dik_dikij (dik_dikij) wrote,
dik_dikij
dik_dikij

Category:

Шум и шорох

Алексей Битов (poziloy)

Хотя бы на некоторое отвлечёмся от нынешних коронавирусных пертурбаций. Из нашего мемориального поста, выложенного в минувшую пятницу (https://dik-dikij.livejournal.com/1601879.html): «29 марта 2020 года умер Кшиштоф Пендерецкий, польский композитор и дирижёр, общепризнанная мировая величина. Впрочем, как оказалось, есть и сомневающиеся. Сомневаться, конечно, не возбраняется, но... Впрочем, тут нужен отдельный пост; Бог даст, получится – уже после Пасхи, понятно. А пока – одна цитата из интервью Пендерецкого.

«Я планирую в жизни написать девять симфоний. Во-первых, девять – это мое любимое число, а во-вторых, я всегда так шучу, – все композиторы, написавшие по десять симфоний, умирали» (https://d-tretyakov.livejournal.com/32219.html).

Ни Десятой, ни Девятой симфонии Пендерецкий так и не написал – зато успел вернуться назад и закончить Шестую
».

Пасха позади, время отвечать за базар.

Начнём с безобидного. Пятничный пост получился громоздким, сокращали его, как могли, и из трёх поначалу отобранных цитат из интервью Пендерецкого оставили лишь одну. Вот две другие:
«Я считаю, что рациональное и эмоциональное одинаково важно, дополняет друг друга. Нельзя только импровизировать и надеяться на вдохновение минуты, которое в процессе работы либо появляется, либо нет. Но когда это вдохновение уже появилось, когда пришла мысль, идея – тогда оказываешься перед необходимостью ее выверить, вычислить. Точность, выверенность мышления, является неотъемлемой частью процесса творчества, его важной составляющей» (https://web.archive.org/web/20120423062556/http://www.remusik.org/journal/interviews/3-110907/).

«Я не слушаю чужую музыку, когда сочиняю свою. У меня нет на это времени... Я считаю, что невозможно сочинять новую музыку, не переварив все музыкальное наследие предыдущих эпох, не пропустив через себя. Но, чужая музыка не вдохновляет меня на создание собственной» (https://d-tretyakov.livejournal.com/32219.html#cutid1/).

Ещё несколько цитат.
«существуют такие произведения, в которых сам композитор вовсе и не хотел, чтобы там была логика. Лично мне такие произведения неинтересны, потому что это уже граничит с дилетантизмом. Подобного рода сочинения были весьма распространены в 60-е годы, когда был период так называемого «вторичного дадаизма». Тогда все было можно: каждый шум, шорох считать некоей «единицей» … » (см. на www.remusik.org).

«художник не должен показывать природу такой, какая она есть в действительности, а только в преобразованном виде» (там же).

«В 50-х годах прошлого века я писал музыку в традициях неоклассицизма. Тогда, после Войны, это было самое серьезное и глубокое направление в классической музыке. Мы все вдохновлялись поздним Стравинским. Самым типичным своим произведением того периода я считаю «Три миниатюры для кларнета», они были написаны в 1955 году.

Но, в 1956 году я писал уже авангард. Тогда авангард был под запретом, а мне очень хотелось экспериментировать. Так в конце 50-х годов я стал композитором-авангардистом. Это был, наверное, самый интересный период моей жизни. Я был полон новых идей, и каждый день воплощал их в жизнь. Это был период постоянных экспериментов, попыток вырваться за пределы, существовавшие в мировой музыке с помощью новых изобразительных средств. Я называю его периодом «штурма унд дранга» – бури и натиска. Моя музыка, мягко говоря, не была копией западно-европейской музыки. Я пытался все делать по-своему, моя музыка была сугубо иной, написанной совершенно другими средствами и совершенно новым музыкальным языком Я имею в виду возникновение электронной музыки, к которой я приложил свою руку и на создание которой активно тратил силы в 1956 году в Варшаве.

Потом я пережил увлечение поздним романтизмом. Это был достаточно краткий период, он длился всего три года. Но, этот период я считаю важным, с него началась моя большая измена авангарду. Этот было моей сознательной реакцией на неожиданно возникшую популярность авангардной музыки. Авангард стал моден. Это было удивительно. В шестидесятые вся музыкальная продукция становилась популярной лишь тогда, когда несла на себе печать авангардных экспериментов. Это касалось не только популяризации электронной музыки, она тогда еще не имела столь массового характера, я говорю здесь, прежде всего об авангардистах второго и третьего поколения. Авангардная музыка становилась все хуже. Она потеряла свои первоначальные качества, стала выхолощенной и зацикленной лишь на себе самой. Музыка шестидесятых годов была в большей степени продуктом формы, а не содержания. И это была бесплодная продукция. И тогда я вновь развернулся в музыке на сто восемьдесят градусов и стал все делать иначе
». И чуть дальше: «Все топчутся там же, на том же самом месте, где когда-то остановились в 60-е» (см. d-tretyakov.livejournal.com). Короче, «большая измена авангарду», и мы подошли, наконец, к «обидной части».

Из некролога: «в 1959 г. молодой музыкант, сперва учившийся на скрипача, принял участие в польском композиторском конкурсе. Разрывают конверт с девизом: второе место – Пендерецкий. Разрывают следующий конверт: еще одно второе место – Пендерецкий. Разрывают последний конверт: первое место – Пендерецкий. Рецензент написал: «Дитя счастья – разве что с бородой»...

Однако вскоре пришло грустное отрезвление. В каждой новой партитуре Пендерецкого становилось все больше неоромантического, возвышенного и зевотного. Борода осталась, а счастье испарилось. К тому же повзрослевший новатор стал самым скучным в мире дирижером, исполняющим классические произведения...
В 2012 г. Пендерецкий стал невинной жертвой российских избирателей. В силу физиономического сходства с председателем Центризбиркома Владимиром Чуровым, как предполагалось, принявшим участие в фальсификации подсчета голосов на выборах в Госдуму, он был подвергнут издевательской овации в ложе Большого театра. Живой классик стоял, явно ничего не понимая. По этому случаю авангардный композитор Борис Филановский отпустил ехидный комментарий: «А Пендерецкий и есть Чуров в современной музыке».

От своего авангардного прошлого живой классик, впрочем, никогда не отрекался. И всего год назад, встав за пульт Оркестра радио в Катовицах, даже записал диск, состоящий из собственных ранних произведений. Большего разочарования доставить своим былым поклонникам он не смог. Мало того, что из партитур молодости он выбрал не те, что некогда полыхали гневом и скорбью, а другие – что по части вечности и философии мироустройства. Но даже лучшие из них сомлеть уже не заставят: слишком много мы узнали с тех пор настоящего, первородного авангарда
» (П.Поспелов, https://www.vedomosti.ru/society/articles/2020/03/29/826544-pamyati-penderetskogo).

Ещё раз: «Сомневаться, конечно, не возбраняется, но...» Про «самого скучного в мире дирижера» – воспримем как метафору, а всё остальное... м-да... Адепты «авангарда», понятно, «измены» простить не могут. Особенно умиляет, конечно, презрительное «по части вечности и философии мироустройства»; такие ноты «сомлеть ... не заставят», а «новаторы», как бабочки, существуют в режиме «здесь и сейчас» (не кавалергарды, но век недолог).

Могут ли бабочки издавать звуки? Лепидоптеролог из меня аховый, пришлось залезть в поисковик. Надо же, какая удача! «Гудят во время полета крупные бражники. А если дотронуться до бражника «мертвая голова», он засвистит, всасывая и выдувая воздух через рот, где у него есть «свисток» – особый хитиновый вырост. В Альпах водится лишайница, бабочка из семейства медведиц, которая щелкает во время полета». И даже так (под фотографией): «совки, летая, издают трели стрекочущим органом на средней ноге» (http://faunazoo.ru/izdayut-li-babochki-zvuki). В общем, сплошная музыка, если «каждый шум, шорох считать некоей «единицей»».

Да уж, чего только нет в природе – и вирусы, и бабочки, и существа покрупнее. В частности, Осёл и Соловей, персонажи известной басни дедушки Крылова. Неплохо бы членам АТК (в которой, разумеется, состоит г.Поспелов) эту басню почитать.

Всё лучше, чем учить кого-то родину любить музыку писать.
Subscribe

  • 2021: 12 – 22 августа

    dik_dikij и poziloy Продолжаем свою припозднившуюся «летопись». 12 августа 2021 года умерла Уна Стаббс. « Стаббс в Британии была известна как…

  • Год назад: 2020, 8 – 19 сентября

    dik_dikij и poziloy Ещё 12 дней прошлой осени. 8 сентября 2020 года умерла Нафисет Айтекова-Жанэ. « В 1961 году пришла на работу в Краснодарский…

  • Год назад: 2020, 1 – 7 сентября

    dik_dikij и poziloy Воспоминания вслед. В первый день прошлой осени ушли Крапивин, Клюев и Печерникова. А закончилась та первая неделя смертью…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments