dik_dikij (dik_dikij) wrote,
dik_dikij
dik_dikij

Category:

О настоящем

Алексей Битов (poziloy)

Запоминающийся литературный анекдот из «Записных книжках» С.Довлатова: «Генрих Сапгир, человек очень талантливый, называл себя "поэтом будущего". Лев Халиф подарил ему свою книгу. Сделал такую надпись: "Поэту будущего от поэта настоящего!"» Как ни относись к стихам Халифа, но каламбур получился шикарный.

Кстати, к театру это тоже относится. В общем, из плохо видимого с наших мест будущего попробуем вернуться в худо-бедно различимое настоящее.

На днях наткнулся на комментарий к посту об эпидемии подвального вируса, поразившей наши театры. С постом я в принципе согласен, но и комментарий, полагаю, по делу: «Не надо обобщать. Ни к чему такому особенному вся вышеперичесленная мерзость не привела. Ни тогда, ни сейчас. По-прежнему ставятся прекрасные нормальные спектакли по всей огромной стране. А пена есть есть пена». А самое смешное, что под ответом на комментарий тоже готов подписаться. Вот этот ответ (В.Красногоров – А.Ефремовой): «Очень хорошо, что слова "прекрасные" и " нормальные" Вы поставили рядом». Должно ли прекрасное быть величаво, вопрос спорный, а вот то, что попадается это прекрасное не так часто, как хотелось бы – факт, извините, очевидный. «Нормально» – стало быть, хорошо. Может ли быть лучше? Конечно, как же иначе; обильно поливать окрестности елеем обычно стараются либо упёртые незнайки, либо ушлые пиарщики. Ладно, к делу.

В январе-феврале удалось увидеть целых 3 нормальных спектакля (плюс ещё один любопытный). Как хотите, это приличный показатель, подтверждающий, что театр, несмотря ни на что, жив. О двух спектаклях так или иначе упоминал («Док тор» молодого режиссёра Е.Таныгиной в Театре Джигарханяна и «Орфей спускается в ад» И.Яцко в ШДИ), надо бы и о третьем несколько слов сказать. Частица «бы» (надо бы) тут очень даже к месту, речь как раз о Театре «БЫ», о котором до ноябрьской «Обочины» слышать не доводилось. А на «Обочине» эти ребята во главе с режиссёром М.Федоренко показали собственную версию «Стеклянного зверинца», и я, знаете ли, как-то проникся, хотя и посетовал на название «Женщина соловей» (через дефис или нет – уже и сам не знаю, видел два варианта, и оба, вроде бы, авторские). (Да, везёт мне в последнее время на Уилльямса, к чему бы это?)

И вот увидел ещё один спектакль Театра «БЫ» и режиссёра Федоренко – «12 дней уходящего года» (по мотивам повести Э.Э.Шмитта «Оскар и Розовая дама»)... Опять, получается, «псевдоним», хотя отношение к первоисточникам у меня разное: нежно люблю «Стеклянный зверинец», а соплеточивый «Оскар», извините, вызывает нечто, похожее на приступ крапивницы (между прочим, к теме крапивницы ещё вернусь). Вызывает, но не в этом спектакле: не знаю, как это получилось, но соплей там почти не осталось. Получилась, на мой взгляд, другая история, скорее напоминающая «Маленького принца». Может быть, иногда даже чересчур напоминающая – периодически возникало ощущение, что сейчас появится удав, который проглотил слона, или что-то в этом роде.

Любопытная деталь: «Стеклянный зверинец» (виноват, «Женщина соловей») явно проходит по ведомству ненависсстного кое-кому психологического театра, а «12 дней» достаточно условны. Кому как, а мне нравится, что режиссёр не зацикливается на чём-то одном, пробует себя в разных «ипостасях»; конечно, «кто ищет, тот всегда найдёт» – очевидное преувеличение, но кто не ищет, тому вряд ли что-то светит.

Другое дело, некоторые «повторы» всё-таки имеют место быть. Прежде всего, речь о стульях, которые в обоих спектаклях становятся основным реквизитом. Отчасти, понятно, это вынужденно (возможности маленьких театров, мягко говоря, ограничены), но не пора ли в таком случае ставить Ионеско (или, как минимум, Ильфа и Петрова)?

Ну, побрюзжал – и достаточно. Хвалить особо не буду: как говорится, лучше один раз увидеть... В данном случае, считаю, оно того стоит. (У Театра «БЫ» есть страница на ФБ, там, в принципе, можно найти всё, что положено.)

Впрочем, одно, пожалуй, отмечу: музыкальное сопровождение. Похоже, оно собрано с миру по нитке, но всё, насколько могу судить, как-то срослось.

Да, о крапивнице, как обещал. В спектакль вмонтированы стихи, и тоже с миру по нитке – в частности, Бёрнс и Заболоцкий. И французский верлибрист Алэн Боске, стихотворение которого (тоже, естественно, из «12 дней») добавлю сюда в качестве, можно сказать, бонуса.

Если при имени “Бог” у вас начинается
приступ крапивницы, – говорит Бог, –
зовите меня “алебастром”, “ласточкой” или “ручьем” –
буду знать, что речь идет обо мне.
Если от имени “Бог” вам становится худо,
изобретите взамен другое какое-то слово,
что-нибудь вроде “легкого вздоха”, “росы”
или “ужаса небытия”.
Меня оскорбить невозможно:
все на свете слова – синонимы для меня.



И ещё: спектакль, на мой взгляд, ни разу не детский. Как «Маленький принц», если на то пошло. А перекличка названий («Девять дней одного года», понятно) – тоже как бы в тему, догадаться несложно. Но речь-то, по сути, не о смерти, но о том самом мире, несовершенство которого слишком очевидно непредвзятому взгляду ребёнка.

А устами младенцев... тех, кого мы в запарке не выплеснули вместе с водой...
Subscribe

  • 2021: 12 – 22 августа

    dik_dikij и poziloy Продолжаем свою припозднившуюся «летопись». 12 августа 2021 года умерла Уна Стаббс. « Стаббс в Британии была известна как…

  • Год назад: 2020, 8 – 19 сентября

    dik_dikij и poziloy Ещё 12 дней прошлой осени. 8 сентября 2020 года умерла Нафисет Айтекова-Жанэ. « В 1961 году пришла на работу в Краснодарский…

  • Год назад: 2020, 1 – 7 сентября

    dik_dikij и poziloy Воспоминания вслед. В первый день прошлой осени ушли Крапивин, Клюев и Печерникова. А закончилась та первая неделя смертью…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments