dik_dikij (dik_dikij) wrote,
dik_dikij
dik_dikij

Category:

Живое и...

Алексей Битов (poziloy)

«Он живой и светится» – так называется один из «Денискиных рассказов» В.Драгунского. Рассказ этот, если помните, совсем крохотный, но и его, как выяснилось, можно ужать до «краткого содержания», чтобы осталась одна-единственная фраза: «Дениска променял свой новый дорогой самосвал на светлячка в коробочке» (см. https://mishka-knizhka.ru/rasskazy-dlya-detej/rasskazy-dragunskogo/on-zhivoj-i-svetitsja/). Финальный диалог в «изложение» не попал, придётся восполнить пробел. Денискина мама спрашивает: «А чем же, чем же именно он лучше?» (В смысле, чем светлячок лучше самосвала?) Вопрос детский, ответ на него нашёлся сразу: «Да как же ты не понимаешь?! Ведь он живой! Он живой и светится!»

Собственно, со спектаклями бывает что-то похожее: вроде бы, ни о чём (никаких глубин, ни психологических, ни философских), но – «Он живой и светится». Последний (из увиденных) пример – «Док тор» (или «DOK TOP») в Театре А.Джигарханяна.

Как это «ни о чём»? – спросит кто-то. Разве это не о современной медицине? Упаси Господи – разумеется, нет. И не только потому, что текст («вербатим») написан ещё в старые времена, до массового налёта «манагерских» штурмовиков, но и потому, что есть явные заимствования из сюжета 100-летней давности («Записки юного врача»), а также медицинские байки, слышанные в ту пору, когда главный герой, по идее, ещё пешком под стол ходил; судить по этому набору баек о современной (или какой-нибудь другой) медицине – примерно то же самое, что судить о сражениях (или об охоте) по красочным рассказам барона Мюнхгаузена, так что извините. Но, как бы то ни было, режиссёр Е.Таныгина не просто смогла из этого сделать что-то живое, но и актёров зажгла (без чего жизнь на сцене, понятно, не возникла бы). Вот и получилось – «Живой и светится».

Можно, конечно, сказать, что спектакль – о сумбурности нашего бытия: с одной стороны – курьёз, а с другой – трагедия, и расплести эту двойную нить нереально. Можно, но это будут те самые общие слова, которые звучат чаще всего на поминках, а когда говорят о живом (тем более, о светящемся) – они не вполне уместны. А спектакль, повторю, живой.

И всё-таки, отдавая должное актёрам (А.Багрянцеву, Н.Филипповой и С.Бурову), вернусь к главной, можно сказать, героине – Е.Таныгиной (во главе команды, разумеется). Режиссёр она молодой (из программки: «Эскиз спектакля был отобран Художественным советом театра по результатам проведения Режиссёрской лаборатории 2019 года "Русская драматургия в постановке молодых режиссеров", где занял Первое место»). Начало удачное – «многообещающее», как некогда было принято выражаться. А дальше что? Вполне вероятно, за следующими постановками дело не станет, но сумеет ли молодой режиссёр вырваться за пределы «узкого круга» или так и останется вариться в собственном соку – большой, знаете ли вопрос. Начинать с «каботажного плавания», наверное, естественно, но только до поры, до времени, а дальше и закиснуть можно. Что ни говори, драматургу проще: «Горе от ума» при жизни Грибоедова в профессиональных театрах не ставилось, но, добравшись до сцены, осталась на ней уже на 200 лет без малого; Сухово-Кобылин, насколько известно, до первой постановки «Смерти Тарелкина» дожил, но ждать этой премьеры ему пришлось чуть ли не 3 десятилетия. Режиссёр – другое дело, он существует здесь и сейчас, спектакль в стол не засунуть. А отбор в театральном мире нынче, мягко говоря, странноват (да и сам этот мир в его нынешнем виде сколочен, похоже, каким-то в драбадан пьяным плотником: всё кривое и сляпано из некондиционных «стройматериалов» по принципу «сунул, вынул – и бежать»).... Как пробиться в сплочённые ряды «архитекторов» этого самостроя? Есть несколько способов: к примеру, войти в эту «профессиональную» среду по «наследственному праву» (папа-мама с кем-то когда-то приятельствовали). Или убедить «политбюро» в своей полезности. Или (в лучшем случае) потрафить «экспертам» обоего пола, смертельно уставшим от театра и готовым приветствовать всё, что не имеет к театру ни малейшего отношения. Возможны, разумеется, и сочетанные варианты; впрочем, исчерпывающий список нынешних «тропок на Олимп» у меня по-любому не получится.

Что прикажете в такой ситуации делать начинающему режиссёру, если с папой-мамой ему не подфартило? Подлаживаться под «линию партии»? Но желающих больше, чем вакансий – не говоря уже о том, что желающим ходить строем (любым) в режиссуре делать нечего. А выбор между «подлаживаться» и «пребывать в безвестности»... ох, непростой выбор, не хотел бы для себя ничего подобного. Конечно, всем иногда приходится подлаживаться, так уж устроен мир, но тут вопрос меры и степени, увы. А если кто-то попадает в нужную «тональность», поскольку она совпадает с его «понятиями»... нет, ребята, этим вовсе в театре делать нечего, им в другое место надо.

Опасения мои понятно, относятся не только к Таныгиной. На той же «Московской обочине» в минувшем ноябре довелось увидеть работы, как минимум, трёх молодых режиссёров, по-моему, отнюдь не безынтересных (по алфавиту: М.Федоренко, А.Халипская, Р.Шевченко). А вопрос тот же: что дальше?

Несколько лет назад опять-таки на «Обочине» видел запоминающийся спектакль М.Павловской («Войцек»), а теперь в Сети иногда попадаются её посты; о том-о сём, но уже не о театре. Да что там молодые-малоизвестные! Где сейчас И.Керученко? Что ставит А.Коручеков? Часто ли упоминают И.Яцко? Что там говорить, если премия, с благословения властей именующая себя «национальной театральной», год за годом в упор не замечает такого режиссёра как Г.Козлов... Вот такой мир. Кривой. «Страшно!» – как говорили персонажи одного из спектаклей Д.Калинина, чья смерть под прошлый Новый год практически не была замечена в нашем кривом театральном мире...

Да, исхожу из того, что «спящий» (театр) рано или поздно проснётся и быстренько прогонит нынешнюю саранчу. Но «рано или поздно» – не для режиссёров, которые к тому времени сгинут или закиснут. И не для сегодняшнего поколения зрителей, увы («Жаль только, жить в эту пору прекрасную...»): отравиться легко, а восстанавливаться сложно. Существенно и то, что чем дальше, тем труднее: ещё десяток-другой лет, и нынешние «адепты нового театра» наплодят легионы адептов следующего поколения – им сейчас все пути открыты, хоть в театры, хоть в многотиражные СМИ, хоть на кафедры профильных ВУЗов (не говоря уже о частных «учебных заведениях», где вам за некую плату быстро объяснят, что слаще тухлятины ничего не бывает). Такими темпами всё скоро дойдёт до того, что несколько человек будут выходить на лужниковскую поляну, чтобы наперегонки попердеть в звукоусилители. «Футбол будущего» – так они это назовут.

Мяч круглый, он переживёт.

Потенциальным Пеле и Стрельцовым, к сожалению, хуже.
Subscribe

  • Год назад: 2020, 20 – 25 сентября

    dik_dikij и poziloy В прошлом году по техническим причинам пришлось разбить наш последний сентябрьский мемориал на две недлинные части. Может быть,…

  • 2021: 1 – 15 сентября

    dik_dikij и poziloy Осень... 1 сентября 2021 года умер Александр Храбунов, « Бессменный гитарист группы «Зоопарк» и соратник Майка Науменко в…

  • Памяти Бельмондо

    dik_dikij и poziloy 6 сентября 2021 года умер Жан-Поль Шарль Бельмондо. Тот редкий случай, когда можно без малейшего преувеличения сказать:…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments