dik_dikij (dik_dikij) wrote,
dik_dikij
dik_dikij

Category:

Письма из Пермского периода. Письмо первое

Алексей Битов (poziloy)

«Загнанных лошадей пристреливают, не правда ли?» Честно говоря, после просмотра 20 с лишним спектаклей за неделю ощущения похожие, но стреляться не стану, не надейтесь. Всё проходит, и это пройдёт – вопрос в том, что остаётся в памяти.

Итак, IV Фестиваль МакДонаха, Пермь, 1 – 7 октября. Где-то неподалёку постоянно мелькала зловещая тень Роспотребнадзора, но, слава Богу, обошлось, не доползла.

Официальные результаты.

XMA Header Image

С абсолютным большинством решений категорически согласен, в нескольких случаях, будем считать, воздержался, по 2 позициям есть сомнения, но бухтеть не стал, поскольку не увидел альтернативных кандидатов, за которых хотелось бы рвать тельняшку.

Были объективные сложности: 11 спектаклей мы смотрели вживую, а 8 закордонных – в режиме онлайн; сравнивать следует, согласитесь, подобное с подобным, а тут о серьёзном подобии говорить, полагаю, сложно. Но деваться некуда – такова суровая реальность, данная нам в ощущение...

Ещё одна сложность: параллельно фестивальным показам шли спектакли Театра «У Моста» (понятно, внеконкурсные, но тоже по МакДонаху), и возникали невольные, но неизбежные сравнения. Стало быть, исполнителям мужских ролей (к примеру) приходилось по факту соперничать с В.Ильиным, С.Мельниковым, В.Скидановым, к тому же «на чужом поле». А с такими соперниками состязаться крайне сложно.

К слову. Мельникова и Скиданова жюри отметило спецпризами, Ильина – нет, но объяснение тут самое простое: Ильин награждался спецпризами на двух предыдущих фестивалях, третий раз кряду стал бы уже перебором. А что касается лауреатов... Онлайн-показ одного спектакля вынужденно перенесли на следующее утро, в фестивальной программе образовалась «дыра», и чтобы её заполнить, Театр «У Моста» дополнительно сыграл «Череп из Коннемары» – сразу же после «Калеки с Инишмана». Кто смотрел или читал «Калеку», понимает, сколько сил (в том числе физических) забирает этот спектакль у актёра, играющего Калеку Билли. А Скиданов после Билли вышел в «Черепе» – да, в роли второго плана, но отнюдь не в эпизоде. Уверяю вас, это посложнее, чем просмотреть за неделю два десятка спектаклей; честь и хвала актёру, умеющему так работать.

Мельникова наградили за роль Портье в «Безруком из Спокэна», и он там, спору нет, хорош. Но ещё больше этот актёр впечатлил меня, как ни странно, в «Палачах», где у него совсем небольшая роль (Билл, один из посетителей паба). По ходу спектакля троице посетителей и полицейскому предлагают покурить на улице, и они уходят в задний «карман», отгороженный от сцены стеклом. Так вот, Мельников даже там ни на минуту не выключается, периодически нетерпеливо заглядывая в «паб» снаружи. Настолько вжился в роль (повторю, ни разу не основную) или настолько не любит давать себе послабления? Понятно, телодвижения актёра за стеклом заметят от силы человек 10 в зале, но тем и ценнее суперпрофессиональная работа Мельникова.

Как бы то ни было, пора переходить к фестивальным спектаклям. О двух из них (включая обладателя «Гран-при») планирую написать отдельно. А сегодня – ещё о трёх; естественно, за основу беру то, что говорил на обсуждениях, добавить практически нечего.

«Человек-подушка», Orange Theatre, Нидерланды (режиссёр Р.Хопсон, сценограф Л.Рид) – самая, пожалуй, интересная работа из всего, что мы увидели онлайн. Театр, кстати, не совсем голландский («В Orange Theatre играют артисты из разных стран»), но если в программке написано «Нидерланды» – будем считать, Нидерланды («Orange», опять же), да и не суть. А «Человек-подушка» – пьеса хитрая, для постановки достаточно сложная, тут надо ключик подобрать, чтобы не получилась скучная читка. Условные голландцы такой ключик нашли – полицейские Тупольски и Ариэль оказались женщинами в камуфляже, и почти бестелесная литературная история МакДонаха обрела необходимую плоть. Понятия не имею, было ли это ноу-хау постановщика или он зацепился за чью-то чужую находку, но получилось очень даже любопытно, и актрисы (особенно Дж.Лампрелл – Тупольски) вписались в текст, словно так и было задумано автором.

И ещё один вариант «Человека-подушки», на сей раз отечественный, сыгранный вживую – «the Театр», Уфа (режиссёр-постановщик и художник Р.Абраров). Здесь я первую треть, что греха таить, откровенно скучал – не хватало энергетики, со сцены зачитывался какой-то гибрид С.Беккета и Д.Данилова («Человек из Годольска», скажем так). Но когда появился новый персонаж, Михал (М.Петросян) – всё вдруг преобразилось и ожило. Мало того, актёр «заразил» своего сценического брата Катуряна (А.Самигуллин), и этого «завода» хватило на всё второе действие (уже без Михала). Эх, если бы губы Никанора Ивановича да приставить к носу Ивана Кузьмича... если бы оранжевых камуфляжниц объединить с братьями из Уфы... совсем славно получилось бы; нереально, конечно, но помечтать-то не вредно...
Кстати, у уфимцев запомнилось и музыкальное оформление. Жаль, их спектакль показали в последний день, когда жюри уже договорилось отказаться от этой номинации (изначально – открою тайну – она в Положении присутствовала). В итоге получился только спецприз, хотя, может быть, это и к лучшему: ребятам есть, куда расти и что преодолевать, пусть всё идёт своим чередом.

Последний на сегодня спектакль – «Безрукий из Спокэна» («Ночной театр», Санкт-Петербург, режиссёр и сценограф Д.Тарасов). Тоже, между прочим, совсем не простая пьеса – для начала неплохо бы определиться, кто там в главных героях, заглавный маньяк Кармайкл или чудной портье Марвин; с одной стороны, Кармайкл и начинает, и заканчивает действо, а с другой – в средней части текста он не появляется вовсе, а на сцене за это время много всего происходит. Питерцы поставили на Кармайкла, для чего, насколько я понял, урезали эту самую среднюю часть. И снова напомнили о театре абсурда – МакДонаха часто (не факт, что обоснованно, но часто) сравнивают с К.Тарантино, а тут мы увидели нечто оригинальное: как выглядел бы Беккет, переписанный Тарантино на свой лад. Такой вариант прочтения, на мой взгляд, тоже возможен, несколько огорчило другое: спектакль получился каким-то слишком серьёзным, остро не хватало авторского юмора, без чего и МакДонах – ни разу не МакДонах. Впрочем, не исключу, что молодые ребята просто переволновались, зажались, опыта у них, конечно, пока маловато.

В завершение первой части – несколько общих слов. Правомерный вопрос: правильно ли устраивать фестивали одного драматурга? На вопрос «Будут ли деньги при коммунизме?» Армянское радио, помнится, некогда ответило: «У кого будут, а у кого и нет». В нашем случае ответ тот же: смотря какой драматург; если пьесы допускают разные прочтения – никаких противопоказаний не вижу (понятно, речь не о современных модных «интерпретаторах», не к ночи будь помянуты; эти способны прочесть всё, лишь бы не то, что написано). А МакДонаха можно считывать очень по-разному, и отношения между персонажами выстроить тоже по-разному, ничего не высасывая из пальца и ни на йоту не отступая от авторского текста. Что мы и увидели на фестивале. И даже там, где эти отношения были едва намечены пунктиром, условные пунктиры не очень-то пересекались.
Тем интереснее сравнивать.

Хорошо, что нам предоставили такую возможность. Дай Бог, не в последний раз.

Subscribe

  • 2021: 23 – 31 августа

    dik_dikij и poziloy Прощаемся с летом. 23 августа 2021 года умер Гоча Ломия. « Ломия... знаком советскому зрителю по своему экранному дебюту – в…

  • 2021: 12 – 22 августа

    dik_dikij и poziloy Продолжаем свою припозднившуюся «летопись». 12 августа 2021 года умерла Уна Стаббс. « Стаббс в Британии была известна как…

  • Год назад: 2020, 8 – 19 сентября

    dik_dikij и poziloy Ещё 12 дней прошлой осени. 8 сентября 2020 года умерла Нафисет Айтекова-Жанэ. « В 1961 году пришла на работу в Краснодарский…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments