dik_dikij (dik_dikij) wrote,
dik_dikij
dik_dikij

Category:

Памяти Владимира Туманова

Алексей Битов (poziloy)

27 февраля 2020 года умер Владимир Туманов, главный режиссёр питерского Театра на Васильевском. С сайта театра: «27 февраля в афише театра стоит постановка Владимира Туманова – спектакль «Мещане» по М. Горькому» (http://www.teatrvo.ru/novosti/teatr_na_vasilevskom_s_glubochajshim_priskorbiem_soobshhaet-_chto_27_fevralya_2020_goda_ushel_iz_zhizni_glavnyj_rezhisser_teatra_vladimir_anatolevich_tumanov).

Тот самый спектакль, который минувшим летом показали на фестивале «Фабрика Станиславского». Показали в вынужденно усечённом виде: белорусская таможня задержала декорации, костюмы и вообще весь реквизит, актёры играли, кто в чём был, а весь антураж состоял из пианино и 12 (по числу персонажей) стульев. И тем не менее: «я, во всяком случае, уже минут через 10-15 после начала спектакля воспринимал воображаемые атрибуты как нечто, вполне реальное, а это, как хотите, о чём-то говорит» (https://dik-dikij.livejournal.com/1552671.html).

Мог ли спектакль в таких условиях превратиться в обычную читку? Запросто мог, но этого не случилось – в том числе и потому, что даже в усечённой версии осталось главное: «Зловещий Нил – это, надо полагать, умышленно, в подобные случайности не особо верится. Да-да, не привычный школьный Сокол или неглубокий резонёр Товстоногова/Лаврова – именно зловещий (не ведающий эмоций, роботообразный) персонаж Туманова/Манцыгина. Этот, знаете ли, пойдёт по головам, не задумываясь. А что такого?»

Как ни крути, режиссура начинается с собственного прочтения исходного текста, и Туманов ещё раз доказал, что он – режиссёр. Понятно, прочесть мало, нужно ещё и воплотить всё это на сцене (ну, пусть не всё, но основное – непременно). И тут профессионализм Туманова тоже не вызывал сомнений – сужу хотя бы по постановке «Грозы». Прямо скажу, эта «Гроза» прошла стороной (не везёт мне с Островским, исключения – только студенческие спектакли), но ощущения режиссёрской беспомощности не возникло ни разу.

Да что я! Н.Садур, весьма привередливая к постановкам своих пьес, очень высоко ставила тумановскую постановку «Лунных волков» в Театре на Фонтанке, и подобная оценка, право, дорогого стоит.

А если вернуться к «Мещанам»... Мир наш нынче устроен так, что кругом – Нил со своими непременными крокодилами. Кто «смел», тот и съел (точнее, сожрал). Туманов отнюдь не был театральным «ноунеймом», даже номинировался на «Золотую Маску» (со спектаклем «Таня-Таня» – правда, давным-давно, в 1997-м), но в назначенное тусовкой политбюро «ведущих режиссёров», естественно, не входил; вспоминали (и писали) о нём и его театре, прямо скажем, не слишком часто. Одна из причин (возможно, главная, кто знает?) – он был скорее Петром, чем Нилом («Петр. Я ни в каком случае не сочту себя вправе хватать человека за глотку!
Нил. А я – схвачу
…»)

Скорее Петром, чем Нилом. Но не тем Петром, который готов от всего отречься ещё до того, как прокричит петух. Он не отрекался. По крайней мере, от театра.


Из ответов Туманова на «анкету» ПТЖ, 1999 год. Вопрос № 1: «Деятель театра, поскольку он человек, должен отдавать себе отчет в том, зачем он делает театр», – говорил Дж.Стрелер. Ваши варианты? ЧТО ТАКОЕ ДЛЯ ВАС ТЕАТР? ДЛЯ ЧЕГО ОН?»

Ответ: «Точно так же, как для Стрелера – для людей. И если это нужно мне, может быть зачем-то нужно еще кому-то. Для меня это форма ухода от одиночества».

И далее: «Что такое ритм? Здесь я банален: ритм – основа жизни... Что вообще может быть вне ритма? Нелепо говорить о ритме сценическом, когда в основе всего ритмы космические».

«Самая большая проблема в культуре. И в том, что в связи с этим уходит культура дела. Хотелось бы, чтобы это сохранилось. Сюда входят и профессионализм, и этика профессии, и эстетика профессии. Дело не в том, что время жесткое. Времена были и похлеще, наверное. Театр – это место поэтов. А поэзия из театра ушла. Уникальность факта русского театра – это репертуарный театр. То, что является нашим национальным достоянием, которое сейчас нещадно разрушается, если уже не разрушено вообще. Театр в России – больше, чем театр. Беспокоит это, а не режиссерские проблемы».

«Все, что я высказал, не уменьшает меру моего оптимизма. Поэтому предрекание смерти театру я кроме как глупостью никак назвать не могу. Если происходит отток зрителей, значит театр уходит в какие-то подвальчики, и совершается какая-то внутренняя духовная работа. Видимо, есть в человеке вещество, которое все время толкает одних заниматься театром, других смотреть на это. Это органичная составляющая человеческой природы и жизни».

«Идея русского репертуарного театра – это было бы надеждой для театра. Сегодня мера цинизма властителей, духовной нещедрости и очевидного вырождения народа такова, что говорить о театре, который является составляющей этого народа, очень тяжело. И вырождение театра множится телевидением, бесконечно фальшивыми уродскими юбилеями. После этого человек пойдет в театр? Да еще «как в храм», как говорил Станиславский? Слишком доступен стал артист. Он был тайной, загадкой. А тайна из артиста, из театра ушла».

«В момент спектакля, по-настоящему, творец один – актер. Все остальное – подготовка к этому, организация смысла, пространства. Мы договариваемся, куда мы плывем: либо на Кубу, либо на Суматру. Это разные маршруты и разные фарватеры. Без этого плавания не получится, и будут одни рифы. А в момент факта театра единственным творцом является актер. В этот момент им уже никто не может управлять, один Господь Бог».

«Про «новую волну» – это расхожая фраза, которая ничего не говорит».
http://ptj.spb.ru/archive/17/the-petersburg-prospect-17/vladimir-tumanov-2/
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • 2021: 12 – 22 августа

    dik_dikij и poziloy Продолжаем свою припозднившуюся «летопись». 12 августа 2021 года умерла Уна Стаббс. « Стаббс в Британии была известна как…

  • Год назад: 2020, 8 – 19 сентября

    dik_dikij и poziloy Ещё 12 дней прошлой осени. 8 сентября 2020 года умерла Нафисет Айтекова-Жанэ. « В 1961 году пришла на работу в Краснодарский…

  • Год назад: 2020, 1 – 7 сентября

    dik_dikij и poziloy Воспоминания вслед. В первый день прошлой осени ушли Крапивин, Клюев и Печерникова. А закончилась та первая неделя смертью…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments