати, первые комиксы, если на то пошло, были, по сути, теми же клеймами, так что вопроса, кто на ком стоял, тут никак возникнуть не должно. Если, конечно, не считать, что птица летает по принципу самолёта.

Получается, Селёдкин подставил Боякова по полной программе. Может, не стоит впредь пускать Добрыню-Ротатора в театр? А заодно и в редакцию...
Впрочем, как вам будет угодно.


P.S. Что касается театральных познаний колумниста Селёдкина... Справедливости ради, он понял (или ему объяснили), что по части декораций бояковский «Лавр» не оригинален: «в Европе, начиная с нулевых, подобные сценографические конструкции использовали очень часто, а если говорить про Москву – то почти один в один такая декорация была, например, в РАМТе в спектакле "Рок-н-ролл" по Стоппарду. Любил "многотажки" Женовач: он ставил в таких конструкциях Булгакова».

А вот по другим «находкам» колумнист так заходится от восторга, будто ничего похожего не было никогда и нигде. «помимо музыки и визуальных эффектов, спектакль использует обонятельную составляющую. Зрителя сопровождает букет запахов. Пахнет ладаном, морем, цветами, избой травника Христофора. (Иной раз полезный дух был настолько сильным, что зрители в первых рядах чихали в маски)». Вообще-то, в современном театре догадались использовать «обонятельную составляющую» задолго до того, как Роснепотребнадзор запретил пацакам снимать намордники.

Далее. «Поражает настоящий дрессированный волк-артист, который выходит даже на финальный поклон и не боится аплодисментов». За волков не скажу, но лошади, собаки, коты на театральную сцену выходят уже давно. Они не волки? Понятно, но на нашей планете, по слухам, только млекопитающих 5,5 тысяч, и если выход на сцену каждого нового (допустим) вида считать «театральным открытием»... О, сколько нам открытий чудных... Кстати, есть ещё и птицы, к примеру (петухи и голуби точно были, а как насчёт дрессированных ястребов-тетеревятников?)

Наконец, «Житие, поставленное на сцене». «Валерий Фокин вывел на сцену православную святую, культ которой в Петербурге имеет особенный, несколько кликушеский градус, и исхитрился за полтора часа спектакля не допустить ни одной кисло-сладкой ноты – несомненное художественное достижение» (см. https://alexandrinsky.ru/afisha-i-bilety/kseniya-istoriya-lyubvi/, газета «Ведомости», 2 марта 2009 года).

Нет уже в живых ни автора статьи в «Ведомостях» Д.Циликина, ни автора пьесы В.Леванова, а спектакль в Александринском идёт во второй редакции. Но идёт – вне зависимости от того, слышал о нём колумнист Селёдкин или нет.

Между прочим, полное название пьесы Леванова – «Святая Блаженная Ксения Петербургская в житии» с подзаголовком «пьеса в клеймах». А спектакль МХАТ, как утверждает afisha.ru/, называется «Лавр. Житие в клеймах».
Ни разу не в комиксах.

Вот такие котлеты.
Стреляют...
Subscribe

  • 2021: 23 – 31 августа

    dik_dikij и poziloy Прощаемся с летом. 23 августа 2021 года умер Гоча Ломия. « Ломия... знаком советскому зрителю по своему экранному дебюту – в…

  • 2021: 12 – 22 августа

    dik_dikij и poziloy Продолжаем свою припозднившуюся «летопись». 12 августа 2021 года умерла Уна Стаббс. « Стаббс в Британии была известна как…

  • Год назад: 2020, 8 – 19 сентября

    dik_dikij и poziloy Ещё 12 дней прошлой осени. 8 сентября 2020 года умерла Нафисет Айтекова-Жанэ. « В 1961 году пришла на работу в Краснодарский…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments