dik_dikij (dik_dikij) wrote,
dik_dikij
dik_dikij

Categories:

2020: 17 – 31 июля

dik_dikij и poziloy

Уже лето накатывает на финиш, а мы только июль сегодня завершаем. Запоздалый мемориальный пост.

17 июля 2020 года умерла Рене Марсель (Зизи) Жанмэр, легендарная французская балерина, непревзойденная Кармен и, нельзя не отметить, ученица русского педагога Б.Князева.
«Уникальная балерина, танцовщица, певица, киноактриса, настоящая Дива французского кабаре! Женщина-символ высокого стиля и шика! Вошедшая в историю под псевдонимом ZiZi, который она сама себе придумала в детстве... В XX веке было всего 3 балерины с самыми совершенными ногами: Екатерина Максимова, Алла Осипенко и Зизи Жанмер. Это признавали все балетные!
Именно она ввела моду на короткую стрижку под мальчика, когда в 1949 году ее муж Ролан Пети постриг перед премьерой балета «Кармен»... когда я стал ректором, она передала в дар музею Академии свой костюм из «Кармен» и костюм Ролана из «Коппелии», так как считала, что они выучены русскими педагогами и хотела что бы их частичка тоже хранилась в храме в России
» (Н.Цискаридзе, https://zen.yandex.ru/media/tsiskaridze/zizi-5f118097490c9121eb3be26f).

19 июля 2020 года умерла Марина Макарова, актриса Костромского камерного театра (с 2014 года). В сентябре ей исполнилось бы 46, но в начале лета у неё обнаружили онкологическое заболевание. Театр пытался собрать средства на лечение, только времени, к сожалению, уже не было. «Наш коллектив безумно благодарен Вам за Вашу отзывчивость, за Ваши добрые сердца! Вы не оставили нас в беде, на лечение Марины Макаровой была собрана большая сумма. Но деньги в этой жизни решают далеко не всё» (http://www.kamerniy-teatr.ru/theatre/news/27).
Телезрители могут вспомнить актрису по сериалам «Убойная сила», «Тайны следствия», «Опера». А в сериале «Секретная служба Его Величества» Макарова сыграла одну из своих легендарных сценических предшественниц, Марию Андрееву.
Но пусть будет «Убойная сила» – «Рикошет», https://ok.ru/video/10806625784 (Вера Лебедева, с 5-й минуты).
М.А.Макарова, 30.09.1974 – 18.07.2020


19 июля 2020 года умер уральский композитор Евгений Родыгин. «В далеком 1937 году бухгалтер из Нижней Салды Павел Александрович Родыгин принял решение продать корову и купить баян 12-летнему сыну Женьке. Тогда глава семейства вряд ли мог предположить, что это удачное вложение средств» (https://rg.ru/2020/05/06/reg-urfo/pochemu-pesni-kompozitora-frontovika-liubil-i-narod-i-pervye-lica-stran).
«Его песни хоть раз, да слышал каждый. "Ой, рябина кудрявая", "Если вы не бывали в Свердловске", "Белым снегом"… В советское время их пели в каждом доме, порой не зная, кому они принадлежат... Несколько лет назад я была в Генте, на премьере в театре. Гуляя по городу остановилась как вкопанная, услышав звуки "Уральской рябинушки". Ее играл дуэт аккордеониста с баянистом. Боже мой, где Урал, почти народная песня, и что обычно играют на улицах европейских столиц! Честно скажу, была потрясена» (Л.Барыкина, https://rg.ru/2020/07/20/reg-urfo/umer-znamenityj-avtor-pesni-uralskaia-riabinushka.html).
2020 год на Среднем Урале был объявлен Годом Евгения Родыгина. К сожалению, концовка «именного» года пройдёт уже без композитора.

20 июля 2020 года умер Александр Беляев. «Самый популярный ведущий прогноза погоды на отечественном ТВ говорил про себя в каждом втором интервью: «Я не профессиональный метеоролог»... Образ профессора в очках и уютной жилетке оказался для прогноза погоды совершенно идеален... Беляевский прогноз погоды – и это огромная редкость для ТВ – стал авторской программой... Как не раз замечали журналисты, Беляев работал на телевидении кем-то вроде психотерапевта: слушая его, действительно можно было поверить, что у природы нет плохой погоды. Его прогнозы, завершавшие выпуски новостей, сильно сглаживали впечатление от этих самых новостей, которые и сейчас не всегда радуют телезрителя, а в конце 90-х стабильно вгоняли его в депрессию. Беляев и сам прекрасно это понимал. Он говорил: «Мне хочется, чтобы, глядя на меня, телезритель улыбнулся, расслабился, снял с себя груз прожитого дня. Мне важно не оставить телезрителя в ощущении безысходности. Я как бы говорю ему: "Не надо расстраиваться, жизнь продолжается, в конце концов все будет хорошо» (https://www.kp.ru/daily/27158/4256427/).
Были времена – говорили «Александр Беляев», а подразумевали «фантастика». Что греха таить, порой и прогнозы оказывались совершенно фантастическими. Прогнозы вообще сбываются не так часто, особенно – радужные. Но зачем пенять на телеведущего? свою часть работы Беляев делал отменно.

20 июля 2020 года умер Александр Боголюбов, «режиссер игровых фильмов «Мелодия на два голоса» и «Батальоны просят огня» (совместно с В.Чеботаревым); анимационных фильмов «Бумеранг», «Волшебник Изумрудного города» (фильмы 4 и 5), «Приключения Незнайки и его друзей» (серии «Воздушное путешествие» и «Возвращение»)» (https://unikino.ru/bogolubov-nekrolog/). Странно, конечно, что не указаны такие сорежиссёры как Р.Качанов («Воздушное путешествие») и Г.Полока («Мелодия на два голоса»), но заслуг Боголюбова это никак не умаляет.

20 июля 2020 года умер Виктор Чижиков, художник-карикатурист и книжный иллюстратор. Андерсен, Кэрролл и Милн, Биссет и Родари, Крылов и Чуковский, Заходер, Драгунский и Коваль, Волков и Успенский... Была, говорят, даже такая издательская присказка: «грустная книжка? Дайте Чижикову. Он усмешнит».
Но так получилось, что Винни-Пуха и всех-всех-всех отодвинул в сторону другой Мишка – Талисман, символ Олимпиады-1980. Игры закончились, Мишка улетел, а Чижиков остался именно автором полюбившегося зрителям Талисмана: Бабочкин – Чапаев, а Чижиков – олимпийский Мишка. Конечно, Мишка Чижикова не совсем съел, но ведь близко к этому, если честно. Хотя авторские права на своё детище художник оформить так и не смог...

21 июля 2020 года умер Андрей Сиротин. «На 35-м году жизни умер наш выпускник, российский актёр Андрей Сиротин. Об этом в фейсбуке сообщила пресс-служба Московского драматического театра имени Пушкина.
«С горечью сообщаем, что не стало талантливого артиста Андрея Сиротина, нашего задумчивого принца Калафа. Соболезнуем близким и родным. Светлая память», – говорится в сообщении.
Сиротин окончил Мастерскую Олега Кудряшова. В кино его знают по работам в сериалах «Перекрёстки судьбы», «Достоевский», «Шериф», а также по картине «Дирижёр»
» (https://www.gitis.net/allnews/item/sirotin).
«Андрей был одним из самых интересных и перспективных студентов этого очень сильного курса. Я помню его работы, помню наши разговоры с ним. Он был сложным человеком, со своим миром, своими взглядами на жизнь и на людей. С ним было интересно и увлекательно работать» (О.Кудряшов, https://www.gitis.net/directing/item/pamyati-andreya-sirotina).
В ГИТИСе актёр сыграл Онегина, Акакия Акакиевича, Креонта, в «Табакерке» – Треплева. А самая большая роль на экране – младший Авдеев в сериале «Шериф».
«Шериф», фильм 5, «Сто тысяч для сына» (1 серия) – https://my.mail.ru/mail/dimon.yarkov/video/6494/6517.html (Олег, смотрите с 15-й минуты).
А.Ю.Сиротин, 02.05.1986 – 21.07.2020


21 июля 2020 года умер молдавский актёр Валериу Казаку. Он служил в кишинёвском театре Пушкина (ныне – Театр Эминеску), а в 1990-м стал одним из основателей театра Караджале. «На его счету более 40 ролей в отечественном и зарубежном кино. Кроме того, он является одним из основателей "Театра миниатюр". Также он принимал участие в телевизионных и радио-спектаклях» (https://ru.publika.md/nevospolnimaya-utrata-umer-narodnyy-artist-moldovy-valeriy-kazaku_2201364.html). В некоторых некрологах пишут о 50 и более экранных ролях, но ни на kino-teatr.ru, ни на kinopoisk.ru таких данных нет – указано 9-11 небольших работ, и подходящего видео мы, к сожалению, не нашли.
В.Казаку, 18.02.1948 – 21.07.2020


24 июля 2020 года умерла Нина Андреева. Её письмо «Не могу поступиться принципами», опубликованное «Советской Россией» 13 марта 1988 года, без преувеличения поставило на уши если не весь СССР, то, во всяком случае, значительную его часть. По одной из версий это письмо она писала не сама (что вполне соответствует известной газетной практике), но нет ни малейших оснований считать, что взгляды, выраженные в письме, расходятся с позицией Андреевой. В любом случае тот, кто рискнул публично пойти «против течения», заслуживает уважения – даже если ему (ей) обещано высокое прикрытие. Кстати, у Андреевой должного прикрытия не оказалось – по её собственным словам, «В институте меня отлучили от занятий со студентами по приказу ректора вуза [в лучших советских традициях, однако: разошлась с «генеральной линией» – значит, не имеешь права преподавать химию в Технологическом институте]... В феврале 1989 года я взяла отпуск «без сохранения содержания», который длился до достижения мною пенсионного возраста. Мой муж тоже был лишён работы. Более двух лет мы жили без средств к существованию, тратя те деньги, что были припасены на Сберкнижке «на чёрный день» (https://aif.ru/politics/russia/zhenshchina_priostanovivshaya_perestroyku_intervyu_s_ninoy_andreevoy).
Реплика в сторону: два года жить на сбережения при тогдашних, ещё не «отпущенных», но уже постоянно растущих ценах... вряд ли обычная советская семья могла бы позволить себе такое. Получается, «женщиной из народа» Андреева, как ни крути, не была.
И почти курьёзный момент. Слова «Не могу поступиться принципами», которые обычно приписывают Андреевой, на самом деле являются парафразом. Ритуальная цитата из Генсека предписывалась тогдашними правилами игры, и финал письма, опубликованного «Советской Россией», соответствовал канону: «Как говорил М.С.Горбачев на февральском Пленуме ЦК КПСС, "мы должны и в духовной сфере, а может быть, именно здесь в первую очередь, действовать, руководствуясь нашими, марксистско-ленинскими принципами. Принципами, товарищи, мы не должны поступаться ни под какими предлогами"». И те, кто повторяет эту фразу, апеллируют, получается, не столько к Андреевой, сколько к Горбачёву.

25 июля 2020 года умерла Оливия Мэри де Хэвиллэнд, «последняя легенда золотого века Голливуда, Мелани из «Унесенных ветром»... Год назад многие делились в соцсетях свежей фотографией Оливии: в 103 года она преспокойно рассекала на велосипеде по парижской улице... И в ответ на вопросы о долголетии говорила, что главное – это любить, смеяться и постоянно чему-то учиться» (https://www.kp.ru/daily/27161/4259785/).
«Началась ее актерская карьера стремительно и безоблачно. Восемнадцатилетнюю дебютантку заметил чуть ли не в школьной постановке шекспировского «Сна в летнюю ночь» сам Макс Рейнхардт, великий реформатор немецкого театра, бежавший от нацистов в Америку. В его единственной голливудской постановке того самого «Сна» (1935) Де Хэвилленд и дебютировала на экране в роли Гермии.
Незамедлительно последовал восьмилетний контракт с Warner Bros., где Де Хэвилленд прославилась восемью экранными дуэтами с самым роковым и романтичным премьером студии Эрролом Флинном прежде всего в фильмах Майкла Кертица – пиратском «Капитане Бладе» (1935), «Приключениях Робин Гуда» (1938), военно-колониальной «Атаке легкой кавалерии» (1936) и костюмной «Частной жизни Елизаветы и Эссекса» (1939). За ней закрепилось амплуа юной аристократки или наивного «сорванца», открывающей для себя любовь и способной ради этой любви на любые жертвы... жест Уорнеров, одолживших Де Хэвилленд студии MGM для съемок в «Унесенных ветром», ей аукнулся. Уорнеры «вычли» время, потраченное актрисой на работу с Флемингом, из ее семилетнего контракта и потребовали это время отработать. Де Хэвилленд взбунтовалась и подала на Уорнеров в суд, что стоило ей трехлетнего «запрета на профессию». Но в итоге она не только отстояла свои права: ее «казус» лег в основу судебного решения, гарантировавшего защиту профессиональных прав киноактеров
» (https://www.kommersant.ru/doc/4432881).
Понятно, по жизни актриса не отличалась мягкостью своей героини Мелани Гамильтон; как говорится, это надо было сыграть. Но играла де Хэвиллэнд так, что память о ней, если когда-нибудь и унесёт ветром, то ещё очень не скоро.
«Унесённые ветром» (благо, фильм пока не запретили, хотя идиотов хватает по любую сторону океана) – https://my.mail.ru/mail/elena.astakhova/video/20467/21142.html (Мелани, с 20-й минуты).
О.М.Де Хэвиллэнд, 01.07.1916 – 25.07.2020


25 июля 2020 года умер Джон Сэксон (Кармине Оррико). «Сниматься начал в середине пятидесятых, далее появившись в почти двух сотнях фильмов и сериалов... лейтенант Томпсон в трех частях "Кошмара на улице Вязов", включая первую, Ропер в "Выходе Дракона" с Брюсом Ли и Медена в "Аппалузе" с Марлоном Брандо... В 1988-м Сэксон выступил режиссером хоррора "Дом смерти"» (https://rg.ru/2020/07/26/legendarnyj-akter-dzhon-sekson-umer-nakanune-svoego-dnia-rozhdeniia.html). Почему-то не упомянут шикарный фильм Р.Родригеса «От заката до рассвета» – правда, у Сэксона там совсем небольшая роль (Чэйз, агент ФБР).
Надо сказать, фильмография Сэксона наполнена кровью («Queen of Blood», «Blood Beach», «Blood Salvage») и прочими кошмарами. Но по части кошмаров ночная Elm Street, конечно, вне конкуренции; самый первый «Кошмар на улице Вязов» – https://www.youtube.com/watch?v=yWMiPDEotq0 (Лейтенант Томпсон – отец Нэнси, смотрите с 19-й минуты).
Дж.Сэксон (К.Оррико), 05.08.1935 – 25.07.2020


27 июля 2020 года умерла Алла Немодрук, создатель и художественный руководитель театрального фестиваля «Летние балетные сезоны». «Немодрук обладала неисчерпаемой энергией и огромным запасом сил и идей. По их словам, руководитель постоянно вовлекала в свое дело новых людей, развивая собственный проект, который "за 20 лет стал визитной карточкой летней Москвы и неотъемлемой частью культурной жизни столицы"» (https://www.m24.ru/news/utraty/27072020/126741).

27 июля 2020 года умерла литовская актриса Гражина Баландите. В её послужном списке – более 100 ролей на сцене (Каунас плюс 1 сезон в Клайпеде) и около 20 экранных работ, пусть и не в самых прогремевших фильмах. Были и главные роли, вот одна из них – «Лестница в небо» (1966 год), https://my.mail.ru/mail/fabri-62/video/28999/25794.html (Рамуне, с 4-й минуты).
Г.Баландите, 27.06.1937 – 27.07.2020


27 июля 2020 года умер Джанрико Тедески. Его биографию можно найти на https://www.unionesarda.it/ru/articolo/spettacoli/2020/07/28/addio-all-attore-gianrico-tedeschi-una-vita-in-scena-7-1044022.html, но машинный перевод (по-видимому, с итальянского) настолько ужасен, что проще изложить своими словами. Тедески родился в 1920-м, в войну служил в итальянской армии, отказался присягнуть декоративной «Республике Сало» и оказался в немецком лагере. Как актёр дебютировал в 1947-м у Дж.Стрелера (в «Слуге двух господ»?), работал с Л.Висконти и Р.Росселлини. В последний раз вышел на сцену в 2016-м, в 96 (!) лет, и на вопрос, не трудно ли ему было, отвечал «Напротив, сцена дает силу».
Сведений о конкретных ролях Тедески мы не нашли и не знаем, играл ли он в «русских» спектаклях того же Стрелера, а на телеэкране актёр побывал и Мармеладовым, и Сориным; к слову, Соню Мармеладову и Нину Заречную играла И.Оккини, умершая в июле 2019-го. Об этой актрисе мы писали: «За 58-летнюю карьеру она снялась менее, чем в 50 фильмах, и это не были картины Феллини, Антониони, Пазолини, Росселлини, Бертолуччи, Висконти. Правда, у Висконти она играла, но только в театре, не в кино» (https://dik-dikij.livejournal.com/1616456.html). Кинокарьера Тедески длилась немного дольше, и ролей сыграно чуть побольше, но по сути – похоже. В любом случае, 70 лет на сцене – уже легенда, и видеоподкрепление тут, полагаем, не обязательно.
Дж.Тедески, 20.04.1920 – 27.07.2020
(фото 1956 года).

29 июля 2020 года умер Игорь Яркевич. «В Москве умер писатель Игорь Яркевич, который известен скандальными названиями своих книг, сообщает РЕН ТВ»; впрочем, если без эвфемизмов, скандальными были не только названия.
Он был на слуху в 90-е как один из апостолов андеграунда; потом пришли новые времена, в андеграунде установилась своя «вертикаль», и Яркевичу места не хватило. По версии самого автора (и его оставшихся поклонников), он был слишком, так сказать, метафизичен: «Надо привыкать к тому, что все уходит. Философия, метафизика, жизнь, смерть. Сегодня мы теряем то, что имеем в литературе лучшего. Будет текст с долгим началом, долгой серединой и долгим концом – одномерный, туповатый текст». И далее: «Мне кажется, что бывают в истории культуры такие периоды, когда происходит мощный реванш графомана. Например, сейчас. И конца-края этому реваншу пока не видится... Сколько отпущено Богом этой эпохе, столько она и будет длиться со своими чудовищными сериалами и детективами. Это записано на небесах». И вообще, «Сейчас от писателя требуется только одно – чтобы он не мешал продавать его книжки» (2009 год, http://reading-hall.ru/publication.php?id=527).
«Иногда мне кажется, что из героев 90-х остался непереваренным и уцелел только я» – это, нетрудно догадаться, тоже Яркевич. А во что превратилось переваренное? «Я на сегодняшний день не вижу никакой разницы между Витей Пелевиным и, например, Марининой. Это голый формат, без всякого стиля, словесной энергетики. Вообще без всего». Тут же и мантра: «Мы фактически уже пережили конец живописи, конец театра. Ничего странного, что настала очередь литературы».
Впрочем, с некоторыми высказываниями Яркевича сложно не согласиться. Особо выделим два из них: «Литература стала приложением к издательской деятельности» и «Критики как таковой просто нет, есть журналистика».
Будете спорить?

31 июля 2020 года умер Алан Уильям Паркер. «Он снял фильм «Стена» на музыку Pink Floyd, такие знаменитые картины, как «Полуночный экспресс», «Эвита», «Жизнь Дэвида Гейла», «Птаха»... в 1976 вышел первый полнометражный фильм Алана «Багси Мэлоун», который был стилизован под гангстерский фильм с детьми в главным ролях – они стреляли кремом из автоматов. Уже тогда на необычную работу обратили внимание в Каннах. Следующим стал «Полуночный экспресс» о страданиях молодого американского наркодилера в турецкой тюрьме. Благодаря ему, об Алане Паркере заговорили уже как одном из самых талантливых зарубежных современных режиссерах. Дальше он экспериментировал в самых разных жанрах – от мюзикла о студентах Нью-Йоркской высшей школы искусств («Слава» 1980) до семейной драмы («Иди на обман» 1982)» (https://www.mk.ru/culture/2020/07/31/ot-tyazheloy-bolezni-umer-rezhisser-polunochnogo-ekspressa-alan-parker.html).
О фильме «Стена»: «Сюрреалистические эксперименты с пространством и временем в этой картине произвели ошеломляющее впечатление на наших соотечественников эпохи позднего застоя; в результате Паркер стал стопроцентно культовой фигурой, а когда он приехал в Россию в 1990 году, его встречали как полубога» (А.Плахов, https://www.kommersant.ru/doc/4440755).

Боги, как известно, бессмертны. Полубоги, получается, нет.
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • 2021: 23 – 31 августа

    dik_dikij и poziloy Прощаемся с летом. 23 августа 2021 года умер Гоча Ломия. « Ломия... знаком советскому зрителю по своему экранному дебюту – в…

  • 2021: 12 – 22 августа

    dik_dikij и poziloy Продолжаем свою припозднившуюся «летопись». 12 августа 2021 года умерла Уна Стаббс. « Стаббс в Британии была известна как…

  • Год назад: 2020, 8 – 19 сентября

    dik_dikij и poziloy Ещё 12 дней прошлой осени. 8 сентября 2020 года умерла Нафисет Айтекова-Жанэ. « В 1961 году пришла на работу в Краснодарский…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments