dik_dikij (dik_dikij) wrote,
dik_dikij
dik_dikij

Categories:

2020: 16 – 23 марта

dik_dikij и poziloy

В марте умерших много. Нет, дело не в коронавирусе; впрочем, и в нём тоже: обстановка в мире сейчас, понятно, очень нервная, и на этом фоне дают о себе знать самые разные болячки. Да и погодные аномалии не могут не сказываться.
В общем, одного поста на вторую половину минувшего месяца нам, к сожалению, не хватит; окончание планируем на пятницу, приурочивать мемориальный текст к Пасхе, как хотите, неправильно. Тем более, в России сейчас – сплошной уик-энд, 7 дней в неделю. Потом будет сложно, но давайте, как минимум, доживём до этого «потом».
А пока – вспоминаем.


16 марта 2020 года умер Валерий Якунин. Из некролога на сайте Министерства культуры Московской области: «Работал в областных драматических театрах Сарова и Калуги, в 1972-1975 годах – главный режиссер Калужского театра юного зрителя, прошел двухлетнюю стажировку в Московском драматическом театре им. М.Н.Ермоловой у Валерия Фокина, выпускал спектакли в подмосковных театрах.
В 1988 году Валерий Якунин стал главным режиссером Московского областного драматического театра, позже реорганизованного в Московский областной Камерный театр, и более 20 лет возглавлял этот коллектив вплоть до 2013 года, когда Камерный театр и Московский областной драматический театр имени А. Н. Островского были путем слияния реорганизованы в Московский Губернский театр
».
После этого о Якунине как бы забыли. Вспомнили только сейчас. Собственно, обычно так и бывает...
Вспомнили даже, что «его спектакль "Вождь краснокожих", поставленный в Камерном театре, вот уже 24 года с большим зрительским успехом идет на сцене, и даже после реорганизации театров остался в репертуаре МГТ и продолжает радовать зрителей» (https://mk.mosreg.ru/sobytiya/novosti-ministerstva/16-03-2020-17-43-58-ushyel-iz-zhizni-rezhisser-valeriy-ivanovich-yakun). А потом снова забудут – даже если спектакль останется в репертуаре театра, когда закончится карантин.

16 марта 2020 года умер режиссёр-мультипликатор Алексей Туркус. Его работы достаточно известны: «Буревестник», «Зашкаф», про «Медвежуть» и напоминать не надо. Однажды его спросили: «Все ваши фильмы сделаны в разных техниках, каждый раз новый почерк. Почему?» Туркус, похоже, удивился такому вопросу; его ответ: «Задачи разные, персонажи другие – я не могу все делать одним почерком. Каждая тема, чтобы прозвучать, требует своего метода» (https://lechaim.ru/events/aleksej-turkus-hotelos-chtoby-multfilm-napominal-knizhnuyu-grafiku/). Если по сути, он сказал, что всякое содержание (тема) требует своей (и только своей) формы. А иначе и быть не может.

16 марта 2020 года умер американский актёр Стюарт Максуэлл Уитмэн. За полувековую карьеру он снялся более, чем в 150 фильмах и сериалах. Назовём хотя бы некоторые: «Рапсодия», «Самый длинный день», «День и час», на ТВ – «Рыцарь дорог», «Она написала убийство», «Крутой Уокер». Были и главные роли – «Метка», «Пески Калахари», тот же «День и час». А наши зрители, надо полагать, помнят Уитмэна прежде всего по «Воздушным приключениям», где он сыграл лихого американского лётчика-ковбоя Орвила Ньютона.
«Воздушные приключения» – https://my.mail.ru/mail/shafrostin/video/535/3083.html (смотрите с 20-й или даже с 26-й минуты).
С.М.Уитмэн, 01.02.1928 – 16.03.2020


17 марта 2020 года умер Эдуард Лимонов (Савенко). «Он не был мне интересен как писатель – потому, что ему не был интересен я. Похоже, ему вообще никто не был интересен, кроме него самого. Почему так жёстко? Именно потому, что он мог бы стать настоящим писателем – он умел писать, ему это было дано (в отличие, к примеру, от его самого известного, можно сказать, ученика, который выше уровня средней газеты подняться физически не может). А что касается Лимонова – кому много дано, с того много и спрашивается. По гамбургскому счёту. Вот, собственно, и всё» (Ал.Битов).

17 марта 2020 года умерла Элизабет (Бетти) Уилльямс. Дочь протестанта и католички (такие браки не характерны для Северной Ирландии), она в какой-то момент поняла, что «насилие может повлечь только большее насилие... Как говорила У. позже, «люди явно перестали сознавать ценность человеческой жизни»... В августе [1976 года] на ее глазах британские солдаты застрелили члена ИРА за рулем его автомашины, которая, потеряв управление, сбила троих детей, гулявших с матерью (мать также получила повреждения)... Она призвала всех женщин, не считаясь с вероисповеданием, приложить все усилия для прекращения террора ИРА; У. объявила о мирном шествии, которое должно было состояться в Андерсонстауне.
14 августа, следуя призывам У. и Корриган, на улицу вышли примерно 10 тыс. женщин... На следующий день У. и Корриган совместно с корреспондентом дублинской газеты «Айриш пресс» основали движение, получившее название «Сообщество мирных людей»
» (http://nobeliat.ru/laureat.php?id=176).
Трудно усомниться, что это движение сыграло громадную роль в нормализации обстановки, и свою Нобелевскую премию мира Уилльямс и Корриган (вместе с помогавшей им журналисткой К.МакКеон) получили заслуженно.
А через 30 лет... «У меня серьезные проблемы с понятием "ненасилие", потому что я совсем не уверена, что являюсь сторонницей ненасильственных методов, – заявила Бетти Уильямс, – вот, например, сейчас я бы с удовольствием убила Джорджа Буша» (https://dni.ru/culture/2006/7/25/87587.html).
Не убила, и слава Богу: «насилие может повлечь только большее насилие». Вне зависимости от отношения к тем или иным персоналиям.

18 марта 2020 года умер Эмиль Каревич – по мнению www.kino-teatr.ru, «Один из самых талантливых и выдающихся польских актеров». Справедлива ли такая характеристика, судить не возьмёмся, но, во всяком случае, Каревич служил в театрах Гданьска, Лодзи, Варшавы, играл не последние роли в спектаклях по Шекспиру, Шиллеру, Гоголю, отметился в «Крестоносцах» (король Ягелло) и «Приключениях канонира Доласа», снимался у самых популярных польских режиссёров своего поколения – Е.Кавалеровича, А.Мунка, В.Хаса. У А.Вайды, разумеется, тоже – поручик Умный в «Канале» стал одним из первых экранных персонажей актёра.
Кстати, в «Канонире Долласе» он сыграл гестаповского офицера; Каревич часто появлялся на экране в ролях фашистов. А в жизни он с ними воевал, с Войском Польским дошёл до Берлина. Сам путь в это Войско был для будущего актёра более, чем естественным: весной 1941-го ему исполнилось 18, и юноша стал полноправным гражданином СССР («Я родился в Вильнюсе, и, когда в 1939 году туда пришли Советы, я пел «Калинку»»). Но у нас помнят его, пожалуй, именно как немца: это же штурмбаннфюрер Герман Брюннер их гремевшего некогда сериала «Ставка больше, чем жизнь», антагонист безукоризненного капитана Клоса. Тут позволим себе реплику в сторону: сериал этот почему-то часто сравнивают с «Семнадцатью мгновениями весны», но нам этого понять не дано – Клос больше напоминает Джеймса Бонда, чем Штирлица, а Брюннер, соответственно, ни разу не Мюллер.
Как бы то ни было, «Ставка больше, чем жизнь», 15-я серия («Осада») – https://ok.ru/video/373644593850 (с 7-й минуты).
Э.Каревич, 13.03.1923 – 18.03.2020


18 марта 2020 года умер Алфред Меррилл (Эл) Уорден. Участник космической программы NASA, он был пилотом «Аполлона-15», но на лунную поверхность так и не ступил: «Пока его коллеги исследовали поверхность Луны, Уорден оставался на орбите спутника и управлял модулем корабля. В тот момент он находился в 3600 километрах от других людей из-за чего и получил прозвище «самого одинокого астронавта». Именно благодаря этому факту Альфред Уорден даже попал в Книгу рекордов Гиннесса как человек оказавшийся на максимально большом расстоянии, которое когда-либо было между напарниками-астронавтами.
«Теперь я знаю, почему я здесь. Не чтобы поближе взглянуть на Луну, но чтобы оглянуться на наш дом, Землю», – цитирует слова Уордена после миссии сайт телеканала «Звезда»
» (https://www.kp.ru/online/news/3802376/). Оглянемся и мы – даже те, кому не грозит попасть в Книгу рекордов самоизоляции.

19 марта 2020 года умер Игорь Богодух – «патриарх ростовской сцены, легенда и чудо донского театра, непревзойденный мастер, многоликий и восхищающий Артист» (http://www.rostovteatr.ru/theater/news/utrata/). В Ростовском театре драмы Богодух служил 45 лет – до 2009 года. Степан Разин, Мамаев... Впрочем, достаточно назвать две роли: Городничий и Король Лир. «О «Короле Лире» я и мечтать не мог: во мне 130 кг веса и рост 183. А Лир – он же беззащитный, щупленький... Но режиссер спектакля (Георгий Кавтарадзе – авт.) хотел показать, как ломают большого и сильного человека...» (http://www.relga.ru/Environ/WebObjects/tgu-www.woa/wa/Main?textid=3058&level1=main&level2=articles). Богодух не сломался и не поплыл по течению – потому, наверное, и ушёл со сцены, хотя мог бы ещё играть и играть. Но – «Не знаю, может быть, прошло мое время, и просто я чего-то не понимаю. Но мне кажется, что общий уровень – театра, кино, литературы, образования, медицины – падает катастрофически. Просто уже ниже плинтуса. До театра ли людям? Отвыкли. Отвык народ от хороших книг, от настоящих фильмов, от нормальной музыки...» (из того же интервью).
И ещё: «когда они были в России, «хорошие времена»?! В каждом веке свои беды: то война, не приведи Господи, то холера, то революция... Так что жаловаться, может, и грех».
А это уже из другого интервью: «Сниматься в кино, конечно, очень интересно, но играть в театре мне всё же нравилось во сто, в тысячу раз больше» (https://rostov.aif.ru/culture/events/124064). Тем не менее, Богодух снимался – не слишком много, но снимался. Например, в популярном фильме «Миллион в брачной корзине» – https://www.youtube.com/watch?v=yioch-zfWWM (Антонио, сосед и «коммерческий партнёр» главного героя, появляется практически с самого начала). Понятно, не Городничий, не Король Лир, но сниматься ведь тоже интересно, а «жаловаться, может, и грех...»
И.А.Богодух, 04.03.1938 – 19.03.2020


20 марта 2020 года умер оперный режиссёр Станислав Гаудасинский. В 1980-2007 годах (более четверти века!) он возглавлял Малый театр оперы и балета (Михайловский) как худрук и директор в одном лице. Именно при нём театру присвоили имя Мусоргского и вернули историческое название – Михайловский.
Отметим, что среди самых известных постановок Гаудасинского-режиссёра были оперы Мусоргского «Борис Годунов» и «Хованщина».
Но сейчас больше пишут о другом: 19 сентября 2019 года умерла знаменитая певица Ирина Богачёва, жена Гаудасинского, а 30 октября – их дочь, пианистка Елена Гаудасинская. И вот – третья смерть в семье. За полгода. Это даже не рок, а что-то совсем запредельное...

20 марта 2020 года умер Ярослав Федоришин, ученик А.Эфроса и К.Занусси, основатель и худрук львовского театра «Воскресение», а кроме того (как бы по совместительству) – организатор и бессменный директор Международного театрального фестиваля «Золотой Лев». Театру в этом году исполняется 30 лет, а фестиваль перевалил за эту отметку в году минувшем.
«Для меня очень быстро летит время. Раньше я этого не замечал...»

20 марта 2020 года умер Кеннет Доналд (Кенни) Роджерс – можно сказать, классик кантри. Или, во всяком случае, чего-то, близкого к кантри.
Кенни Роджерс, «Lady» – https://www.youtube.com/watch?v=ZYRfUoR9Q4Y.

21 марта 2020 года умер узбекский кинорежиссёр Назим Аббасов. «на XX Международном кинофестивале в Инсбруке приза зрительских симпатий удостоилась картина о гончарах "Вечный круг", по словам самого режиссера, созданная в стилистике "наивного примитива, без каких-либо аллегорий, иносказаний и прочего"... Но наибольшее признание в мире получила картина Назима Аббасова "Феллини", причем она не о великом итальянском кинорежиссере» (https://vestikavkaza.ru/articles/umer-kinorezhisser-nazim-abbasov.html).

21 марта 2020 года умерла Людмила Кусакова, кинохудожник. «Кусакову знали и ценили кинематографисты разных поколений, она работала с кинорежиссерами: Александром Зархи («Двадцать дней из жизни Достоевского»), Сергеем Юткевичем («Ленин в Париже»), Михаилом Козаковым («Покровские ворота»), Кареном Шахназаровым («Город Зеро», «Цареубийца», «Яды, или всемирная история отравлений», «Исчезнувшая империя», «Любовь в СССР», «Палата № 6»), Иваном Дыховичным («Черный монах»), Николаем Лебедевым («Звезда», «Волкодав из рода Серых Псов»), Эльдаром Рязановым («Андерсен. Жизнь без любви», «Карнавальная ночь-2, или 50 лет спустя»), Валерием Пендраковским («Я свободен, я ничей», «Кому я должен – всем прощаю») и многими другими» (https://unikino.ru/kusakova-nekrolog/).

22 марта 2020 года умер Николай Боярчиков. Он танцевал сам, а с возрастом, что называется, сменил амплуа и стал балетмейстером. «С его именем связаны головокружительные взлеты Пермского академического театра оперы и балета имени П.И. Чайковского и Санкт-Петербургского театра оперы и балета имени М.П. Мусоргского (ныне Михайловский театр)» (https://portal-kultura.ru/articles/theater/319915-pamyati-nikolaya-boyarchikova/). В Перми он был главным балетмейстером, в родном Питере – главным балетмейстером и художественным руководителем балета.
А худруком Михайловского тогда был Гаудасинский. Из театра и из жизни они с Боярчиковым ушли, можно сказать, вместе.

22 марта 2020 года умер Эрнст Зорин. Выпускник «Щуки», он 20 лет служил в Театре Вахтангова, участвовал во многих спектаклях («Принцесса Турандот», «Антоний и Клеопатра»), но не на первом плане; единственным исключением, похоже, стала заглавная роль в детском спектакле «Кот в сапогах».
В 1980 году актёр решил перебраться в Израиль, но дотуда, что называется, не доехал, стал диктором радио «Свобода», а потом перебрался в США. «Работа на радио «Свобода» вовсе не затмила мне театр. Я и в Мюнхене играл в театре, и в США привозил свои работы. В Нью-Йорке ставил «Принцессу Турандот» Карло Гоцци, «Миллионершу» Бернарда Шоу, играл в пьесах «Москва – Нью-Йорк – Москва» (по мотивам «Варшавской мелодии»), «Сильнее любви» (по повести Б.Лавренёва «Сорок первый»), «Фиктивный брак» В.Войновича и других. Играл моноспектакль «Записки сумасшедшего» (по Гоголю). Да и сейчас, живя в штате Миссури, не думаю отказываться от творчества» (https://www.krugozormagazine.com/show/ernst-zorin.109.html, 2007 год).
Снимался Зорин немного; наверное, самая известная его киноработа – Алик Ступин, фарцовщик и шпионский пособник («Ошибка резидента», «Судьба резидента»), но персонаж этот настолько кукрыниксовый, что играть нечего. И видео мы решили не выкладывать.
Э.П.Зорин (Нотерзор), 17.04.1937 – 22.03.2020


23 марта 2020 года умер цирковой артист Константин Васильев. Васильев «В 1952-1961 годах работал в номере «Гимнасты на круглом турнике» под руководством М.Hиколаева. Однажды неудачно приземлившись, получил травму и больше не мог работать акробатом.
Окончил клоунские курсы и с 1962 года стал выступать в цирке уже в качестве клоуна... В 1966 году известный иллюзионист Игорь Кио предложил ему работать в своей программе с Анатолием Векшиным, в дуэте с которым выступал в течение четверти века. Их лучшие интермедии: «Самолёт», «Сценка у колодца», «Свистки», «Часы»
» (http://www.circus.ru/press-service/news/24132/).
Васильев изредка снимался в кино, и те, кто видел фильм Н.Кошеверовой «И вот пришёл Бумбо...», могут вспомнить тамошнего клоуна. Да, это был Васильев.

23 марта 2020 года умер итальянский кинооператор Альфио Контини. Он много работал с Д.Ризи («Обгон», «Чудовища», «Жена священника») и с Ф.Кастеллано (включая «Укрощение строптивого»), но ещё более известны фильмы, снятые им с Л.Кавани («Ночной портье») и М.Антониони («Забриски Пойнт»). Между прочим, и с одной, и с другим Контини тоже «соавторствовал» не единожды.

23 марта 2020 года умерла Лючия Бозе. В начале фильма М.Антониони «Дама без камелий» один из персонажей, имея в виду главную героиню, задал очевидный вопрос: «Она с конкурса красоты?» Не угадал. А вот саму Бозе, исполнительницу этой роли, и впрямь «нашли» на конкурсе «Мисс Италия-1947», где она победила. Правда, «находчивым» оказался не Антониони, а Дж.Де Сантис, доверивший дебютантке главную женскую роль в «Нет мира под оливами». Так что не будет преувеличением сказать: Бозе стояла у колыбели новорожденного итальянского неореализма. Де Сантис о своём выборе не пожалел, иначе вряд ли пригласил бы «находку» в следующий свой фильм – «Рим в 11 часов». Но и другие режиссёры не дремали – Антониони ещё до «Дамы без камелий» снял Бозе в «Хронике одной любви» (и тоже в главной роли); с итальянцами конкурировали Х.А.Бардем («Смерть велосипедиста»), Л.Бунюэль («Это называется зарёй»), а если верить Википедии – ещё и Ж.Кокто («Завещание Орфея»). Кто знает, как пошло бы дальше, если бы Бозе не переменила судьбу и не оставила съёмочную площадку после замужества.
Через несколько лет она всё-таки вернулась, но теперь уже чаще снималась в небольших ролях («Сатирикон Феллини»), хотя случались и главные, в основном у режиссёров-женщин («Гость» Л.Кавани, «Свет» Ж.Моро). И дело не только во внешних данных: Бозе очень органична, трудно этого не заметить.
«Дама без камелий» – https://ok.ru/video/478416210665 (лучше смотреть с 6-й минуты).
Л.Бозе (Борлони), 28.01.1931 – 23.03.2020


Прервёмся...
Subscribe

  • 2021: 23 – 31 августа

    dik_dikij и poziloy Прощаемся с летом. 23 августа 2021 года умер Гоча Ломия. « Ломия... знаком советскому зрителю по своему экранному дебюту – в…

  • 2021: 12 – 22 августа

    dik_dikij и poziloy Продолжаем свою припозднившуюся «летопись». 12 августа 2021 года умерла Уна Стаббс. « Стаббс в Британии была известна как…

  • Год назад: 2020, 8 – 19 сентября

    dik_dikij и poziloy Ещё 12 дней прошлой осени. 8 сентября 2020 года умерла Нафисет Айтекова-Жанэ. « В 1961 году пришла на работу в Краснодарский…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments