dik_dikij (dik_dikij) wrote,
dik_dikij
dik_dikij

Category:

О бедном театре замолвите слово...

Алексей Битов (poziloy)

Пока театральные площадки патрулирует Роснепотребнадзор с коронавирусом на поводке, сам театр ушёл в глухое подполье (больше-то некуда). Впрочем, история прощания С.Гармаша с «Современником» не прошла бы незамеченной даже в разгар сезона: ещё бы, старожил театра и его ведущий актёр наехал на назначенного в январе худрука В.Рыжакова.

Рыжаков для тусовки – человек, мягко говоря, не чужой, и за защитниками, как водится, дело не стало. Правда, защита вышла какой-то странной: так, Л.Ахеджакова, в молчаливости, как известно, не замеченная, на собрании 31 июля, вроде бы, «сидела и молчала», а уже 1 августа резко высказалась против Гармаша, обвинив его, на минуточку, в стукачестве («если тебе не нравится интеллигентный и талантливый режиссёр В. Рыжаков и у тебя имеются свои представления, в чьих руках по праву должен оказаться наш театр (наш, а не твой), не стоило «стучать» на него в высоких кабинетах»). Неужто уже после скандального собрания кто-то подкинул Ахеджаковой новую информацию, которой она безоговорочно поверила? Или, как вариант, поначалу не хотела выносить сор из избы, но загадочный кто-то её уговорил?

В унисон с Ахеджаковой выступили М.Неёлова и Ч.Хаматова; что и говорить, сыгранность на сцене – страшная сила. Характерно: заявление Неёловой (при всём уважении к актрисе) до боли напоминает письма в поддержку партии и правительства, пачками публиковавшиеся некогда в газетах, читать которые не советовал профессор Преображенский (в исполнении, кстати, одного из основоположников «Современника»). Судите сами: «Пришел в театр режиссер с самыми прекрасными намерениями – работать, создавать, развивать, двигаться вперед... нельзя все время оглядываться на прошлое, хотя бы потому, что Традиция это не застывшая форма, а разумная эволюция. Именно это, как мне кажется, пытается привнести в театр Виктор Рыжаков, который как главный режиссер театра сформулировал свою позицию, построив многогранный, интересный репертуар для театра на три года вперед!..» (https://novayagazeta.ru/articles/2020/08/01/86484-garmash-uhodit-teatr-vozvraschaetsya). Судя по всему, заявление это писалось каким-то не слишком театральным деятелем из близкого окружения «режиссёра с прекрасными намерениями» на три года вперёд.

Разумеется, не обошлось и без толстого намёка на личную обиду Гармаша: «Мне кажется, такой «драматически» выстроенный уход оскорбленного С.Л.Гармаша со сбора труппы больше связан с его личными амбициями и неоправданными ожиданиями, чем с творческими декларациями». Понятно, имеется в виду, что «диссидент» сам метил в кресло худрука и озлобился на удачливого конкурента. Правда, Гармаш эту информацию опровергает, но кто же ему поверит? верить, разумеется, можно только тем, чьи слова одобрены тусовочным Главлитом.

Сразу скажу, что актёры, на мой взгляд, не должны возглавлять театры. И прежде всего это относится к много снимающимся актёрам: театр – дело каждодневное, и пока номинальный руководитель кочует по съёмочным площадкам, от его имени чаще всего правит дежурный министр-администратор («ням-ням-ням, да и шмыг-шмыг-шмыг»). Но ведь и по некоторым режиссёрам – тот же вопрос: кто реально возглавляет театр, пока худрук-гастролёр ставит свои спектакли в разных концах бывшего СССР? Разве не то же самое получается – the Queen rules but does not rule, Королева правит, но не управляет? Постановки «по совместительству», разумеется, возможны, но всё-таки как исключение, а не как правило, согласитесь.

Ещё один любопытный момент: помимо обвинений в «стукачестве» и в «личных амбициях», на Гармаша вылили массу всяческих помоев. Ничего конкретного не нашёл, но конкретика не нужна, достаточно намёков. Возможно, судить не берусь, однако не лишним будет заметить, что обвинения против Рыжакова куда более конкретны, причём речь идёт о его деяниях уже после назначения в «Современник» – достаточно напомнить об увольнении А.Толубеевой (на место которой в театр пришла А.Рыжакова, дочка худрука) или об изгнании гардеробщиц (злые языки, правда, говорят, что таким образом непотребнадзорная А.Попова готовит для себя запасной аэродром, но это вряд ли, да и в одежде г-жа Попова разбирается не слишком – иначе она не уверяла бы, что перчатки спасают от респираторной инфекции; конечно, если натянуть их себе на пятки, всё может быть, но будущей гардеробщице неплохо бы знать, на каком месте носят эти самые перчатки).

Ещё одна претензия Гармаша к Рыжакову связана с тематическим проектом нового худрука «Диалоги «Современника». Война и мир»: «Проект представляет набор роликов, в которых молодые актёры беседуют со своими коллегами об отношении к Великой Отечественной войне и Дню Победы.
Один их вопросов, который повторяется практически во всех роликах, – надо ли праздновать День Победы
» (https://pravda-nn.ru/delonn/stsenicheskij-boj-pochemu-sergej-garmash-so-skandalom-ushel-iz-teatra/?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop). Не собираюсь касаться «идеологической составляющей» этого проекта – тем более, я его не видел. (Впрочем, замечу в скобках: в нынешних празднованиях Дня Победы и меня многое смущает, но сейчас речь о другом.) Почему не посмотрел? Да потому, что такого рода проекты («беседы на заданную тему») вполне подходят Дому культуры, но к театру отношения не имеют, вне зависимости от самой темы. А у нас сейчас один театр за другим «переформатируется» в Дома культуры; по сути, дело Суркова живёт и побеждает. Вот и «Современник» попал...

Тем удивительнее, что противники Рыжакова клеймят «идеологию» проекта, но практически никто не задаётся вопросом: при чём тут театр? Не стесняются по части прилагательных («вредный», «кощунственный», «примитивный», «самодеятельный»), а существительного «театр» как бы и не оспаривают. Привыкли? Подзабыли, что в русском языке приоритетно не прилагательное, а то, к чему оно прилагается, то есть – существительное?

Очередное окно Овертона, однако.

В общем, разрушение театра идёт полным ходом. Но эта «составляющая», похоже, никого уже не интересует.
Почти никого.
Subscribe

  • Год назад: 2020, 20 – 25 сентября

    dik_dikij и poziloy В прошлом году по техническим причинам пришлось разбить наш последний сентябрьский мемориал на две недлинные части. Может быть,…

  • 2021: 1 – 15 сентября

    dik_dikij и poziloy Осень... 1 сентября 2021 года умер Александр Храбунов, « Бессменный гитарист группы «Зоопарк» и соратник Майка Науменко в…

  • Памяти Бельмондо

    dik_dikij и poziloy 6 сентября 2021 года умер Жан-Поль Шарль Бельмондо. Тот редкий случай, когда можно без малейшего преувеличения сказать:…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments